На HBO стартовал постапокалиптический сериал «Одни из нас», основанный на видеоигре «The Last of Us». Шоураннеры — Нил Дракманн, сценарист и креативный директор оригинала, и Крэйг Мэйзин, создатель «Чернобыля». Рассказываем, получилось ли у них воссоздать атмосферу первоисточника на экране.
О чем это?
1968-й. Американское ток-шоу с двумя приглашенными гостями-учеными. Первый (Кристофер Хейердал) пугает мир потенциальной пандемией, когда человечество повально заразится опасным вирусом. Прогноз второго эпидемиолога (Джон Ханна) еще более жуткий: он уверен, что грибок способен эволюционировать, захватывая тела людей-носителей. Через несколько десятилетий его прогноз сбудется.
2003-й. Помятый мужчина средних лет Джоэл Миллер (Педро Паскаль) работает на стройке и живет вместе со своим братом Томми (Гэбриел Луна) и дочерью Сарой (Нико Паркер). Девочка собирается в школу, а окружающий мир мягко намекает, что привычный порядок вещей вот-вот нарушится. Одноклассники негромко кашляют, по улицам туда-сюда разъезжают машины скорой помощи и пожарные, над крышами американской субурбии пролетают военные истребители, соседская собака тревожно поскуливает. Ночью все изменится навсегда.
2023-й. Все крупные города лежат в руинах. Остатки человечества ютятся в поселениях за высокими бетонными стенами, которые увиты колючей проволокой и охраняются вооруженными вертухаями FEDRA, оно же Агентство. С жестокими солдатами безуспешно борются революционеры «Цикады». Всех несогласных они прилюдно вешают на глазах у других горожан.
Изрядно поседевший и совсем разбитый Джоэл обитает в карантинной зоне на окраине Бостона. Он стал контрабандистом и работает в связке с сожительницей Тесс (Анна Торв). Пара хочет раздобыть автомобильный аккумулятор, чтобы разыскать Томми, который живет в Вайоминге и уже некоторое время не выходит на связь. Так вышло, что единственный способ разжиться работающей машиной — это выполнить задание «Цикад». Их глава Марлин (Мерл Дэндридж) просит Джоэла переправить некую девочку Элли (Белла Рэмси) в Капитолий штата Массачусетс, который находится в центре Бостона.
Как это выглядит?
Вопрос о том, зачем вообще нужна была экранизация и без того кинематографичной видеоигры, отпадает в первые же минуты просмотра. Сериальная версия подробнее раскрывает те моменты, которые впроброс подавались в оригинале. Например, экспозиция в игре от начала до первого контакта с зараженным занимала несколько минут, а в первом эпизоде сериала ей выделено почти полчаса. Зрителю удается ближе узнать Сару, а значит, чуть болезненнее прожить один из сюжетных поворотов.
Пилот сделан впечатляюще и очень в духе премиум-контента HBO. Оператором выступила Ксения Середа, снимавшая «Дылду» Кантемира Балагова. Сам российский режиссер первоначально отвечал за пилотную серию, но затем покинул проект из-за творческих разногласий. В итоге режиссером первого эпизода стал Крэйг Мэйзин, и поэтому атмосферу всепоглощающей катастрофы, которая разворачивается на экране, хочется сравнить с его же «Чернобылем». Разворачивающийся апокалипсис тут дан не общим, а крупным планом, через трагическую историю Джоэла. Ровно так, как это и было в игре.
А еще придется огорчить всех тех, кто заранее возненавидел экранизацию за подбор актеров. У Педро Паскаля получился аутентичный Джоэл, травмированный прошлым и ожесточившийся в ходе многолетней борьбы за выживание; он никогда не улыбается, заливает свое горе нездоровым миксом таблеток и крепкого алкоголя, и периодически в нем проявляется звериная жестокость. А Белла Рэмси оказалась идеальным экранным воплощением Элли: у нее живая мимика, она острит и ведет себя как бойкая девчонка, оказавшаяся в самом эпицентре какой-то заварушки.
Как приняли сериал критики?
Сейчас на Rotten Tomatoes у сериала стоит почти безупречный рейтинг в 99% положительных рецензий. Vulture хвалит боевые сцены, снятые так, будто зритель смотрит на происходящее глазами персонажей. Independent отмечает дизайн — заброшенные городские ландшафты, красивые грибы и пустынную сельскую Америку. Los Angeles Times присоединяется к похвале и выделяет актерский состав. Короче говоря, зарубежная критика в восторге и считает сериал новым большим хитом HBO. Отметим, что многие зарубежные журналисты получили весь сезон целиком, так что их мнения уже не должны измениться к финалу.
А за что шоу ругают? Slant Magazine считает, что сериал выглядит как компиляция расширенных версий видеоигровых кат-сцен (и при этом все равно хвалит Паскаля и Рэмси). А Globe and Mail называет «Одних из нас» предсказуемым миксом из уже известных постапокалиптических хитов вроде «28 дней спустя» и зомби-хорроров Джорджа Ромеро.
Вердикт
Трудно выносить итоговую оценку по пилотной серии, но пока создается ощущение, что экранизация действительно удалась. Хорошо получилось примерно все — от кастинга и дизайна до сценария и атмосферы. Единственное, за что можно осторожно пожурить сериал: после первого эпизода он кажется слишком прилежным, не позволяющим себе лишних вольностей. «Одних из нас» еще нельзя назвать важной вехой в истории кинематографической постапокалиптики, ведь у нас есть фильмы вроде «Дитя человеческого» и «Дороги» (ими, кстати, и вдохновлялся Нил Дракманн), переплюнуть которые довольно трудно. Ключевым достижением игры «Одни из нас» была вовлеченность игрока, своими руками творившего невероятно жестокие вещи. Без этого эффекта сериал получается не таким впечатляющим.