Так называемая «новогодняя битва» завершилась в России на прошлой неделе. Самый кассовый период года включает два последних уик-энда декабря и январские каникулы. В этом году из-за ушедших с российского кинорынка мейджоров были подозрения, что результаты побоища будут скромными. В итоге «новогодняя битва» превзошла самые смелые ожидания аналитиков. Общее количество проданных билетов только за январские выходные составило 12,96 миллиона. Прирост по сравнению с аналогичным периодом 2022 года — 21%. За девять праздничных дней выручка российских кинотеатров составила 4,335 млрд рублей. Побить рекорд 2019 года не удалось, однако эта сумма сама по себе означает выход кинопроката на допандемийные уровни.
Сборы российских кинотеатров в январские праздники в 2018–2023 годах
Год | Млрд руб. |
---|---|
2018 | 3,987 |
2019 | 4,529 |
2020 | 4,525 |
2021 | 3,340 |
2022 | 3,631 |
2023 | 4,335 |
Впрочем, эти цифры не означают преодоление системного кризиса, в котором отрасль пребывает с марта 2022 года. Отсутствие мощных голливудских релизов и слабый интерес зрителей к картинам, не относящимся к семейному контенту, говорят как минимум о сломе старой парадигмы, по которой отечественные дистрибьюторы раньше формировали репертуар в новогодний период. Неписаные правила говорили, что выручка в праздники более или менее равномерно распределяется между локомотивом, который сочетает в себе черты комедийного фильма и зрелища для всей семьи, двумя-тремя мультфильмами, остросюжетной жанровой картиной и голливудским блокбастером. Последний слот так и остался пустым (изначально планировалось, что его займет «Операция „Фортуна“», но ее прокат сдвинули на 12 января), а вот все остальные, за исключением локомотива и одного анимационного проекта, оказались востребованными гораздо меньше, чем ожидалось.
Топ-10 фильмов «новогодней битвы» 2022–2023 годов
№ | Фильм | Прокатчик | Дата старта | Сборы, млн руб.* |
---|---|---|---|---|
1 | «Чебурашка» | «Централ Партнершип» | 01.01.2023 | 2935 |
2 | «Елки 9» | «Вольга» | 01.12.2022 | 566 |
3 | «Непослушник 2» | «Каропрокат» | 15.12.2022 | 451 |
4 | «Иван-царевич и Серый Волк 5» | «Вольга» | 29.12.2022 | 402 |
5 | «Мира» | «Атмосфера кино» | 22.12.2022 | 277 |
6 | «Чук и Гек. Большое приключение» | «Вольга» | 22.12.2022 | 228 |
7 | «Бывшие. Happy End» | «Централ Партнершип» | 22.12.2022 | 161 |
8 | «Щелкунчик и волшебная флейта» | «Атмосфера кино» | 08.12.2022 | 109 |
9 | «Маша и Медведь в кино: 12 месяцев» | «Вольга» | 15.12.2022 | 94 |
10 | «Елки-иголки» | «АВК ПРО» | 29.12.2022 | 54 |
* по состоянию на 09.01.2023
Безусловный лидер
Главным и, по сути, единственным триумфатором «новогодней битвы» стал «Чебурашка». Проект компании Yellow, Black and White и «Союзмультфильма» за первые несколько дней проката установил несколько впечатляющих рекордов. Релиз стал самым быстрым миллиардером российского проката (на это ушло всего три дня), затем быстрее всех предшественников заработал 2 млрд рублей (пять дней) и уже после окончания праздников преодолел планку сборов в 3 миллиарда и отобрал у «Холопа» (3,074 миллиарда) титул самого кассового фильма в новейшей истории страны. К моменту этой публикации пал и рекорд первого «Аватара» (3,517 миллиарда), который оставался самым кассовым релизом отечественного проката. Сборы «Чебурашки» составили 3,528 млрд рублей.
Если пытаться объяснить успех «Чебурашки», придется оперировать нехитрой формулой «проверенный временем бренд, объединяющий разные поколения, встречает инновационные визуальные эффекты». Чебурашка — персонаж, знакомый каждому жителю нашей страны с детства. При этом он не идеологизирован и универсален, его любят люди, относящиеся к советскому прошлому диаметрально противоположно. Но сама концепция картины, очевидно, не советская: она позаимствована у зарубежных аналогов с анимированными говорящими зверями, пользовавшимися неизменным успехом у нашего зрителя на протяжении последнего десятилетия, взять хотя бы «Паддингтона», на которого «Чебурашка» похож как родной брат. Все это открывает для российских продюсеров огромное поле деятельности: логично ожидать, что новой полнометражной жизнью заживут другие анимационные герои советского периода. В списке главных подозреваемых — зверинец из Простоквашино и, например, кот Леопольд. И все это параллельно сиквелам «Чебурашки».
Остальные победители
«Чебурашка» бетонным катком прошелся по всем остальным релизам «новогодней битвы», заработав 70% праздничной кассы. Другие фильмы довольствовались остатками с барского стола. Хотя и этих остатков хватило, чтобы продюсеры трех картин открывали шампанское. Прежде всего это касается создателей комедии «Непослушник 2», которая к финалу проката доберется до 500 млн рублей. Первый фильм франшизы, напомним, вышел в феврале 2022-го и собрал 302 млн рублей. Тот факт, что сиквел, явно снятый по принципу «куй железо, пока горячо», увеличит кассу оригинальной картины в 1,7 раза, — случай беспрецедентный. Триквела, вероятно, не избежать. Будем надеяться, что его готовят не к ближайшим майским праздникам.
Есть повод для радости и у студии «Мельница», которая каждый декабрь выпускает в прокат мультфильм одной из двух фольклорных франшиз — либо про трех богатырей, либо про Ивана-царевича. В этом году была очередь пятой серии похождений Ивана-царевича. Итоговые сборы анимации будут в районе 500 млн рублей — ровно столько собирала в России четвертая часть. Сборы франшизы имели тенденцию к сокращению, теперь об этом говорить не приходится.
Наконец, последним победителем «новогодней битвы» следует признать «Елки 9». Франшиза студии «Базелевс» после прошлогоднего оглушительного провала (восьмая серия не добралась и до 100 млн рублей) считалась мертвой. Новое руководство студии пошло на радикальный перезапуск серии, который полностью себя оправдал: при явно умеренных затратах на маркетинг, выезжая исключительно на силе бренда и популярности Федора Добронравова, фильм преодолел планку в 500 млн рублей. Понятно, что непосредственно в январские праздники фильм выступал уже в качестве статиста, собрав большую часть своей кассы в декабре. Но мало кто рассчитывал, что «Елки 9» вообще останутся в расписании кинотеатров в этот период.
Ничего удивительного
Более или менее в рамках ожиданий выступили семейные релизы «Чук и Гек. Большое приключение» и «Щелкунчик и волшебная флейта». Фильм Александра Котта (228 млн рублей) опередил такие среднебюджетные игровые фильмы 2022 года, как «Грозный папа» (156 млн рублей) и «Красная Шапочка» (140 млн рублей), но до результата проекта «Артек. Большое путешествие» (327 млн рублей) далеко. Мультфильм студии СТВ собрал 109 млн рублей. Это больше, чем было у проекта «Барбоскины Team» (92 млн рублей), но значительно уступает проекту «Три кота и море приключений» (138 млн рублей).
Ничем не удивила и полнометражная версия сериала Start «Бывшие. Happy End». Проект был единственным крупным предложением новогодних каникул с рейтингом 18+. Он выступил лучше фильма «Реальные пацаны против зомби» (112 млн рублей), но о результатах проектов «Кухня в Париже» (335 млн рублей) и «Отель „Белград“» (441 млн рублей) можно только мечтать.
Аутсайдер
Главные надежды, не связанные с семейной аудиторией, аналитики возлагали на сай-фай «Мира». Казалось, что фильм «Марс Медиа» способен повторить кассовые достижения «Притяжения», ставшего первым российским научно-фантастическим проектом, преодолевшим планку сборов в 1 млрд рублей. «Мира» должна была стать главным релизом нового прокатчика «Атмосфера кино», команда которого на 99% состоит из экс-сотрудников российского офиса Universal.
Не сложилось с самого начала. «Мира» откровенно слабо начала (47 млн рублей) и не то чтобы бойко продолжила. К финалу каникул фильм Дмитрия Киселева не добрался и до 300 млн рублей. Это больше сборов проекта «Мафия: Игра на выживание» (277 млн рублей), но уступает «Чемпиону мира» (370 млн рублей) на аналогичной стадии проката.
Неуспех «Миры» можно объяснить как слабым актерским составом (Анатолий Белый известен театралам Москвы, но никак не широкой киноходящей аудитории) и поздним началом рекламной кампании (целевая аудитория в регионах была не в курсе, что такой фильм вообще существует), так и не совсем верным позиционированием. Рассчитанный на подростков фильм с главной героиней (а не героем) рекламировали, например, в перерывах чемпионата мира по футболу. Похоже, ошибки продюсеров и прокатчиков «Миры» станут важным прецедентом при выпуске следующих фантастических блокбастеров, рассчитанных на молодежь. Ближайшим аналогом «Миры» в этом смысле станет «Сто лет тому вперед» — новое переосмысление фантастики Кира Булычева про Алису Селезневу.
Автор: Василий Гришин