Под конец прошлого года на Netflix вышел корейский сериал «Триумф» — мрачная история о школьных издевательствах и последующей вендетте за это. Мы разбираемся, что в нем особенного и почему он не покидает десятку самых популярных проектов стриминга.
О чем это
Мун Дон-ын (ее взрослую версию играет потрясающая Сон Хе-гё, которую до этого чаще можно было встретить в романтических дорамах) — обычная старшеклассница, которая мечтает стать архитектором. Но девочка вынуждена бросить школу, потому что устала годами быть жертвой насилия со стороны одноклассников. По мере взросления она начинает строить план мести, чтобы свершить правосудие над своими мучителями и теми, кто позволял этому продолжаться. Руководство школы, учителя и ее мать — все являются частью системы, которая полностью ее подвела. Ни один учитель, кроме школьной медсестры, не пытался помешать подросткам. Ее главная цель — Пак Ён-джин (Лим Джи-ён), популярная ведущая прогноза погоды и счастливая мать, а ранее главная инициаторша школьных издевательств. Дон-ын решает подступиться к ней самым изощренным способом — устраивается в школу, где учится ее дочь, а тяга к архитектуре пригодится ей в стратегической игре го, в которой надо камушками отстраивать и завоевывать территории. Она будет годами осваивать настолку, чтобы привлечь внимание мужа Ён-джин.
Режиссером сериала выступил Ан Гиль-хо, снявший в 2021 году фантастический сериал «Счастье» о людях разных социальных статусов, которые из-за вируса застревают в элитной высотке. Сценаристка — Ким Ын-сук, которая работала над культовыми «Демоном» и «Потомками солнца».
Это не типичный сериал про месть и школьные издевательства
В нашем алфавитном путеводителе мы уже писали о том, что школьный буллинг в Корее — такое же типичное явление, как и во многих других странах, только вот в дорамах об этом говорят намного чаще. В американском контексте к насилию в школе привыкли настолько, что обесценили сам термин «буллинг», часто воспринимая его как что-то несущественное, сводя его к оскорблениям или моральному давлению. Но самое страшное здесь — физическое насилие и психические травмы, им вызванные. Одна из самых жутких сцен в сериале — как школьницу Дон-ын пытают нагретым стайлером для волос, после чего все ее тело оказывается усыпанным кровоточащими ожогами. В сериале также разбираются случаи изнасилований среди подростков.
Мы уже видели, как издевательства рассматриваются в других южнокорейских сериалах Netflix: это и анимационный «Лукизм», и прошлогодний зомби-хит «Мы все мертвы», и «Милый дом». В каждом из них есть персонаж или персонажи, чей путь сформировался под воздействием насилия — как физического, так и эмоционального. Но все они посвящены юношеству, когда предугадать взрослые последствия пережитого ада невозможно. В «Триумфе» раны Дон-ын старые, гноящиеся, и именно они определили каждый выбор в ее жизни. Каждый шаг, каждая работа, каждые отношения — все это часть тщательно разработанного плана мести.
Месть, как и буллинг, всегда играла важную роль во многих корейских сериалах и фильмах — от «Олдбоя» до «Винченцо», где главные герои действуют по принципу «жизнь за жизнь», но в случае с Дон-ын это означает разрушить жизни ее главных обидчиков, а не убить их. Она хочет лишить Ён-джин любви и поддержки близких, изолировать, оставить ее в полном одиночестве.
Это жестокая история о том, что не все люди меняются
В начале сериала создаются предыстории и формируются характеры героев; здесь нет места для нюансов и сложностей в репрезентации антагонистов — они просто моральные уроды. Создатели не пытаются хоть как-то оправдать их поведение. В старших классах они были отвратительны и развратны, во взрослой жизни — безжалостны и высокомерны. Иерархия, сложившаяся внутри группировки благодаря их социальному происхождению, последующая ревность и недоверие — один из основных аспектов, которые Дон-ын изучает, осуществляя свой изощренный план мести. И даже ее внезапное появление, которое ставит привычный ход вещей под угрозу, скорее пугает их, а не заставляет переосмыслить прошлое.
Жестокость в сериале имеет двойственную природу: не только кровь и убийства делают его дискомфортным, но и четкая, почти безэмоциональная последовательность действий главной героини, которая будто умерла внутри из-за ощущения одиночества и собственной никчемности. Но у Дон-ын, в отличие от тех, кому она хочет отомстить, есть шанс начать новую жизнь, почувствовать себя полезной и значимой. После того как она разрешает себе это сделать, теплые и доверительные отношения зарождаются в один из самых холодных и мрачных периодов в ее жизни. Она сближается с домработницей Кан Хён-нам (Ём Хе-ран), страдающей от жестокости мужа, они становятся союзницами и решают убить мучителя. К чему все это приведет, мы узнаем во втором сезоне, который должен выйти в этом году.
Автор: Кира Голубева