В российский прокат выходит новый фильм Гая Ричи, что по нынешним меркам невероятное событие. Это второе после «Агентов А.Н.К.Л.» покушение британского режиссера на территорию остросюжетного и дорогого жанра. Без особых излишеств, но со Стэйтемом, увесистыми диалогами и даже самоиронией; скорее боевая комедия, чем комедийный боевик.
Денис Рузаев
Кинокритик, куратор кинофестиваля в Лиссабоне и Синтре
Гай Ричи, сделавший себе имя на в меру аутентичных и не в меру отвязных фельетонах из жизни лондонского криминала, уже давно превратился в мастера на все руки. Любой жанр выходит у него ладно и с присвистом — от угрюмого кейпера («Гнев человеческий») до диснеевского мюзикла («Аладдин»). В шпионское кино Ричи заглядывает не впервые, хотя его «Агентов А.Н.К.Л.», два часа тонувших в декоративном ретро и экшен-формализме, трудно считать подлинной удачей.
«Операция „Фортуна“» как минимум смотрится не в пример бодрее. Интрига тут строится вокруг типичного макгаффина — некоего супероружия апокалипсиса, известного под кодовым названием «Титан». Именно его крадут у мировых спецслужб наемники, нанятые мировым капиталом (если честно, история с «Титаном» придумана максимально небрежно). В ответ скромный функционер из роскошного лондонского кабинета (Эдди Марсан) и его доверенный внештатник-денди (Кэри Элвес) садятся у ноутбука и начинают отбор кадров для спецоперации-реванша.
Выбор серых кардиналов МИ-6 падает на Орсона Форчуна (Джейсон Стэйтем), суперагента-фрилансера, известного не только фартовым псевдонимом («fortune» с английского и есть «фортуна»), но и талантом мыслить небанально. Эту уникальную способность Орсон подпитывает красным вином редких винтажей и лакшери-каникулами за счет работодателей; кто хорошо отдохнул, тот и работать будет качественно. Компанию везунчику составят хакерша, авантюристка и просто очень остроумная девушка Сара (Обри Плаза) и морпех-универсал Джей Джей (Багзи Мэлоун).
Кто же на другой стороне? Оружейный барон Грег Симмондс (Хью Грант). Ключ к сердцу этого воротилы Форчун находит быстро: герой Гранта обожает боевики с участием экшен-звезды Дэнни Франческо (Джош Хартнетт), которому суждено стать приманкой в этой охоте. Зачем это самому актеру? К нему Форчун применил старый как мир метод — шантаж. На этом описание сюжетных вводных можно закончить.
Нельзя сказать, что Ричи как-то заметно лучше овладел механикой шпионского жанра (мы уже жаловались на смехотворную интригу). Более того, список живописно-экзотических локаций, обязательных для любого шпионского кино, тут ограничивается одной суперъяхтой и одной, совсем не экзотической для российского зрителя Анталией. Все экшен-сцены поставлены по-ремесленнически грамотно, хотя не сказать, что их здесь с избытком; в кульминационный момент Ричи и вовсе использует самоцитату из «Карт, денег, двух стволов».
Фильм держится в первую очередь на актерской харизме — создавать расслабленную атмосферу высокобюджетного капустника у Ричи получалось всегда. Понятно, что Джейсон Стэйтем — безусловный фундамент любого фильма Ричи, которого так не хватало в «Аладдине», но и другие участники ансамбля тут в отличной форме и прекрасном настроении. Обри Плаза выдает фирменный бесцеремонный стендап; Хью Грант словно по заявкам повторяет свой великий злодейский перформанс из «Приключений Паддингтона 2»; Джош Хартнетт вообще выглядит в последнее время живым только в фильмах Ричи и тем более здесь, где играет пародию на ДиКаприо.
В «Операции „Фортуна“» чувствуется, что сейчас режиссеру комфортнее всего на поле словесной перебранки. Именно те сцены, в которых герои, отряхнувшись после рукопашной или притормозив после погони, решают вопросы без применения физической силы, кажутся в «Фортуне» самыми удачными. Конечно, не все диалоги фильма состоят из одних лишь рубленых афоризмов да присказок, которыми славится режиссер. Здесь остро чувствуется, что Ричи способен придать даже самым кондовым пикировкам (например, «Куда ты собрался войти, Орсон? Своди сначала хотя бы поужинать») ту характерную интонацию «философии на кортах», которая немедленно превращает банальность в иронию.
В какой-то степени ироничное настроение фильма задано общей расслабленностью (или даже расхлябанностью) его конструкции. «Операция „Фортуна“» смотрится не как современный шпионский фильм, а как аномальный, анахронистский кокни-гибрид бондианы времен Роджера Мура и боевиков со Скоттом Эдкинсом. Не худшая комбинация.
Смотрите фильм с 24 марта 2023 года на Кинопоиске в Плюсе. Нажмите «Буду смотреть», чтобы не пропустить.
Впервые этот текст был опубликован 11 января 2023 года.