Сталкер. Памяти Эдуарда Артемьева

Обсудить0

Этот год завершился отчаянно тревожной чередой смертей. Вчера стало известно о том, что умерли итальянский режиссер культовых треш-фильмов Руджеро Деодато, одна из матерей панка и икона моды Вивьен Вествуд, легендарный футболист Пеле и Эдуард Артемьев — народный артист России, лауреат Государственных премий, которого можно назвать и самым популярным, и самым неизвестным отечественным композитором второй половины XX века.

Денис Бояринов

Музыкальный журналист, автор канала о редкой советской музыке «Красная книга»

Благодаря его многолетней работе в кино и сотрудничеству с ярчайшими российскими режиссерами (Андрей Тарковский, Андрон Кончаловский, Никита Михалков и другие) его музыка востребована, знаменита и любима. Будучи частью золотого фонда советского кино, она прочно вошла в культурный обиход и остается на слуху.

Некоторые мелодии Артемьева даже популярнее фильмов, для которых они были написаны: они смогли оторваться от киношного первоисточника, зажив отдельной жизнью. Например, игривая зарисовка из «Родни» Никиты Михалкова стала диско-шлягером Валерия Леонтьева «Полет на дельтаплане», а героическая тема из «Сибириады» Андрона Кончаловского в начале 2000-х превратилась в мировой хит после поп-транс-обработки, сделанной ростовским электронным проектом PPK. В то же время, как это уже случалось в истории музыки, популярность отдельных мелодий мешает оценке всего портфолио композитора. К сожалению, гораздо менее известен и почитаем вклад Эдуарда Николаевича как нашедшего собственный путь новатора, первопроходца электронной музыки и инициатора смелых опытов по наведению мостов между традициями академизма и роком, джазом и world music.

А между тем Артемьев, родившийся в 1937-м, принадлежит к блистательному поколению отечественных композиторов, расцветшему в оттепельные 1960-е. Он младший современник и коллега «большой тройки» представителей советского послевоенного авангарда — Эдисона Денисова, Софии Губайдулиной и Альфреда Шнитке, выразивших звуковые искания XX века в стране, где это было плохо совместимо с композиторской карьерой. Однако, выйдя из той же среды и ощущая пульсацию той эпохи, Эдуард Артемьев прошел уникальный путь, который сделал его ни с кем не сравнимым мастером. Его музыка — отдельный космос, непохожий на другие.

Эдуарда Артемьева называли «российским Эннио Морриконе». Действительно, с итальянским гением саундтреков российского композитора сближает и гигантский масштаб сделанного в кино, и симметричный творческий путь, ведший от сонорных авангардистских экспериментов к ясным гармониям, ярким тембрам и масштабному симфонизму, и талант мелодиста, способного сочинить лаконичную тему, которая трогает до глубины души. В начале 1990-х итальянцу и россиянину даже довелось работать в соседних голливудских студиях.

С другой стороны, Артемьев, создавший саундтреки к трем культовым картинам Андрея Тарковского («Солярис», «Сталкер» и «Зеркало»), и Артемьев как постоянный творческий партнер Никиты Михалкова — это словно бы два разных композитора. Первый — визионер, который, соединяя в единую панораму акустические шумы, причудливые электронные тембры и голоса инструментов симфонического оркестра, предвосхитил появление саунд-дизайна, эмбиента, индастриала и повлиял на последующие поколения композиторов — от Рюити Сакамото до Йохана Йоханссона. Второй — создатель монументальных симфонических полотен, обыгрывающий стилистические модели разных эпох («Раба любви», «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем») и даже культур («Урга»). Две эти ипостаси кинокомпозитора Артемьева — полюса в его фильмографии, между ними пролегает огромная и малоизвестная территория. Несмотря на то, что творчеству композитора посвящены монографии и книги, даже его киномузыка остается плохо изученной — отчасти из-за масштабов наследия композитора-трудоголика. В его портфолио свыше 200 работ! В антологии киномузыки Артемьева, изданной в 2018-м его сыном, 11 компакт-дисков по 80 минут хронометража. При этом в нее не вошли некоторые этапные вещи — например, первый опыт космической электроники, сделанный 26-летним Артемьевым для советского сай-фай-фильма о покорении Марса под названием «Мечте навстречу», или эпический саундтрек для американского сериала Кончаловского «Одиссея» (1997), над которым композитор работал вместе с панк-продюсером Малкольмом Маклареном.

Продолжая игру в аналогии, Эдуарда Артемьева можно назвать «российским Клаусом Шульце» за его психоделические синтезаторные опыты 1970–80-х, которые нашли неожиданное применение в телефильмах и детской анимации и были зафиксированы на пластинке «Картины-настроения». Он же и «российский Эндрю Ллойд Уэббер» — за рок-оперу «Преступление и наказание», магнум опус, над которым он работал на протяжении сорока лет. Остались «вещью в себе», как говорил автор, то есть музыкой, не до конца услышанной и понятой, его эксперименты на стыке прог-рока и кантатно-ораториального жанра: концептуальный альбом «Тепло земли» и «Ода доброму вестнику», сочиненная для московской Олимпиады 1980-го.

К сожалению, еще хуже известен и даже толком не задокументирован самый интересный для исследователя ранний период Артемьева, когда он, будучи выпускником консерватории, попал в московскую Студию электронной музыки, основанную изобретателем оптического синтезатора АНС Евгением Мурзиным, и начал в ней свой сталкинг в пространствах электронной сонористики. Просуществовав около десятилетия, с конца 1960-х до 1978-го, студия, расположившаяся в Арбатских переулках, была уникальным оазисом свободы в брежневской Москве. Днем там велась лабораторно-исследовательская работа по созданию акустических опытов и перформансов, ночью проводились прослушивания новейших западных пластинок и велись диспуты на культурные, философские и религиозные темы. Ходя в студию как на работу, Артемьев почти ежедневно сочинял для АНС, который затем сменил другой легендарный синтезатор — Synthi-100, однако этот огромный пласт остался в экспериментальной плоскости; далеко не всегда он фиксировался и по большей части не дошел до нас в записи.

Вспоминая исследовательский этап, приведший его к «Солярису», композитор называл своими важнейшими сочинениями в академической электронике «Семь взглядов на революцию», «Мозаику» и «12 взглядов на мир звука: вариации на один тембр». После этого под влиянием прог-рока он стал двигаться от звуковых лабиринтов авангарда к простоте языка и непосредственности аффекта. По воспоминаниям Владимира Мартынова, его коллеги по студии, лучшими вещами Артемьева этого переходного периода была композиция для синтезаторов и рок-ансамбля «Семь врат в мир сатори», а также «Мираж»; сейчас они считаются утерянными.

В звуковой вселенной Эдуарда Артемьева сосуществует, на первый взгляд, несоединимое — элементы языка, взаимно отталкивающиеся в классической физике музыкального процесса. Это электронный авангард и малеровский оркестр, «половодье чувств» в духе Рахманинова и прыгучий электро-фанк, скрябинский мистицизм и ветреные босановы, ритуальный прог-рок и сентиментальное соло на трубе, Александр Градский и Малкольм Макларен, Олег Митяев, спевший для фильма «Тихая застава», и Уитни Хьюстон, которая, увы, упустила свой шанс исполнить музыку мастера.

Ключевой идеей Артемьева как композитора был глобальный звуковой универсализм, для него не существовало стилистических ограничений, иерархий высоких и низких жанров. Создавая и искусно соединяя меж собой акустические миры, он декларировал принцип тотальности, согласно которому все звучащее должно быть инструментом композитора, превращаясь в единое тело музыки. «Музыка ни с чем не сравнимое открытие человечества. Музыка вечна. Возможности музыки безграничны», — говорил он. Это же на разный лад и в самых разных эстетических регистрах утверждают оставленные им работы.


Фото: Александр Овчинников, Владимир Савостьянов / Фотохроника ТАСС, Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Смотрите также

13 декабря 20229
Вчера1
19 декабря6
19 декабря1

Главное сегодня

Сегодня0
Вчера4
Вчера6
Вчера2
20 декабря12
Вчера3
Вчера1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации