«Я начинал и бросал книги чаще обычного»: что читали кинокритики в 2022 году

Обсудить0

Кинопоиск подводит литературно-кинематографические итоги: поговорили с кинокритиками о книгах, которые они читали в 2022 году. Здесь будет все: Эйзенштейн, манга, текст-коллаж из допросов, дневники волгоградского школьника, новый «Бойцовский клуб» и самая удивительная японская писательница.

Павел Пугачев

«Сеанс», Кинопоиск

Для меня это год недочитанных книг. Увлеченно начинал и оставлял закладки в серединах «Эдички» Лимонова (от темы эмиграции уже тошно), «Утраченных иллюзий» Бальзака (думать о моральных компромиссах невыносимо), «Приглашения на казнь» Набокова (без комментариев).

Дабы лишний раз не поминать «Историю одного немца» и невыносимые хиты антиутопического жанра, хочется посоветовать еще одну очевиднейшую книгу — «Человека в высоком замке» Филипа Дика. Меня в ней, да и вообще в этом авторе, трогает то, как буднично и с едва скрываемой зевотой описано непредставимое. Это по-своему обнадеживает.

Марат Шабаев

Кинопоиск

Любимая книга этого года — «Кровавый меридиан» Кормака Маккарти. Еще запоем читал раннего Стивена Кинга, модный автофикшен (Кио Маклир, Оливия Лэнг и другие) и десятки комиксов, но больше всего впечатлил именно этот мрачный и брутальный вестерн.

Станислав Зельвенский

Кинопоиск

Слегка запоздало прочитал в этом году недавние мемуары Вуди Аллена и Оливера Стоуна. Вуди местами очень смешной, особенно в части про детство, отрочество, юность, вечно самоуничижительный, хотя и не без кокетства, многословный и в части, которая касается сюжета с Фэрроу, объяснимо злой. Стоун, напротив, — павлин, и со спорным чувством юмора, но как чтение это даже более увлекательно: он, конечно, очень литературный персонаж. Плюс масса увлекательных историй про кинопроизводство, чего только стоит одна сага съемок «Сальвадора».

Василий Степанов

«Сеанс»

В этом году, как и в прошлые, я больше всего читал Лескова и Стерна. Просто брал с собой «Сентиментальное путешествие», когда куда-то выезжал, или журналистские очерки Лескова. Перечитал книгу моего любимого историка Евгения Викторовича Анисимова «Россия без Петра», а потом еще случайно на книжном развале купил его книгу «Русская пытка: политический сыск в России XVIII века» (она меня немного утешила, все-таки могут быть какие-то подвижки в сторону человеколюбия и в России). Там же приобрел книгу Исаака Троцкого «Третье отделение при Николае I», с большим увлечением прочитал и ее.

По работе пришлось прочитать несколько книг о Первой мировой войне: «Всемирный потоп. Великая война и переустройство мирового порядка» Адама Туза; «Падение Османской империи» Юджина Рогана; «Война, которая покончила с миром» Маргарет Макмиллан. Все три очень хорошие и, как кажется, многое поясняют в сегодня. В дополнение к ним был «Марш Радецкого» Йозефа Рота (великолепная книга). Начал читать Питера Коззенса про войны с индейцами «И будет рыдать земля». Жутко. «Похороните мое сердце у Вундед-Ни». Книги по истории приносят какое-то ощущение надежды, несмотря ни на что. Но мой тихий хит этого года — «Письма русского путешественника» Карамзина. Ничего нового я, получается, почти не прочитал. Все прочитанные книги про кино забыты напрочь, хотя я часто держал их в руках.

Тимур Алиев

Кинопоиск, «Кино ТВ», Forbes

Пожалуй, главная для меня книга года — «Думай медленно… решай быстро» Даниэля Канемана. Во времена моего студенчества он читал интересную гостевую лекцию, а спустя несколько лет один из его знаковых трудов перевели на русский язык. Если коротко и просто, это увлекательное (пусть и немного громоздкое) чтиво — об ошибках мышления. Как их идентифицировать, почему ошибки — это вполне норма, как их принимать и с ними работать. На любой, казалось бы, шаткий тезис у Канемана всегда имеется ссылка на научное исследование, так что сомнений за 650 страниц в доводах автора примерно ноль — даже без апелляции к его Нобелевской премии (это парадоксальный психолог, получивший Нобеля по экономике).

Редкая книга, от которой и получаешь художественное наслаждение (фантазия вполне способна дополнить ряд увлекательных историй с примерами ошибок мозговой деятельности и нерациональности мышления), и черпаешь практический опыт, который можно успешно — впрочем, как повезет — использовать, дочитав и отложив Канемана в долгий ящик. Из минусов: очень много примеров из игры в гольф (тем, кто не шарит за клюшки и лунки, будет тяжеловато).

Кира Голубева

Кинопоиск

Саяка Мурата, мне кажется, одна из самых удивительных японских писательниц сегодня (в хорошем смысле). В 2020 году на русский язык была переведена ее крохотная, но очаровательная книга «Человек-комбини» о девушке Кэйко, которая работает в небольшом продуктовом магазине, параллельно пытаясь противостоять стереотипам в современном обществе. Ее новая книжка «Life Ceremony» состоит из 12 небольших чудаковатых рассказов, смешных и грустных, об одиночках и изгоях, и, что самое забавное, читатель сам решает, происходят ли эти события в будущем, альтернативной реальности или современной Японии. Например, история под названием «Lovers on the Breeze» посвящена ревнивой занавеске в спальне девочки Наоко — предмет интерьера всячески мешает героине поцеловаться с одноклассником.

Василий Корецкий

Кинопоиск

В этом году я продолжил погружение в бездны русского инферно, начатое в прошлом с «Очарованного странника» Лескова (книга, которую мечтал экранизировать Балабанов). Мой личный топ адски актуальной классики возглавляют «Бесы» Достоевского, удивительно точно описывающие и сегодняшних «нигилистов» и «фурьеристов», за ними идут «Крестовые сестры» Ремизова, погружающие читателя в черный омут типично российских страстей и злосчастий, и, наконец, замыкают этот ряд тексты первой трети XX века: не так давно изданная повесть никому не известного прежде писателя-эмигранта Ивана Шкотта «Мальчики и девочки» об учениках одной московской школы во времена военного коммунизма и нон-фикшен — дневники Ивана Хрипунова, школьника, жившего в деревне в Волгоградской области до начала войны (краткое содержание: водка, дороговизна, дефицит всего, неурожаи, грязь и снова водка).

Что касается научно-познавательного нон-фикшена, тут у меня два определенных фаворита. Первый — «Искусство описания» Светланы Альперс, в котором исследуются философская, сциентистская и экономическая подоплека особой оптики художников голландской школы, радикально отличавшейся от оптики мейнстримной итальянской возрожденческой школы. В терминах современного кино эта коллизия описывалась бы так: медленный тактильный док (вроде фильмов Гарвардской школы чувственной антропологии против голливудского мейнстрима).

Второе — великая книга «Крым. Последний крестовый поход» Орландо Файджеса (я прочел ее, пока болел коронавирусом в феврале), рассказывающая историю кровавой и бессмысленной Крымской войны 1853 — 1856 годов. Исследование Файджеса постоянно вызывает тревожное чувство дежавю — и это неудивительно. Первая война, одновременно задействовавшая аппарат медиа и геополитические фантазии (и во многом спровоцированная газетами и философами), хайтек, инженерные коммуникации и технологии снабжения, стала прообразом и базовым сценарием всех последующих мировых войн. И даже обогатила русский язык политическим термином «оттепель».

Даулет Жанайдаров

Кинопоиск

Я и раньше читал по большей части фантастику про путешествия во времени, детективы и исторические романы, а в этом году в книгах особенно хотелось найти какое-то успокоение и уход от реальности. В августе мне помогло забыться в другом мире новое расследование Корморана Страйка и Робин Эллакотт: когда-то начал читать эту серию из-за того, что ее написала Джоан Роулинг, но теперь влюбился в главных героев и то, как стройно здесь выписана детективная интрига (если приглядеться, то и в каждой части «Гарри Поттера» был крутой детективный движок). «Ink Black Heart» я читал на английском, в России новый роман Роберта Гэлбрейта (псевдоним Роулинг) по традиции этого года недоступен, и это погружение в мир аниматоров, художников и интернет-культуры, которое исследует темы кибербуллинга и цены творческого успеха. Еще одна книга, в которую я провалился полностью, — «Лисьи броды» Анны Старобинец, невероятно увлекательное историческое фэнтези про маленький поселок в Маньчжурии, где пересекаются чекисты, беглые заключенные, ветераны Великой Отечественной, ведьмы и древние китайские божества.

Всеволод Коршунов

доцент ВГИКа, куратор курса «Практическая кинокритика» в Московской школе кино

В этом году занимались со студентами историей кинодраматургии и устроили медленное чтение сценария Эйзенштейна «Иван Грозный» — к двум вышедшим сериям и третьей, оставшейся в основном на бумаге. Это мой любимый сценарий и любимый фильм. Замысел настолько многомерен и многослоен, что даже если знаешь текст наизусть, все равно каждый раз делаешь маленькие личные открытия. Горячо рекомендую — сценарий опубликован в шестом томе собрания сочинений Эйзенштейна.

Аксинья Ильина

«Искусство кино»

Очень долго подступалась к книге датчанина Питера Хёга «Твоими глазами». Она эмоционально непростая, и читала я ее долго, откладывая и снова беря с собой в автобус, самолет, поезд. Это история о друзьях детства, которые с помощью новейших технологий могут разделить совместные воспоминания, потому что один из них пытался покончить с собой, а другая после автокатастрофы не помнит ничего из прошлой жизни. Наверное, только переживая вместе боль, радость и надежду, сейчас можно оставаться на плаву.

Алихан Исрапилов

Film.ru

В этом году я начинал и бросал книги чаще обычного. Казалось бы, идеальное время отгородиться от внешнего мира и читать запоем, но, увы, не получилось ни найти время для осознанного занятия, ни интереса, чтобы вовлечься в написанное. Отдушиной для меня стали книжки с картинками — манга, комиксы и графические романы. Наверное, больше всего в этом году меня впечатлила манга Такэхико Иноуэ «Бродяга» — о подростке-максималисте, который в начале XVII века странствует по Японии и пытается доказать свое превосходство во владении клинком. Сюжет о непомерных амбициях и опасном высокомерии довольно быстро эволюционирует в пространные размышления о философии боя, духовном взрослении и собственном наследии. Ну и благодаря выразительному рисунку тушью и кистью в памяти манга оседает как одна из самых кинематографичных историй о насилии и гармонии с природой.

Мария Ремига

Амедиатека, «Кино ТВ»

Назову две книги про внутреннее и внешнее — «Память девушки» Анни Эрно и «Венерин волос» Михаила Шишкина. Первая очень личная, мудрая и тонкая; у Эрно потрясающая способность самые банальные вещи описывать так, будто этого никогда не случалось в мире прежде.

Вторая — плотный текст-коллаж, собранный из допросов в иммиграционной службе, в которых растворились трагедия современных Дафниса и Хлои, Тристана и Изольды, дневники забытой певицы начала века и что только не. Книга вышла в 2005 году, но сейчас кажется актуальнее некуда: там много про тотальное государственное насилие и цикличность истории.

Екатерина Карслиди

Film.ru

«Мой год отдыха и релакса» писательницы Отессы Мошфег — это мой новый «Бойцовский клуб». Остроумную и беспощадно депрессивную книгу о женщине, которая решила бросить все и проспать целый год, даже собирался экранизировать Йоргос Лантимос, заручившись поддержкой Марго Робби. До продакшена дело так и не дошло, наверное, они тоже решили погрузиться в затяжной сон. Может, мы так и не дождемся фильма, поэтому книгу я советую прочитать уже сейчас.


Автор: Павел Мальцев

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

Сегодня0
Сегодня5
Вчера5
Вчера1

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
час назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации