В онлайн-кинотеатре Кинопоиска вышла «Мира». Это удивительное кино, снятое по заветам Спилберга и Эммериха, только вот действие тут происходит не в Нью-Йорке или Аризоне, а во Владивостоке и в космосе. Павел Пугачев с восторгом посмотрел на то, как российский космонавт спасает свою дочь на Земле, не спускаясь с орбиты.
Павел Пугачев
Кинокритик, редактор сайта журнала «Сеанс»
Во Владивостоке облачно, возможны осадки в виде метеоритного дождя. Примерно такие слова произносит бодрый голос радиоведущей. Она призывает не беспокоиться (мол, небесные камни пролетят совсем рядом с Землей, но все же мимо), однако россияне, умеющие считывать медийный язык умолчаний (с «хлопками» и «задымлениями») в этот момент должны уже срочно паковать вещи. Правда, действие «Миры» происходит не прямо здесь и сейчас, а в прекрасной России недалекого будущего, пусть и довольно смутно отличимого от настоящего. Там Владивосток похож на Сан-Франциско, а из-за злоупотребления служебным положением люди в форме очень рискуют своими погонами.
Собственно, Мира и является хроникой одного такого злоупотребления — в благих целях, разумеется. Один из двух главных героев фильма — барахтающийся уже шесть лет на орбитальной станции космонавт Арабов (Анатолий Белый), формально занятый исследованием поведения бабочек и растений в условиях невесомости, а на деле тестирующий инновационную систему тотальной слежки. С помощью голосового помощника Миры (Дарья Блохина) можно подключиться к любой видеокамере и девайсу, оставляющему хоть какой-то цифровой след. Начальство предупреждает, что в личных целях данной технологией пользоваться запрещено, но это не останавливает Арабова, пытающегося наладить в час апокалипсиса хоть какой-то контакт с оставленной им внизу дочерью Лерой (Вероника Устимова). Терять Арабову в принципе уже нечего: метеориты ударили в МКС; весь остальной экипаж погиб; Лера, давно живущая без отца в новой семье, — единственная, кто у него остался. Вместо того чтобы по всем инструкциям быстро эвакуироваться, Арабов будет вести дочь через город, на глазах превращающийся в руины; в ход идут бесчисленные гаджеты, плюшевая игрушка со встроенной камерой и даже светофоры.
Пробег Леры по Владивостоку займет 20 минут экранного времени, за которыми тысячи часов работы съемочной группы и специалистов по компьютерной графике, так как весь этот эффективнейший эпизод имитирует съемку одним кадром.
Лера, конечно, бежит по классическому маршруту фильма-катастрофы, в котором разрушение мира оказывается приемлемой ценой за восстановление отдельной семьи. «Мира» одновременно похожа и на «Послезавтра» Роланда Эммериха, и на «Капкан» Александра Ажа, хоррор-мелодраму о папе и дочке, застрявших в затопленном во время урагана доме в окружении аллигаторов (поверьте, в «Мире» есть и более дикие сюжетные коллизии).
При всем постановочном размахе отдельных эпизодов (помимо вышеупомянутой сцены разрушения города, тут есть падение метеорита, снятое как бы от первого лица) «Мира» — довольно камерное кино, в центре которого история отношений отца и дочери. Контрол-фрик и глубоко травмированная девушка учатся слушать и слышать друг друга при довольно неприятных обстоятельствах. Вплоть до третьего акта главная героиня едва выходит за рамки тропа «девушка в беде»; папа тут хоть и далеко, но все подскажет — от маршрута до выбора средств пожаротушения.
Но пусть многое тут знакомо, «Мире» есть чем удивить зрителя. В первую очередь редчайшим для современного российского кино попаданием в контекст (подобным образом голливудские фильмы-катастрофы и боевики 1990-х годов кажутся предвестниками 11 сентября). Помимо живописных картин разрушения узнаваемого (но при этом начисто лишенного следов советской застройки) ландшафта, тут есть и обязательная для любого хорошего фильма-катастрофы точная диагностика текущего состояния общества: всеобщая атомизация, недоверие к любым институциям даже среди их работников (вопроса «А может, стоит вызвать спасателей или скорую?» не возникает тут ни у кого), неубиваемые патриархальные паттерны, слепота перед лицом надвигающейся и даже случившейся катастрофы.
Вполне возможно, что режиссер Дмитрий Киселев, работавший над «Временем первых» и «Черной молнией», ни о чем подобном и не задумывался, а просто снимал зрелищное и душещипательное развлекательное кино в привычных ему координатах. Что ж, это у него тоже получилось. В иных обстоятельствах «Миру» легко было бы представить в качестве интернационального стримингового хита, добротного B-movie для любителей неанглоязычных жанровых экзерсисов (в такую нишу когда-то попали «Дозоры»). Так или иначе, именно Киселев создал сильнейший образ 2022 года в российском кино: летящий сквозь слои атмосферы в спасательном модуле артист Белый, в самый ответственный момент надевающий любимые солнцезащитные очки и на остатке заряда аккумулятора врубающий великую песню Михея про путь в никуда.
Смотрите «Миру» на Кинопоиске в Плюсе.
Впервые этот текст был опубликован в декабре 2022 г.