«Мира»: захватывающий российский фильм-катастрофа, вышедший вовремя

Обсудить0

В онлайн-кинотеатре Кинопоиска вышла «Мира». Это удивительное кино, снятое по заветам Спилберга и Эммериха, только вот действие тут происходит не в Нью-Йорке или Аризоне, а во Владивостоке и в космосе. Павел Пугачев с восторгом посмотрел на то, как российский космонавт спасает свою дочь на Земле, не спускаясь с орбиты.

Павел Пугачев

Кинокритик, редактор сайта журнала «Сеанс»

Во Владивостоке облачно, возможны осадки в виде метеоритного дождя. Примерно такие слова произносит бодрый голос радиоведущей. Она призывает не беспокоиться (мол, небесные камни пролетят совсем рядом с Землей, но все же мимо), однако россияне, умеющие считывать медийный язык умолчаний (с «хлопками» и «задымлениями») в этот момент должны уже срочно паковать вещи. Правда, действие «Миры» происходит не прямо здесь и сейчас, а в прекрасной России недалекого будущего, пусть и довольно смутно отличимого от настоящего. Там Владивосток похож на Сан-Франциско, а из-за злоупотребления служебным положением люди в форме очень рискуют своими погонами.

Собственно, Мира и является хроникой одного такого злоупотребления — в благих целях, разумеется. Один из двух главных героев фильма — барахтающийся уже шесть лет на орбитальной станции космонавт Арабов (Анатолий Белый), формально занятый исследованием поведения бабочек и растений в условиях невесомости, а на деле тестирующий инновационную систему тотальной слежки. С помощью голосового помощника Миры (Дарья Блохина) можно подключиться к любой видеокамере и девайсу, оставляющему хоть какой-то цифровой след. Начальство предупреждает, что в личных целях данной технологией пользоваться запрещено, но это не останавливает Арабова, пытающегося наладить в час апокалипсиса хоть какой-то контакт с оставленной им внизу дочерью Лерой (Вероника Устимова). Терять Арабову в принципе уже нечего: метеориты ударили в МКС; весь остальной экипаж погиб; Лера, давно живущая без отца в новой семье, — единственная, кто у него остался. Вместо того чтобы по всем инструкциям быстро эвакуироваться, Арабов будет вести дочь через город, на глазах превращающийся в руины; в ход идут бесчисленные гаджеты, плюшевая игрушка со встроенной камерой и даже светофоры.

Пробег Леры по Владивостоку займет 20 минут экранного времени, за которыми тысячи часов работы съемочной группы и специалистов по компьютерной графике, так как весь этот эффективнейший эпизод имитирует съемку одним кадром.

Александр Петров и Вероника Устимова

Лера, конечно, бежит по классическому маршруту фильма-катастрофы, в котором разрушение мира оказывается приемлемой ценой за восстановление отдельной семьи. «Мира» одновременно похожа и на «Послезавтра» Роланда Эммериха, и на «Капкан» Александра Ажа, хоррор-мелодраму о папе и дочке, застрявших в затопленном во время урагана доме в окружении аллигаторов (поверьте, в «Мире» есть и более дикие сюжетные коллизии).

При всем постановочном размахе отдельных эпизодов (помимо вышеупомянутой сцены разрушения города, тут есть падение метеорита, снятое как бы от первого лица) «Мира» — довольно камерное кино, в центре которого история отношений отца и дочери. Контрол-фрик и глубоко травмированная девушка учатся слушать и слышать друг друга при довольно неприятных обстоятельствах. Вплоть до третьего акта главная героиня едва выходит за рамки тропа «девушка в беде»; папа тут хоть и далеко, но все подскажет — от маршрута до выбора средств пожаротушения.

Анатолий Белый

Но пусть многое тут знакомо, «Мире» есть чем удивить зрителя. В первую очередь редчайшим для современного российского кино попаданием в контекст (подобным образом голливудские фильмы-катастрофы и боевики 1990-х годов кажутся предвестниками 11 сентября). Помимо живописных картин разрушения узнаваемого (но при этом начисто лишенного следов советской застройки) ландшафта, тут есть и обязательная для любого хорошего фильма-катастрофы точная диагностика текущего состояния общества: всеобщая атомизация, недоверие к любым институциям даже среди их работников (вопроса «А может, стоит вызвать спасателей или скорую?» не возникает тут ни у кого), неубиваемые патриархальные паттерны, слепота перед лицом надвигающейся и даже случившейся катастрофы.

Вполне возможно, что режиссер Дмитрий Киселев, работавший над «Временем первых» и «Черной молнией», ни о чем подобном и не задумывался, а просто снимал зрелищное и душещипательное развлекательное кино в привычных ему координатах. Что ж, это у него тоже получилось. В иных обстоятельствах «Миру» легко было бы представить в качестве интернационального стримингового хита, добротного B-movie для любителей неанглоязычных жанровых экзерсисов (в такую нишу когда-то попали «Дозоры»). Так или иначе, именно Киселев создал сильнейший образ 2022 года в российском кино: летящий сквозь слои атмосферы в спасательном модуле артист Белый, в самый ответственный момент надевающий любимые солнцезащитные очки и на остатке заряда аккумулятора врубающий великую песню Михея про путь в никуда.

Смотрите «Миру» на Кинопоиске в Плюсе. 

Впервые этот текст был опубликован в декабре 2022 г. 

Смотрите также

Вчера3
25 декабря7
24 декабря44
22 декабря11

Главное сегодня

Вчера4
Вчера2
Вчера21
Вчера3
Вчера1
Вчера1
Вчера6
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации