«Фабельманы»: Спилберг вспоминает свое детство — с романтикой и горечью

Обсудить0

Автобиографическая картина, посвященная первым шагам режиссера в кино (он сделал их еще в младших классах), рассказывает не только о занятных любительских пересъемках голливудских фильмов школьником. За фасадом ретрооткрытки разыгрывается экзистенциальная драма, отголоски которой мы явно слышим во всех фильмах Стивена Спилберга.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

В 1952 году маленький Сэмми Фабельман впервые оказывается в кинотеатре, и авария с участием поезда в фильме «Величайшее шоу мира» навсегда меняет его жизнь: на Хануку он выпрашивает у родителей — мягкого компьютерного инженера Берта (Пол Дано) и эмоциональной домохозяйки Митци (Мишель Уильямс) — игрушечную железную дорогу и с трепетом снимает ее на отцовскую камеру.

Со временем Фабельманы переезжают из Нью-Джерси в Аризону (а впоследствии в Калифорнию). У Сэмми три сестры, а еще вместе с ними едет «дядя Бенни» (Сет Роген) — лучший друг и коллега Берта, практически член семьи. Подросший Сэм (Гэбриел ЛаБелль) уже не расстается с 8-миллиметровой камерой, что приносит ему когда аплодисменты, а когда и слезы.

Неурядицы в семье Стивена Спилберга — одно из важнейших подводных течений американского кино последних 50 лет, но многие зрители об этом не догадываются. Да и не задумываются о том, почему в любимых блокбастерах раз за разом возникает тема безответственных родителей и потерянных детей. И вот Спилберг, которому на днях исполнилось 76 (и чьи мать и отец недавно умерли в возрасте соответственно 97 и 103 лет), решился наконец высказаться определенно: «Фабельманы» — первая автобиография этого довольно закрытого человека, самого успешного кинорежиссера в истории. А заодно и самый коммерчески провальный его фильм; равнодушие широкой публики, впрочем, вскоре наверняка будет компенсировано золотом призов от растроганных критиков и коллег.

Ошибкой будет ожидать сенильную сахарную сказочку в странном жанре «как я стал великим режиссером». Этот фильм не лишен утешительной сладости, и, показывая профессиональное становление своего альтер эго, Спилберг неизбежно выглядит немного самодовольным. Но глянцевый ретролук «Фабельманов» обманчив: за ним стоит и горечь, и боль. Это рассказ о том, как мальчик ставит камеру между собой и миром, который иначе он понять и принять не умеет. Причем ставит, как мы знаем, навсегда. Как любой фильм Спилберга, это в первую очередь превосходное развлечение, но его юмор, его сентиментальность ни на секунду не делают автора менее наблюдательным и, если надо, безжалостным, в том числе к самому себе.

Мишель Уильямс

Из неожиданного, пожалуй, акцент на матери: по другим спилберговским фильмам можно было предположить, что на кушетке психоаналитика он чаще говорит про отца. Однако добродушный, немного консервативный умница Берт — фигура компромиссная. Ему можно предъявить разве что определенную близорукость, но на то он и очкарик. Куда более тревожные сигналы исходят от Митци в страстном исполнении Уильямс (от «Оскара» ее, похоже, отделяет спорное решение студии продвигать Митци как главную роль, а не второй план, где конкуренция в этом году ниже). Не вполне счастливая ни в работе (карьеру пианистки пришлось забросить ради детей), ни в браке, она больше мужа понимает и поддерживает творческие устремления Сэмми, но своей импульсивностью то и дело ставит хрупкое благополучие Фабельманов под угрозу. В начале фильма она, увидев вдалеке торнадо, мчится на машине с перепуганными детьми прямо к нему.

Спилберг, стоит заметить, почти не опускается до семейных ссор (или продолжает от них отгораживаться), предпочитая язык красноречивых взглядов и жестов. В этом существенное отличие «Фабельманов» от только что вышедшего фильма Джеймса Грэя «Время Армагеддона», тоже автобиографической драмы про детство режиссера. Но в конечном счете оба автора находят силы с высоты возраста простить родителей. Важное пересечение — еврейство обеих семей. «Фабельманов» можно посмотреть хотя бы ради Пола Дано, Сета Рогена и Мишель Уильямс, распевающих у костра «Калинку-малинку» («В заду ягода малинка» получается у них).

Сет Роген, Пол Дано, Мишель Уильямс

Иногда, особенно во второй, калифорнийской половине фильма, «Фабельманы» становятся на рельсы традиционного меланхоличного фильма о подростке: проблемы дома, хулиганы-антисемиты в школе, смешная линия про первую любовь с чрезвычайно религиозной барышней. Но всякий раз это оказывается еще одним предлогом для разговора о кино. Спилберг с явным удовольствием сымитировал для соответствующих эпизодов свои подлинные детские 8-миллиметровые и 16-миллиметровые фильмы, которые, в свою очередь, часто были имитациями популярных вестернов или боевиков.

Размышления о связях кино и реальности разделены в «Фабельманах» на четыре монолога. В первой же сцене технарь-отец раскладывает магию на кирпичики, объясняя сыну базовый принцип кинопроекции. Второй монолог, замечательный, произносит взъерошенный старик в одном белье — двоюродный дед Сэмми (Джадд Хёрш), работавший в раннем Голливуде укротитель львов, на пальцах объясняющий ему, что искусство сделает его одиноким, но это цена билета. Третий — косноязычная, но меткая речь школьника, столкнувшегося с тем, как камера преобразует окружающий мир. И, наконец, заключительный, совсем короткий урок будет дан Сэму в финальной сцене (в точности основанной, если верить Спилбергу, на реальных событиях), про которую заранее лучше ничего не знать, но если вы почему-то решите за год посмотреть только пять минут кинематографа, то посмотрите именно эти.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

18 ноября5
14 ноября39
14 ноября5
13 ноября10

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации