Пиноккио у Гильермо дель Торо получился страшно увлекательным. Каким еще был этот герой?

Обсудить0

«Пиноккио Гильермо дель Торо» на этой неделе занимает первое место среди полнометражных тайтлов Netflix, и вполне заслуженно. Эту страшноватую сказку, действие которой перенесено во времена фашистской Италии и представлено куклами в технике стоп-моушен, режиссер мечтал снять 14 лет. Кинопоиск вспоминает, каким носатый мальчик получался в различных адаптациях сказки Карло Коллоди, и в финале рассказывает про новый фильм-долгострой.

Если карточка фильма черная, значит, его можно посмотреть на Кинопоиске.

Советский

«Золотой ключик» (1939)

У нас сказка Коллоди известна в литературной обработке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Писатель изменил характер и имя главного героя, добавил новых персонажей, включая Мальвину и пуделя Артемона, и сделал историю чуть менее поучительной. Многие детали первоисточника, такие как Город Дураков или волшебное денежное дерево, остались на месте. В СССР повесть ставили чуть ли не в каждом детском саду, наиболее знаменитой стала телепостановка 1975 года с загримированными детьми-актерами и бородатым Владимиром Этушем — Карабасом.

Однако самой прорывной экранизацией остается «Золотой ключик» 1939 года. Режиссер детских сказок Александр Птушко постоянно экспериментировал (в том числе и с оптическими иллюзиями), чтобы показать в одном кадре живого миниатюрного Буратино и папу Карло. Куклы-марионетки отца сажали за стул, стоящий прямо перед камерой, а деревянного мальчика, которого играла Ольга Шаганова-Образцова, отправляли на гигантский стол, расположенный в нескольких метрах позади. Киноаппарат помещали так, чтобы два разных плана объединялись в один, будто Карло беседует с живым малышом Буратино на расстоянии вытянутой руки.

Впрочем, это не единственное ухищрение: авторы неделями тренировали собак открывать рот в нужный момент, чтобы показать говорящего Артемона. Они также применяли покадровую анимацию в крупных планах Буратино: детально проработанные танцы деревянной куклы снимали в течение долгих часов. В 1941 году Птушко и его коллега Николай Ренков систематизировали свои знания в книге «Комбинированные и трюковые киносъемки», и этим трудом будут пользоваться советские режиссеры.

Классический

«Пиноккио» (1940)

Ожесточенные споры аниматоров вокруг дизайна главного героя во время работы над вторым полнометражным фильмом студии Disney привели к тому, что тот стал чуть больше похож на человека и чуть менее — на куклу. А еще Уолт Дисней настоял на изменении его характера: Пиноккио стал наивнее и невиннее, чем прототип из сказки. Мрачность оригинальной истории тоже скорректировали: из Сверчка, которого в первоисточнике Пиноккио убил молотком, продюсеры сделали полноценного персонажа-резонера.

Фильм при этом раздвинул самые смелые представления о возможностях анимации. На экране дети превращались в ослов, а герои попадали в пасть огромного кита. Впрочем, волшебство «Пиноккио» было связано не только со сказочными событиями, но и с техникой. Disney использовала все возможности многоплановой камеры — это когда несколько слоев изображения (фон, персонажи, детали) накладываются друг на друга и создают объемное живое изображение. Самая яркая сцена — панорама города — будто снята с настоящего операторского крана. Так «Пиноккио» доказал, что анимационные проекты могут ни в чем не уступать live-action-фильмам. А стандарты, которые задал мультфильм, будут использоваться на протяжении долгих лет.

В 2022 году диснеевского «Пиноккио» попытался переснять режиссер «Назад в будущее» Роберт Земекис, но так заигрался с компьютерными эффектами и точным воссозданием сцен из старого мультфильма, что совершенно забыл о магии классики. Все было снято с бездушной точностью нейросети.

Анимешный

«Пиноккио» (1972), «Приключения скорее Пикколино, чем Пиноккио» (1976–1977)

«Пиноккио»
«Приключения скорее Пикколино, чем Пиноккио»

Сказка Карло Коллоди удачно прижилась и в формате аниме-сериалов. В «Пиноккио» (1972) деревянная марионетка должна преодолеть собственные эгоизм, гордыню, лень и многие другие негативные качества, чтобы волшебная фея превратила ее в настоящего мальчика. Во время путешествий герой встречается с драконами, говорящими животными и русалками, а его скверный характер постоянно доставляет ему множество неприятностей: за 52 серии Пиноккио теряет и обретает друзей, отправляется на поиски потерянного отца и едва не лишается жизни. Однако за самоотверженность фея спасает героя и превращает его в реального мальчика. А если хотите более аутентичную экранизацию, включайте «Приключения скорее Пикколино, чем Пиноккио» длиною в те же 52 серии.

Убийца

«Плохой Пиноккио» (1996) и «Пиноккио 964» (1991)

«Плохой Пиноккио»
«Пиноккио 964»

Как и многие другие поп-культурные иконы, Пиноккио рано или поздно должен был попасть в лапы хоррормейкеров. В 1996 году на закате карьеры режиссер симпатичных малобюджетных ужасов «Колдовская доска» и «Ночь демонов» Кевин Тенни снял причудливую адаптацию сказки Коллоди. По сюжету детоубийцу Винсента Готто (Льюис Ван Берген) ловили на месте преступления: он закопал в могилу жуткую куклу Пиноккио и своего сына. Неожиданно марионетка начинает охоту на адвокатессу мужчины и ее близких. Но вместо деревянного мальчика все почему-то обвиняют в убийствах дочь героини.

«Плохой Пиноккио» больше напоминает копию «Детских игр» про куклу-убийцу Чаки, чем оригинальную сказку Коллоди. От куклы здесь одно имя, а весь сюжет крутится вокруг штампов и шаблонов слэшера: кровавые убийства, сексуализация женщин и харизматичный маньяк затмевают сказочные морали. Даже самые хардкорные фанаты жанра вряд ли запомнили этот посредственный фильм категории Б.

А вот японская киберпанк-версия «Пиноккио 964» точно осталась в сердцах жанровых гиков. Секс-робот, названный в честь итальянской марионетки, оказывается на улице. Создатели выбросили андроида и стерли ему память из-за проблем машины с эрекцией. Эстетически фильм напоминает постмодернистский шедевр «Тэцуо, железный человек». Пиноккио разлагается на глазах, бегает по улицам Токио, пугает ничего не подозревающих прохожих (фильм снимали партизанским методом без разрешения городских властей) и жестоко убивает врагов.

Слэпстик

«Пиноккио» (2002)

После успеха драмеди «Жизнь прекрасна» (итальянский фильм собрал в прокате больше 200 млн долларов) о приключениях отца и сына в концентрационном лагере режиссер и исполнитель главной роли Роберто Бениньи получил творческий карт-бланш. Он мог снять все, что только захочет, и в качестве своего следующего фильма выбрал экранизацию Коллоди. Бюджет в 40 млн евро сделал комедию самым дорогим итальянским проектом в истории, а поддержка печально известных братьев Вайнштейн спустя 20 лет сделала эту историю еще более неоднозначной. Тогда главная ошибка заключалась в том, что Бениньи решил сам сыграть деревянного мальчика. Мало того что 50-летний актер с залысинами смотрелся совершенно жутко в роли Пиноккио — в американском прокате персонажу еще и подарили раздражающий голос дублера. Фильм провалился и буквально похоронил карьеру итальянца: после этого Бениньи лишь изредка появлялся в фильмах Вуди Аллена и Джима Джармуша.

С одной стороны, реакция публики и критиков (у «Пиноккио» несколько номинаций на «Золотую малину» и 0% на Rotten Tomatoes) понятна: фильм больше напоминал безвкусную театральную постановку, а вместо поучительной истории зрители получали скрытую романтическую линию между главным героем и феей. Но в некоторые моменты комедия работает как старомодный чаплиновский слэпстик: Пиноккио падает, неловко пляшет и удирает от неприятелей — уж это у Бениньи с его телесным юмором получается замечательно.

Аутентичный

«Пиноккио» (2019)

Итальянец Маттео Гарроне, взяв на роль Джепетто того же Бениньи, покорно экранизировал оригинал со всеми его жуткими деталями. И уже этим совершил прорыв. «Пиноккио» 2019 года не уступает предшественникам в зрелищности, но воплощает сказочные миры совсем иначе: сверчков и марионеток играют загримированные маленькие люди, а среди персонажей появляются гигантская жуткая улитка и рыба с человеческим лицом. За практические эффекты отвечали художник франшизы о Гарри Поттере Ник Дадмэн и первого эпизода «Звездных войн» Марк Кулир, так что все маски выглядят пугающе натурально.

Гарроне также сделал Пиноккио приземленнее. При создании декораций он вдохновлялся историческими реалиями старой Италии, а сам фильм снимал на натуре в Тоскане и Апулии. Поэтому пессимистичные поучения книги о том, как может быть опасен и неприветлив мир, впервые воспринимаются всерьез: персонажи живут в трущобах, а по всей стране бродят жулики, чудовища и несчастные марионетки. В отличие от сказок Disney, этот урок может закончиться даже ментальной травмой.

Миссия

«Пиноккио Гильермо дель Торо» (2022)

Дель Торо хотел экранизировать сказку Коллоди с 2008 года, но безуспешно: одни студии называли затею слишком дорогой, другие пытались уговорить режиссера на 2D-проект. Мексиканец был непреклонен и хотел снимать только кукольную анимацию. Хотя сам Пиноккио в результате был сделан с помощью 3D-принтера, а не из дерева. Вместе с режиссером за сложнейшую работу взялись компания The Jim Henson Company, а также режиссер-аниматор Марк Густафсон.

Как и многие проекты мечты, «Пиноккио» оказался слишком амбициозным. Дель Торо всегда славился лаконичностью. В его фильмах, как правило, сюжет крутился вокруг мощной центральной идеи. Например, в «Хеллбое» рассказывалось об изгое, который пытается заслужить любовь людей и постоянно выбирает между добром и злом. А «Форма воды» была драмой о настоящей любви, готовой принять любой вид. В полнометражную анимацию он попытался впихнуть невпихиваемое: на протяжении почти двух часов он говорит о важности непослушания, о природе фашизма, о токсичных семейных отношениях и скоротечности жизни.

Его герои попадают в шапито с Муссолини, на войне и под водой в брюхе чудища. Заодно он отправляет их в пляс: «Пиноккио» оказывается еще и мюзиклом с песнями, исполненными Юэном Макгрегором (озвучивает светлячка-рассказчика Себастиана Джея Крикета) и Дэвидом Брэдли (мастер Джепетто). Совершенно дикая, но симпатичная роль досталась Кейт Бланшетт — ее голосом визжит и издает прочие непотребные звуки обезьяна Спаццатура.

В кукольной анимации столько же фирменной готики и религиозного символизма, сколько их было в «Хребте Дьявола» и «Лабиринте Фавна»: Пиноккио несколько раз умирает и попадает в загробный мир с причудливыми божествами, а еще косплеит скульптуру Иисуса Христа на распятии, задаваясь вопросом, почему эту деревянную куклу все любят, а его — нет. Даже учитывая, что фильм несется на всех парах, сложно не поддаться его очарованию: каждый персонаж тут — шедевр кукольной анимации, каждая сцена — поучительная и трагическая история о смысле жизни. В Пиноккио — несчастном аутсайдере, который стремительно взрослеет и учится добру — легко найти самого себя.

Кинопоиск | Индустрия в Telegram

Новый канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса


Автор: Влад Шуравин

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

28 октября 202211
28 мая 20219
26 марта 201942
25 сентября5

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации