На Adult Swim завершился шестой сезон одного из главных анимационных хитов современности. Фанаты умеют не только хвалить, но и ругать «Рика и Морти» — за неровные по качеству эпизоды и даже целые сезоны, признанные неудовлетворительными. Рассказываем, как мультсериал смог снова найти свою колею и подарить нам уйму радостей.
Марат Шабаев
Обозреватель Кинопоиска
В следующем году «Рику и Морти» стукнет, страшно представить, 10 лет. За неполное десятилетие мультсериал Дэна Хармона и Джастина Ройланда штормило. Уже на втором сезоне стало понятно, что это культовое явление примерно на уровне «Симпсонов» и других анимационных долгожителей. Но потом трон зашатался: перерывы между сезонами стали длиться по два года, ползли слухи о ссорах Хармона и Ройланда, а шутки в новых сериях казались многим чересчур натужными (количество гневных гик-колонок и тредов во время третьего, четвертого и пятого сезонов трудно сосчитать). В 2022 году совершенно неожиданно «Рик и Морти» вернулись в отличной форме: шестой сезон можно назвать образцовым по всем параметрам.
Преданные зрители с интересом следили за центральной сюжетной линией, связанной со Злым Морти и попыткой Рика найти Рика Прайма, ответственного за гибель его дочери Бет. Однако шоураннеры выдавали историю по чайной ложечке, прекрасно осознавая, что запутанная мифология проекта отпугивает забывчивых или новых зрителей. В этом сезоне моментов, относящихся к метасюжету, было два: первая серия «Солярикс», которая завершала арку с гибелью Цитадели из финала пятого сезона, и несколько финальных минут, когда Рик признавался Морти, что, как никогда, близок к поимке своего архиврага. Весь остальной хронометраж посвящен тому, за что мы изначально полюбили шоу. В седьмой серии «Цельнометарикческая оболочка» Джозеф Кэмпбелл (да, призрак автора «Тысячеликого героя») советует сварливому ученому вернуться домой и отправиться «за обычными приключениями, как в первом сезоне». Тот делает вид, что оскорблен и не понимает, о чем идет речь, но по факту весь шестой сезон — это возвращение к истокам. То есть к остроумному пародированию научно-фантастических концептов, нарочито-грубоватым шуткам и причудливой россыпи отсылок.
«Классические приключения Рика и Морти» (еще одно самореферентное определение из мультсериала) оказываются так же хороши, как и раньше. Вторая серия («Рик: Отлично прожитая жизнь») пародирует «Крепкий орешек», причем в роли Макклейна-Уиллиса оказывается зумерша Саммер, которая, естественно, не видела классический боевик конца 1980-х. Четвертая («Ночное семейство») играет на поле хоррора «Мы» Джордана Пила и сериала «Разделение», сталкивая две версии семейки Смито. Шестая («Парк Рикского периода») берет за основу простейшую идею — внезапное возвращение на Землю динозавров, которые много лет назад улетели в космос и пропустили уничтожение своего вида. А в девятой («Рик при дворе короля Мортаниэля») Морти случайно становится рыцарем странного ордена и, не желая отрезать себе пенис, развязывает войну в Солнечной системе. Эти простенькие эпизоды отлично работают в качестве еженедельного развлечения — нельзя быть новыми «Симпсонами», постоянно заигрывая с метанарративами и выдавая панчи с тройным дном. В прошлые годы казалось, что сценарная команда «Рика и Морти» боится выглядеть слишком банально. Теперь же есть ощущение, что Ройланд и Хармон провели с коллегами доверительную беседу. Ну, и сами стали увереннее в себе.
Теперь авторы «Рика и Морти» не боятся выглядеть просто или пошло, а явно получают от этого удовольствие. Они с огоньком ходят по краю пропасти и придумывают, например, серию «Основной бетстинкт», где Бет и ее космическая версия становятся любовницами и постоянно занимаются сексом (или это уместнее назвать мастурбацией?), пока ошарашенные дети пытаются игнорировать этот разлад в семье. Или буквально экранизируют одну из самых грязных шуток на свете в серии «Пункт назначения», когда Джерри, согласно предсказанию из печенья, предначертано заняться сексом с собственной матерью (чему не рады сам Джерри и Рик, увидевший в этом очередной заговор). И все это на фоне убедительных драматических эпизодов (например, «Анализ мочи»), когда ученый пытается разобраться в своих проблемах во время сессии с психотерапевтом и приходит к неожиданным выводам. Ура, «Рик и Морти» — снова сбивающее с ног шоу, в котором пародии на фантастику (например, финал шестого сезона целиком построен на отсылках к «Звездным войнам») перемежаются с шутками про мам и со взрослой драмой.
И, разумеется, тут не обходится без блистательной метафиги в кармане. Упомянутая выше седьмая серия с Джозефом Кэмпбеллом оказывается сиквелом «Риконечной Мортистории» из четвертого сезона (если не помните, можете прочитать наш рекап). Заглавные герои попадают в ловушку Предыдущего Леона (игра слов: «Previous Leon» звучит как «previously on», то есть «в предыдущих сериях»), а затем отправляются во все тяжкие по метаслоям мультсериального закулисья. Это точно самый остроумный эпизод «Рика и Морти» из категории «что это было?»: деконструкция пресловутого мономифа Кэмпбелла усиливается героями-панчлайнами. Кроме Леона, тут есть, например, герои Флеш Бэк, способный подглядывать в прошлое, и Конни Тинуити (от английского «continuity», то есть «цельность», «непротиворечивость» повествования), которая может изменять реальность.
Пока кажется, что в шестом сезоне был найден идеальный баланс между всеми составляющими успеха шоу. И если «Рик и Морти» продолжатся в таком же духе, то Хармона и Ройланда можно будет только поздравить. Как ни банально, стабильность в сериальной индустрии — признак мастерства, особенно если вашему проекту суждено длиться долго. Напомним, что в мае 2018 года Adult Swim заказал 70 серий, с тех пор вышло всего 30. Так что у «Рика и Морти» большая часть приключений еще впереди, и этому можно только порадоваться.