«Меню»: сатирическое фуд-порно с Рэйфом Файнсом в роли демонического шеф-повара

Обсудить0

Станислав Зельвенский наконец-то посмотрел хитовую черную комедию Марка Майлода про последний ужин (в первый уик-энд проката она заняла второе место в американском бокс-офисе) и остался доволен этой коллективной карикатурой на ресторанную культуру.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

Группа состоятельных гурманов, выложивших по тысяче с лишним долларов, отправляется на ужин в ресторан высокой кухни «Готорн» — заведение настолько элитарное, что под него выделен отдельный островок. Среди них исполненный энтузиазма фуди (Николас Холт) со спутницей по имени Марго (Аня Тейлор-Джой), супруги в возрасте, явно уставшие друг от друга (Рид Бирни и Джудит Лайт), знаменитая кулинарная критикесса (Джанет Мактир) с рохлей-редактором (Пол Адельштейн), вышедший в тираж киноактер (Джон Легуизамо) с персональной ассистенткой (Эйми Карреро) и троица наглых финансистов (Артуро Кастро, Роб Янг и Марк Ст. Кир). Гостей встречает вымуштрованный штат во главе с необычно резкой хостес Эльзой (Хонг Чау), но подлинная звезда и властелин «Готорна» — легендарный шеф-повар Джулиан Словик (Рэйф Файнс), который в этот вечер, кажется, задумал что-то особенное.

Агата Кристи в этой черной комедии встречает сериал «Медведь». Высмеивать буржуа через их желудки придумали полвека назад, когда выходили «Большая жратва» Марко Феррери или «Скромное обаяние буржуазии» Луиса Бунюэля, и традиция рифмовать еду с членовредительством тоже насчитывает много десятилетий («Кто убивает великих европейских поваров?», «Повар, вор, его жена и ее любовник», приключения Ганнибала Лектера и так далее). Иначе говоря, «Меню» — редкий опыт на большом экране маститого британского телережиссера Марка Майлода (он поставил, например, почти половину серий «Наследников») — трудно назвать особенно оригинальным или свежим высказыванием. Но как чистое развлечение это один из самых удачных фильмов года — злобный, броский и счастливо лишенный претенциозности, в отличие от многих его персонажей.

Фильм построен как меню с переменой главок-блюд, и по форме это почти что пьеса. Большая часть действия происходит в просторном ресторанном зале (безупречный скандинавский минимализм, стеклянная стена с видом на море). Вместо оркестра или, может быть, греческого хора — снующие по открытой кухне повара и официанты. Время от времени на просцениуме появляется, хлопнув в ладоши, шеф — вот уж кто точно склонен к театральности.

Рэйф Файнс

Лучше всего «Меню» работает как прямолинейная сатира на фуди-культуру с ее кулинарными шоу (которые пародируются в начале каждой главки), восторженными адептами, нелепыми ритуалами и культом раскрученных поваров. Здесь идея культа отыграна с максимальной невозмутимостью: когда Эльза, верховная жрица, проводит для гостей экскурсию, мы видим, что работники «Готорна» живут в одном идеально убранном бараке, и уже не слишком удивляемся впоследствии, что они ведут себя то ли как элитный взвод, то ли как зомбированные сектанты. Повар Словик (родом из Словакии) — местный доктор Моро, проводящий диковинные эксперименты над морепродуктами и овощами, и одновременно полковник Курц, подчинивший аборигенов своей харизмой и неспособностью заткнуться. Когда Марго, единственный человек, оказавшийся в «Готорне» случайно, раз за разом пытается заметить, что это не более чем общепит, пусть и комически дорогой, окружающие возмущенно крутят пальцем у виска, как будто она сплясала на амвоне.

Тейлор-Джой, как обычно, притягивает все взгляды, но ее героиня значительную часть фильма проводит в тени, и «Меню» — это, скорее, коллективный портрет. Очень смешной Холт. Почти трогательно жалкий Легуизамо. Царственная Мактир — смотревшие третий сезон «Озарка» были бы с этой женщиной повежливее. Восхитительно угрожающая Чау. Что касается Файнса, он вряд ли запишет эту роль в свои главные достижения: повар-психопат — слишком просто для такого большого актера. Но и он, и мы, несомненно, получаем удовольствие от этой трагикомической фигуры.

Аня Тейлор-Джой и Николас Холт

Антиэлитистский месседж «Меню» написан чересчур, может быть, широкими мазками, и иногда кажется, что Майлод мог хотя бы из спортивного интереса сделать некоторые мишени (гедонистов с Уолл-стрит, того же критика — да почти всех гостей, если уж честно) поменьше. И развязка, пусть и эффектная, слегка разочаровывает: она очень явно придумана, нахлобучена сверху, а не естественным образом вытекает из происходящего. Зато авторы избежали темы каннибализма — можно себе представить, какого это потребовало самообладания. Ничего, у них есть фуд-порно в промышленных количествах (то, что оно ироничное, ничего не меняет) и Тейлор-Джой в шелковом платье цвета глицинии. Непонятно, что могло бы помешать этой картине стать хитом.

Дальний лес потрясло ужасное преступление — кто-то съел Зайца. Анимация для детей, в которой все по-взрослому
В главных ролях:Сергей Мардарь, Юрий Романов, Александр Васильев, Дмитрий Стрелков, Светлана Кузнецова, Андрей Матвеев
Режиссер:Александра Евсеева
Уже в подписке

Смотрите также

10 сентября5
9 сентября3
4 сентября19
1 сентября1

Главное сегодня

Сегодня, 13:165
26 сентября8
Сегодня, 09:004
Вчера10
Вчера13
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации