23 ноября на Disney+ закончился первый сезон «Андора». Сериал Тони Гилроя стал главным событием из мира «Звездных войн» в 2022 году. Стриминговый сервис не спешит делиться цифрами, но шоу уже догнало «Мандалорца» по количеству положительных рецензий на Rotten Tomatoes (93%) и получило самую высокую оценку из всех сериалов эпопеи на Кинопоиске (8,2). Рассказываем, как приквел истории про не самого известного шпиона смог уложить на лопатки и «Оби-Вана Кеноби», и «Книгу Бобы Фетта».
Марат Шабаев
Обозреватель Кинопоиска
Будем откровенны, сама идея сериала (два сезона! по 12 серий!) про Кассиана Андора вряд ли хоть кому-то казалась перспективной. Небритый повстанец (его сыграл Диего Луна) появился в фильме «Изгой-один: Звездные войны. Истории» (2016), где участвовал в краже чертежей Звезды Смерти, а затем героически погиб. Разве нам нужно знать о нем что-то еще? Оказывается, да.
Жизнь и злоключения Андора проливают свет на доселе неизведанные уголки далекой-далекой Галактики. Борьба с Империей и злом всегда казалась делом рук неугомонных джедаев (особенно если они носят фамилию Скайуокер). Но революция — это не сказка, а каждодневное кровавое и довольно грязное дело. И далеко не все мечтают в нее включиться просто потому, что это «правильно».
Мир «Андора» вообще не делится на темное и светлое, а существует между этими двумя полюсами. Заглавный герой поначалу просто хочет денег и до последнего отказывается быть идейным борцом. Таинственный Лютен (Стеллан Скарсгард, которому достались самые проникновенные монологи) мечтает о грядущем восстании и готов жертвовать жизнями, чтобы приблизить пожар галактической революции. Добро тут не безусловно, а зло — не абсолютно. За все хорошее выступает сенатор Мон Мотма (Женевьев О’Рейли), но и ей явно еще предстоит испачкать руки. А главные негодяи в этом сериале — строгая офицерша Дедра (Дениз Гоф) и невротичный помощник инспектора Сирил (Кайл Соллер), которые ратуют за ежовые рукавицы и недовольны тем, что многие сослуживцы просто просиживают штаны от одной до другой зарплаты. Имперцы здесь показаны не кровожадными злодеями, тут это серая человеческая масса, которая после крушения режима наверняка будет талдычить мантру «я просто исполнял приказ».
Приземленность и погружение в бытовые детали — главная особенность «Андора». Сериал задерживается на сцене в футуристичном автобусе, где Лютен просто едет и никто его не захватывает. Андор пытается убедить приемную маму, что пьяным заночевал у приятеля, а не участвовал в опасном ограблении. Нам показывают долгие совещания имперских чиновников, занятых распределением государственного бюджета. На такое же снижение героического пафоса претендовали многие сериалы Disney+, однако с разной степенью успеха. Вот, например, «Мандалорец» — светлое пятно после вихляющей трилогии сиквелов — тоже история не о джедаях и ситхах. Это пыльный вестерн про одинокого стрелка, однако уже во втором сезоне в нем появились Люк Скайуокер и Асока Тано (сразу два джедая!), культовый охотник за головами Боба Фетт. Финал и вовсе активно намекал на то, что Дин Джарин (Педро Паскаль) и Бо-Катан Крайз (Кэти Сакхофф) сейчас будут решать судьбу своего народа. Из увлекательного приключенческого сериала «Мандалорец» стремительно превращался в эпическую сагу, и его окончательная трансформация завершится, видимо, в третьем сезоне. Про «Книгу Бобы Фетта» вспоминать лишний раз не хочется: в финале оказалось, что это просто филлер между двумя сезонами «Мандалорца». «Оби-Ван Кеноби» тоже неожиданно оступился: по первым сериям чувствовался замах на мрачную драму для взрослых, но в итоге все скатилось к приключенческому шоу про маленькую принцессу Лею и неубедительной реюнион-схватке Кеноби и Вейдера. Увы…
Зато шоураннер Тони Гилрой (сценарист фильмов про Джейсона Борна — и это важный факт его биографии), человек, прямо скажем, не диснеевского склада ума, прекрасно понял, как сделать «Звездные войны» великими снова. Во-первых, никаких джедаев и ситхов — они и так фигурируют почти в каждом проекте франшизы. Во-вторых, никакого фансервиса ради фансервиса. Как подчеркнул сам Гилрой, ему хотелось бы, что «Андора» смогли оценить рядовые зрители — например, его жена, которая не следила за вселенной последние два года. В-третьих, создатели четко понимают жанр своего сериала. «Андор» — это в первую очередь политический триллер (отметим наличие в сценарной команде Бо Уиллимона, который руководил «Карточным домиком»). Главным проводником жанровой специфики выступает Лютен — герой, который прекрасно понимает человеческую натуру. К постепенному ограничению свободы все быстро привыкают, поэтому надо заставить Империю сделать что-то жесткое. Пострадают ли от этого невинные люди? Да. Спровоцирует ли это восстание? Ответ утвердительный. Впервые «Звездные войны» говорят на языке realpolitik, и Лютен в такие моменты вообще кажется братом президента Фрэнка Андервуда из того же «Карточного домика». Надо ли говорить, что основные темы сериала и даже целые диалоги отзываются болезненным узнаванием у многих зрителей в неуютном 2022-м. «Андор» — не просто увлекательное и красивое, но еще и до боли актуальное зрелище.
Создатели сериала не позволяют себе лишних сантиментов. Обычно в «Звездных войнах» любимые герои и даже примечательные лица второго плана живут долго — «Андор» играет по своим правилам. Внутри первого сезона есть несколько сюжетных арок — одна безжалостнее другой. Ограбление имперской базы (серии 4 — 6) заканчивается неожиданно для Андора и его команды — гибнут практически все. А в следующей линии (серии 8–10) действие происходит в тюрьме, побег из которой планирует главный герой; горькое послевкусие — смерть волевого Кино (Энди Серкис). Хорошие ребята умирают, остается жить лишь беспринципный серый кардинал Лютен и сам Андор — причем Кассиан, как мы понимаем, переживет собратьев по оружию всего на несколько лет. У авторов сериала получается заставить нас поверить в маленькие трагедии — по меркам вселенной, где в мем превращаются даже смерти детей в фильме «Месть ситхов», это большое достижение.
«Андор» — это без всяких преувеличений «Звездные войны», пережившие пубертат. Настало время новой осознанной молодости — никаких кринж-героев а-ля Джа-Джа Бинкс, жульнических сюжетных поворотов (киваем в сторону фильма «Скайуокер. Восход»), ностальгических воскрешений персонажей (Боба Фетт). Гилрой и команда оживляют полувыдохшуюся франшизу взрослой интонацией — и хочется верить, что Disney сделает правильные выводы из популярности «Андора».