Пелевину — 60! Журналисты и критики выбирают его лучший роман

Обсудить0

Сегодня исполняется 60 лет Виктору Пелевину. Кинопоиск поговорил с литературными критиками, публицистами, журналистами, а также с режиссером документального фильма «Пелевин» о том, какую книгу мастера они считают любимой и почему. Специально для подписчиков Плюса редакция подготовила подарок: два романа Пелевина в новой озвучке: «Transhumanism Inc.», который читает Руслан Габидуллин (студия «Кубик в Кубе») и «Священная книга оборотня» — ее читает Алена Долецкая.

Галина Юзефович

Литературный критик, писательница

«Священная книга оборотня»

«Священная книга оборотня» — одна из сравнительно немногих книг Виктора Пелевина, главная героиня в которых женщина. Более того, лисица-оборотень А-Хули — вообще один из самых обаятельных и живых персонажей, созданных фантазией автора, а история ее заведомо обреченной, невозможной любви к волку — редкий для Пелевина пример настоящей, не бутафорской любовной коллизии, прописанной с подлинным чувством и огромным мастерством. Но даже и это еще не все: «Священная книга оборотня» — практически единственный пелевинский роман со счастливым финалом. В отличие от других текстов Пелевина, в которых неизменные попытки героев соскочить с колеса сансары оборачиваются столь же неизбежным поражением (иногда трагическим, иногда — как в «Тайных видах на гору Фудзи» — комическим), история А-Хули — это история успеха, счастливого бегства и желанного освобождения. Все вместе это делает «Священную книгу оборотня» и одним из самых необычных романов Виктора Пелевина, и, на мой взгляд, самым обнадеживающим, чистым и романтичным его текстом.

Константин Мильчин

Книжный критик

«S.N.U.F.F.»

Понятно, что в творчестве Пелевина есть несколько, бесспорно, культовых романов, которые во многом определили дальнейшее развитие нашей литературы и, возможно, даже нашей истории. Но я выпендрюсь и выделю не самую очевидную книгу — последний по-настоящему великий роман Пелевина «S.N.U.F.F.». Деление мира на орков, с которыми можно делать все, и остальных; бесконечная война дронов, издалека расстреливающих беспомощных человечков и записывающих эту картинку на видео, которую потом разглядывают обыватели; уравнивание профессий оператора беспилотного летательного аппарата и военного корреспондента — все это было написано 11 лет назад, а сейчас выглядит избыточно актуально.

Родион Чепель

Режиссер, продюсер, автор документального фильма «Пелевин» на платформе KION

«Чапаев и пустота»

Среди всех остальных текстов Виктора Пелевина для меня величественным особняком стоит «Чапаев и Пустота» — тот самый первый дзен-буддистский роман на русском языке. Это еще тот Пелевин, который занимается деконструкцией советских мемов (Чапаев), но уже плотно погружен в новую российскую языковую действительность (чего стоит разговор о вечном кайфе, который ведут у костра бандиты в 8-й части романа). До сих пор по интенсивности буддистских мудростей и наполненности иронией этот роман — номер один, и я периодически к нему возвращаюсь, когда испытываю необходимость вывалиться из повседневной реальности.

Анна Наринская

Журналистка, продюсер литературных проектов, куратор выставок

«Generation „П“»

«Generation „П“» — важнейший для меня роман Пелевина. И дело не только в замечательных шутках, которые до сих пор остаются актуальными, — вроде «солидный господь для солидных господ», точно объясняющей природу российского православия. Пелевинское объяснение происходящего со страной было гораздо более правдоподобным, чем все объяснения экономистов и политологов. Гораздо легче поверить, что реальность меняется по велению богини Иштар, чем принять непонятные слова «смена экономических формаций». К сожалению, та трагедия, которая происходит сегодня, требует гораздо более ясных и очевидных объяснений. Время пелевинской иронии закончилось. Сейчас нужны точные и резкие слова. Нужны списки виноватых. И поэтому «Generation „П“» для меня не только важное литературное произведение, но еще и источник ностальгии по времени, когда можно было оставаться метафоричным и ироничным.

Игорь Кириенков

Шеф-редактор онлайн-кинотеатра Кинопоиска, критик

«Операция „Burning Bush“»

Принято считать, что Пелевин не написал ничего путного с 1999-го; «Generation „П“» — высшая точка его литературной карьеры, провозглашено в свежем фильме про современного классика. «Путь вниз» — такой подзаголовок лекции про ПВО дал Дмитрий Быков (признан в России иноагентом — Прим. ред.). И действительно, рассказы 1990-х на круг обходят романоиды 2010-х; ну так высокая меланхолия вообще как-то благороднее усталой брезгливости. И все-таки я очень люблю его относительно позднюю повесть «Операция „Burning Bush“», опубликованную в сборнике «Ананасная вода для прекрасной дамы» (2010). Это история лузера и преподавателя английского Семена Левитана, которого российские спецслужбы вербуют для того, чтобы он играл Бога и давал указания Джорджу Бушу (тому, в свою очередь, установили специальный зубной имплант). «Операция…» — великолепный образчик восхитительного конспирологического бреда, предлагающего убедительную (или так: куда более убедительную, чем главные страницы сетевых медиа) модель для описания новейшей истории. Твистом, к слову, становится то, что похожий трюк в свое время провернуло ЦРУ и с советскими лидерами говорил «Сатана». Помимо прочего, «Операция…» — одна из последних пелевинских вещей с «персонажем» (частным лицом с уникальной интонацией), а не «функцией», выполняющей авторское задание, которое сводится к осознанию пустотности бытия. И если мне положен тост — а у нас тут в некотором роде застолье, хоть и в отсутствие именинника, — я бы хотел пожелать ему снова сочинить такую упоительную, такую остроумную и нежную штуку.

Лев Оборин

Поэт, литературный критик, переводчик, редактор проекта «Полка»

«t»

У меня сложились очень разные отношения с несколькими романами Пелевина: я искренне люблю «Generation „П“», который перечитывал не раз; со временем я стал гораздо больше ценить «Числа», пророческую силу которых с первого прочтения не осознал; с удовольствием вспоминаю особый холодок, который ощущал при чтении «iPhuck 10». С какими-то пелевинскими книгами (от «Жизни насекомых» до «Лампы Мафусаила» и «Непобедимого Солнца») отношения не сложились — они просто были прочитаны и поставлены на полку. Но любимый роман Пелевина у меня тоже тот, который я ни разу не перечитывал. Это «t» — обычно мало замечаемый, не вписывающийся в большую вселенную, которая объединяет романы от «Generation „П“» до «KGBT+», но вновь поднимающий тему иллюзорной реальности (с наибольшей, пожалуй, доступностью для читателя — на примере видеоигр и ограничений компьютерной памяти). В этом романе Пелевин с блеском показывает нам, что человеческую голову для своих игр посещают разные божества — и эту мысль мы тоже у него не раз находили; но еще в «t» он откровенно и смешно разговаривает с русской классикой, которую российская политическая реальность приспосабливает для чего угодно, только не для любовного и внимательного чтения.

Максим Мамлыга

Журналист, книжный обозреватель критик

Empire V

Пелевин уже много лет, как взял на себя труд из года в год осмыслять/трактовать нашу реальность. Где-то это получилось лучше, где-то хуже, но превосходно — в книге «Empire V». Возможно, так было потому, что в те незапамятные времена не фантастика приближалась к реальности, а реальность к фантастике. Герметичная эпоха гламура, узкий круг людей, казалось, действительно думавших, что они «не такие, как мы с вами», особые ритуалы, особый язык — в истории вампира Рамы все это даже более реально, чем в сводках тогдашних новостей. Сейчас, когда реальность снова приблизилась к фантастике, самое время перечитать эту книгу: варианты аналогий сомнительны, но, возможно, там есть какие-то ответы, которых можно было не заметить в то время.

Егор Михайлов

Культурный редактор «Афиши Daily»

«Омон Ра»

Роман «Омон Ра» совсем крошечный — всего полторы сотни страниц, — но по плотности он, пожалуй, даст фору последним монструозным томам. «Омон Ра» стал одной из первых для меня книг Пелевина и потому запомнился. Я даже писал по нему выпускное сочинение в блаженные времена, когда наличие нецензурной лексики не считалось чем-то, что может сломать психику подростку. Потом и я вырос, и Пелевин стал писать по роману в год (то на удивление так себе, то на удивление хорошие — не угадаешь). И мне даже стало казаться, что моя любовь к «Омону Ра» — беспочвенная ностальгия, как по безвкусной жвачке Love is… или нелепым футболкам с «Титаником». Но совсем недавно решил перечитать и обомлел. Во-первых, это изумительно написанная проза: многие забывают, что Пелевин вообще-то прекрасный стилист, это даже в поздних книгах заметно. Во-вторых, она очень смешная, но чаще по-настоящему печальная (а еще чаще — и то, и другое). Ну и, конечно, в ней он так точно подмечает то, что за десятилетия ни на йоту не поменялось: культ подвига в нашей стране столь же впечатляющий, сколь и бессмысленно жестокий, за самыми высокими идеями скрыта зияющая пустота, а время в России бывает лишь двух видов — послевоенное и предвоенное.

Аудиокниги Виктора Пелевина можно послушать на Яндекс Музыке с подпиской Плюс.


Автор: Кристина Ятковская

Фото: Nikolai Ignatiev / Legion-Media

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

2 ноября 202217
19 августа 202114
23 декабря 20216
22 октября 20224

Главное сегодня

Сегодня2
Сегодня2
Вчера3
Сегодня0
Сегодня0
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации