Весной 2019 года зрители «Игры престолов» жаловались, что в эпизоде битвы с белыми ходоками в «Долгой ночи» на экране ничего нельзя разглядеть. С тех пор прошло три года, и создатели «Дома Дракона» повторили тот же ход, погрузив героев в кромешный мрак. Из-за затемненных съемок еле различимо, что происходит в «Бэтмене», «Ваканде навеки» и «1899». Густая темнота — не ошибка оператора и не брак съемки. Рассказываем, для чего и почему ее используют в современном кино.
Все дело в переходе к цифровому кино
«Затемнение» можно проследить на примере фильмов о Бэтмене, Гарри Поттере и Человеке-пауке.
Издание Vox выпустило видео, в котором подробно объясняет, почему в новых фильмах и сериалах ничего не разобрать из-за темноты. Основная причина — переход от съемок на пленку к цифре. Продюсер Стивен Фоллоуз, который занимается исследованиями данных о кинопроизводстве, создал график, как с 2000 по 2015 год менялся метод съемки самых кассовых американских фильмов. По нему видно, что с 2012 года цифрового кино становится больше, а в нем можно смелее работать с темными кадрами.
Почему пленочное кино не такое темное? Оператор Бретт Юткевич (четвертый сезон «Очень странных дел», «Черный телефон», «Я иду искать») объясняет, что при съемке на пленку нельзя сразу увидеть конечный результат. Нет экранов, где на площадке можно тут же посмотреть, каким получится изображение (это называется плейбэк). Конечно, существуют устройства, помогающие в кадрировании и настройке освещения, но их недостаточно.
Авторы видео рассказывают, что, если снимать темную сцену на пленку, исправить ошибки на постпродакшене вряд ли получится. Информация, что было на темных участках, на пленочном изображении не сохраняется. Если поменять контрастность и сделать кадр ярче, лишь увеличится зернистость. При съемках на пленку переделывать неполучившуюся сцену слишком затратно, поэтому здесь сразу используют достаточное количество света, даже если предполагаются темные сцены.
Плюс цифровой съемки в том, что команда на площадке видит, каким получится итоговое изображение. Вдобавок цифровые камеры более чувствительны к свету. «Они захватывают больше светлых участков и теней, чем может пленка», — объясняет Юткевич. Цифровая камера снимает LOG-видео: фиксирует сероватое изображение, сохраняя информацию о ярких участках и тенях. В программе для цветокоррекции на этих кадрах можно поменять яркость без потери деталей, как это было в пленочном варианте.
С пленкой в целом сложнее работать, учитывая усовершенствования современных экранов. В материале Variety автор уточняет, что оцифрованные версии классических фильмов могут выглядеть более плоскими, потому что 35-миллиметровая пленка имеет в 2 — 3 раза больше зерен, чем 4K в пикселях.
Тьма — художественное решение
При этом многие фильмы и сериалы — «Крестный отец», «Темный рыцарь», «Эйфория» — снимались на пленку, и в них все равно множество затемненных кадров. Это рискованный шаг создателей, которые с помощью мрака решают важные художественные задачи.
Второй сезон «Эйфории» снимали на 35-миллиметровую пленку Kodak Ektachrome (ради этого Kodak переоборудовала часть своего завода, чтобы выпустить снятую с производства продукцию). Работавший над сериалом оператор Марцель Рев рассказал, что они ставили мощное освещение на площадке, будто снимали ситком. «Мы пытались сделать бархатные глубокие тени, но я не думаю, что получилось очень темно. В каждом кадре у вас яркие ориентиры, выделенные светом», — добавляет оператор.
В материале Variety специалист по цифровым изображениям с 20-летним опытом Николас Кей («Джокер», «Веном», «Черная Пантера») объясняет, что темная визуальная часть отражает беспросветную атмосферу фильма. Действие «Бэтмена» происходит в основном ночью, сериала «Рассказ служанки» — в мрачной антиутопии, а франшиза «Улица страха» усиливает саспенс за счет темноты. Если делать их более светлыми, проекты покажутся нереалистичными, объясняет Кей. Он также напоминает, что темные фильмы — явление не последних лет. Был и «Чужой» Ридли Скотта (1979), и «Темный город» Алекса Пройаса (1998).
Все зависит от техники
Проблема еще и в том, что кинематографисты работают с яркостью изображения на чувствительных экранах и в темных помещениях. А зрители могут смотреть кино с экрана размером с ладонь, сидя у иллюминатора в самолете. «Невозможно предугадать, как люди будут смотреть твой проект. То, что будет выглядеть хорошо на маленьких экранах, не подойдет для кинотеатров», — говорит Бретт Юткевич. Вдобавок многое зависит от техники кинотеатра: если проекторы в плохом состоянии, то даже разрешение 4K может выглядеть плохо.
В интервью The Hollywood Reporter шоураннер «Дома Дракона» Райан Кондал рассказал, что на постпродакшене они отсматривают серии на дорогостоящем оборудовании, похожем на то, что используют для съемок фильмов. И с их экранов все выглядит отлично. «Если вы выпускаете фильм „Звездные войны“, то показываете его в кинотеатрах. Мы же показываем сериал на миллионах телеэкранов с различными настройками. Дистрибьюторы, в свою очередь, выпускают проекты в разных форматах: 4K, 1080p, 1080i и так далее», — пояснил Кондал. При этом он подчеркнул, что второй сезон «Дома Дракона» постараются сделать менее темным.
Оператор Фабиан Вагнер оправдывал непроглядность «Долгой ночи» стилистическим решением: «В эпизоде есть все, что мы хотели показать зрителям». Эпизод, кстати, специально снимали ночью, а авторы настоятельно рекомендовали смотреть его в темном помещении и на большом экране. Что касается домашнего просмотра, Николас Кей советует проверить настройки телевизора и выбрать нейтральную яркость. Еще он не рекомендует ставить телевизор экраном к окну или к другому сильному источнику света.
Есть еще одна проблема, связанная с техникой, — большинство технологий освещения и съемок в темных пространствах разработаны для актеров со светлой кожей. Но индустрия разрабатывает новые методы, как решить эту проблему. Variety называет революционным в этом плане сериал «Белая ворона» с афроамериканцами в главных ролях, авторы которого использовали особенный подход в гриме и освещении героев.
Слишком темные фильмы — проблема для киноиндустрии?
Марцель Рев, снимавший «Эйфорию», не видит глобальной тенденции в том, что фильмы и сериалы становятся слишком темными. А в финале видео Vox авторы говорят, что существуют и другие технологии, как можно снимать затемненные сцены так, чтобы зрителям не приходилось напрягать глаза. Например, «Нет» Джордана Пила и «К звездам» Джеймса Грэя снимали на обычные и инфракрасные камеры. Последние фиксируют свет на тех участках, которые неуловимы для человеческого глаза. При совмещении изображений с двух камер можно получить более глубокую темноту, в которой при этом без усилий удается разглядеть все происходящее на экране.
Автор: Лиза Кузнецова
Кадры из галереи: «Игра престолов», «1899», «Дом Дракона», «Бэтмен»