На Кинопоиске выходит драма Александры Ремизовой и Александра Молочникова — про столичную содержанку, которая переживает второе рождение после года, проведенного в монастыре на севере России. Рассказываем, как она туда попала, какой получилась вторая актерская работа Ивлеевой и чем ей помог Янковский.
О чем это
Маша (Анастасия Ивлеева), женщина веселого нрава и неопределенных занятий, отдыхает вместе со своей закадычной подругой Гелей где-то в Эмиратах. Шербет-кальян-шампанское, теплый бриз с моря колышет белые полотна тентов — Геля замужем за демоническим олигархом (выразительное камео Джаника Файзиева) и ни в чем себе не отказывает. Когда девочки поедут на джипе с водителем поразвлечься в город, Маша из хулиганства угонит машину и экскурсия подруг закончится чересчур бурной вечеринкой на пляже в компании незнакомцев (сериал «Рим» отдыхает). Разбуженная наутро охраной обгоревшая на солнце Маша вскоре обнаружит еще один сюрприз — деньги на карточке закончились, номер в отеле не оплачен, а видео с пляжа утекло в Сеть. Жена олигарха опозорена, и теперь самой Маше звонят его грозные подручные, записанные в адресной книге под псевдонимами вроде Жесть. Встреченная в российском аэропорту людьми в черном, Маша снова убегает в ночной дождь. Ее бездыханное тело обнаруживают трудники (так называют волонтеров) соседнего монастыря, настоятелем в котором служит многомудрый и атлетичный отец Варсонофий (Филипп Янковский), воспитывающий в строгости и послушании красавца-сына (Марк Эйдельштейн).
Следующие шесть серий блудница Мария будет прятаться от преследователей (в женском монастыре, управляемом фанатичной матерью Елизаветой — эффектная роль Натальи Кудряшовой), отец Варсонофий — проявлять чудеса терпения, мудрости и дипломатии, его сын — бороться с плотским искушением. Также мы узнаем, как герой Янковского оказался в монастыре, а героиня Ивлеевой — в положении содержанки, и станем свидетелями торжества гигиены над аскезой и чистой любви — над греховными помыслами, гордыней и дьявольской силой соцсетей. Но обо всем по порядку.
Действующие лица
Композиция «Монастыря», придуманного Александрой Ремизовой и снятого Александром Молочниковым, рассчитана на терпеливого зрителя: части этого сюжетного пазла продолжают складываться до самого финала, поэтому стоит сразу очертить основные линии напряжения и диспозицию героев.
Во-первых, Маша. Поскольку играющая ее Анастасия Ивлеева не имеет профессионального актерского бэкграунда, эта героиня наделена многими чертами самой Насти — что, конечно, обеспечивает героине неподдельную органику. Поначалу она много, смешно и некорректно шутит, но строгие монастырские порядки, явно подсмотренные создателями у Пола Верховена, быстро отбивают всякую охоту троллить настоятельницу и ее подручных. Цель Маши — спрятаться за монастырскими стенами и пересидеть опасность, однако по законам драматургии и диалектики смена бытовых условий меняет и ее сознание.
Меняется и отец Варсонофий, человек с трагедией в прошлом, не сломленный житейскими неурядицами, но закалившийся на пути к Богу. Конечно, настоятелю не чуждо ничто человеческое, он тоже совершает ошибки и своими благими намерениями, возможно, даже калечит близких. Филипп Янковский мастерски балансирует между каменной твердостью и мягкой уязвимостью.
Убедительная игра менее опытных партнеров — Насти Ивлеевой и молодого актера Марка Эйдельштейна — отчасти и его заслуга: фактически своей техникой скрупулезной подготовки к роли он дал им бесценный мастер-класс. Сам же Янковский о своей работе говорит предельно скромно: «Я играю обычного человека, пришедшего к служению, изнутри тянущегося к вере. Нужно было на протяжении всех съемок держать этот внутренний свет, не так-то это и просто».
Третий участник этой психологической драмы — отрок Юрий, сын настоятеля (но тут тоже все непросто). Для него этот сюжет — драма взросления (впрочем, и для остальных в какой-то мере тоже). Не видевший мира за пределами монастырских стен, он знает назубок формулы стереометрии, но не знает, что такое TikTok и кондом. Защитит ли его от грехов мегаполисов гиперопека отца — или, наоборот, сделает легкой жертвой? Еще одна интрига сюжета! Марк Эйдельштейн попал в каст по настоянию Насти Ивлеевой: на роль Юры был уже утвержден другой актер, но после ансамблевых проб Настя поняла, что именно с Марком у нее возникнет экранная «химия».
Позади этой троицы стоит хор, составленный из не менее фактурных ролей и запоминающихся перформансов. Железная матушка Елизавета, не расстающаяся с хрустальным стаканом (вода ли в нем — тоже загадка). Ее правая рука — мастер политических интриг сестра Патрикея (Мария Миронова). Совершенно шекспировские герои — комическая пара трудников в исполнении Павла Ворожцова и Леонида Тележинского, безостановочно отпускающих соленые шутки. И, наконец, галерея грешников, приходящих к отцу Варсонофию за советом: Артур Смольянинов, Валентина Мазунина, Алексей Розин, Евгений Харитонов.
Как это снято
Снимали сериал на территории Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей, и величественные северные виды, сливающаяся с небом гладь Сиверского озера, чистые формы выбеленных монастырских построек XIV — XVI веков служат отличным антидотом к кипящим внутри «Монастыря» страстям. И еще важная деталь — среди невероятных церковных интерьеров есть и собор Рождества Богородицы, расписанный легендарным Дионисием. Эти светлые, минималистичные фрески — единственные сохранившиеся работы иконописца, авторство которых точно установлено, и неожиданно, что сериал предоставляет такую уникальную возможность увидеть их во всем объеме не выходя из дома
Пространство храмов диктует и манеру съемки: здесь Молочников в дуэте с оператором Сергеем Трофимовым («Нулевой пациент») дает Орсона Уэллса, снимая героев снизу, усиливая драматизм сцен высоченными расписными потолками, — или, наоборот, смотрит на них сверху, словно имитируя божественный взгляд. В остальных бытовых сценах он использует нейтральную «задушевную» манеру съемки, возможную даже на Первом, — она составляет разительный контраст с гламурной, клиповой эстетикой, в которой проходит жизнь Маши до инцидента в Эмиратах. Когда же в тихий мир «Монастыря» ненадолго проникает соблазн, Молочников дает натурального Рефна: сияют неоном кресты, монашки пляшут, точно обитатели TikTok-дома, полуголые грешницы скачут на карточных столах московского казино, придорожная шашлычная превращается в бар «Дикий койот» — или типичный стрип-клуб Атланты. Да, все тут несколько живописнее и проще, чем в реальности, но такая надмирность и делает всю историю больше притчей, чем мелодрамой. А этот жанр больше подходит «Монастырю».
Смотрите сериал «Монастырь» только на Кинопоиске в Плюсе
Автор: Кинопоиск