Турецкий проект «Ветреный», «Дом Дракона» от HBO и анимационный «Рик и Морти» стали сериалами, которыми больше всего интересовались жители России в октябре 2022 года, следует из данных Индекса Кинопоиск Pro. В сентябре в лидерах был тот же «Дом Дракона», а также «Реальные пацаны» от ТНТ и «Жизнь по вызову» от Kion.
Именно осенью традиционно стартует сезон премьер, и интерес к сериалам обычно быстро растет.
Индекс Кинопоиск Pro — инструмент оценки популярности сериалов у зрителей в России, он основан на данных Яндекса и Google. Это инструмент, который учитывает интерес зрителей вне зависимости от того, где выходит сериал — в телевизионном эфире или на онлайн-платформе. До сих пор агрегированные данные об аудитории сериалов не были доступны игрокам рынка.
Данные Индекса Кинопоиск Pro собираются с начала 2021 года и публикуются впервые.
Как считается интерес к сериалам
Индекс Кинопоиск Pro построен на исследовании интереса жителей России к сериалам.
Подавляющее большинство людей, которые ищут информацию о сериале в интернете, либо уже его смотрят, либо собираются посмотреть. Когда сериал выходит в телеэфире, интерес к нему также явно заметен в интернете. Доступная статистика по аудитории сериалов подтверждает эту прямую зависимость между интересом и смотрением.
За проявление интереса в Индексе Кинопоиск Pro принимаются действия людей по поиску информации о сериалах, переходы и посещение интернет-страниц, связанных с сериалами. Это страницы на сайтах телеканалов, онлайн-кинотеатрах и видеосервисах, в том числе на YouTube, а также страницы в энциклопедиях и на других тематических ресурсах.
Мы проверяем, чтобы действия относились к конкретному сериалу, — это особенно важно для проектов с распространенными или одинаковыми названиями.
Для проверки используется информация о сериалах из энциклопедии Кинопоиска, данные Яндекса, в том числе агрегированная и обезличенная статистика Поиска и Яндекс.Браузера, а также открытые данные Google.
Десятки миллионов жителей России активно интересуются сериалами — в месяц в Индексе Кинопоиск Pro учитываются около 250 млн таких действий. Все эти разнообразные действия переводятся в единые баллы интереса, в среднем получается 40 000 баллов в месяц.
Изначально баллы интереса считаются не по дням, а по неделям. Это нужно, чтобы избежать суточных искажений из-за разного графика выхода сериалов (подряд в будни или раз в неделю). Место сериала в топе за неделю, месяц или год определяется суммой его баллов за этот период.
Сумма баллов интереса аудитории ко всем сериалам дает представление об уровне общего интереса к сериалам в России.
Как делится внимание аудитории к сериалам
- Жители России смотрят огромное количество сериалов: по данным Индекса Кинопоиск Pro, в среднем это более 4 000 сериалов в месяц.
- Но 90% интереса или внимания российской аудитории в течение месяца делят между собой 1 000 сериалов. Сто самых популярных проектов месяца получают половину всего внимания, а первые 20 проектов — 20 — 25% внимания.
- Из всех сериалов, которые смотрят жители России в течение месяца, только четверть — отечественные. Возможно, так происходит потому, что жители России изначально выбирают из меньшего числа отечественных проектов. Зрителям страны доступны тысячи российских проектов и сотни тысяч иностранных сериалов.
- На российские сериалы приходится 35% всего внимания аудитории. В этом аудитория сериалов похожа на то, как до пандемии выглядели продажи билетов в обычных кинотеатрах: около 25% билетов зрители покупали на отечественные фильмы.
- Отечественные проекты в среднем лучше привлекают зрителей. Среди первой тысячи сериалов по популярности каждый второй — российского производства.
- Зрителей привлекают не только премьеры: большая часть интереса аудитории отдана тысячам сериалам, у которых за последний год не выходило новых эпизодов. Два таких проекта — среди очень популярных сейчас сериалов: «Великолепный век» (закончился в 2017 году) и «Игра престолов» (закончился в 2019 году).
- Интернет и видеосервисы значительно увеличили жизнь сериалов. Внимание зрителей больше не ограничено эфирными часами в программной сетке телеканалов, просмотр возможен в любое время. Любимые проекты смотрят годами после завершения показа на ТВ.
Сколько баллов интереса у популярного сериала
- В среднем за неделю сериал из топ-100 собирает около 50 баллов интереса.
- Всего два сериала с начала 2021 года набрали более тысячи баллов за неделю — «Игра в кальмара» от Netflix (1 554 балла) и сериал «Сваты», показанный на «России 1» (1 175 баллов). Эти же сериалы стали самыми популярными по итогам 2021 года.
- Очень крупные проекты собирают 400 — 500 баллов в неделю. Среди российских сериалов такими стали «Угрюм-река» и «Мажор» («Первый канал»), «Эпидемия», «Жуки», «Универ» и «Мир! Дружба! Жвачка!» (канал ТНТ и онлайн-кинотеатр Premier), «Ивановы-Ивановы» и «Трудные подростки» (канал СТС и More.tv), «Склифосовский» (канал «Россия 1»), «Чикатило» (Okko).
Как стартовал осенний сезон
- В октябре 2022 года общий интерес к сериалам по Индексу Кинопоиск Pro составил 36 292 балла. По сравнению с сентябрем этого года индекс вырос на 9%, по сравнению с октябрем 2021 года — упал на 20%.
- В топ-20 сериалов в сентябре и октябре поровну отечественных и иностранных сериалов.
- Иностранные сериалы чаще занимают первое место в топе месяца, а также чаще попадают в тройку крупнейших. Топ сентября и октября не исключение. Самый популярный сериал в России в октябре — «Ветреный», интерес к которому резко вырос после премьеры на телеканале «Домашний». В сентябре на первом месте был «Дом Дракона», доступный только в онлайн-кинотеатрах.
- В топ-20 сентября вошли сразу семь сериалов, у которых в этом году не было новых эпизодов, включая два проекта, созданных по заказу российских телеканалов: «Пес» и «Сваты».
- В октябре топ-20 заметно отличается от сентябрьского: более половины мест заняли другие проекты. Среди новичков топа октября прежде всего российские сериалы, восемь из которых — осенние премьеры.
Топ-20 сериалов
Какие российские сериалы сейчас популярны
- Самые популярные российские сериалы на протяжении двух этих месяцев — «Реальные пацаны» (ТНТ), «Жизнь по вызову» (Kion), «Художник» («Россия 1»), «Мажор» («Первый канал») и «Контейнер» (Start).
Как менялся интерес к самым популярным российским сериалам
баллы интереса
- В топ-20 сентября и октября также попали проекты таких каналов, как НТВ («Рикошет», «Пес» и «Лихач»), СТС («Классная Катя» и «Тетя Марта»), «Первого канала» («Триггер»), «России 1» («Сваты»). Популярными в эти месяцы также стали совместные проекты канала ТНТ и онлайн-кинотеатра Premier («Капельник», «Игра на выживание», «Нина»), совместный проект канала «Россия 1», онлайн-кинотеатров More.tv и Wink («Надвое») и совместный проект онлайн-кинотеатра Okko и «Первого канала» («Собор»).
- Сериалы, которые сразу вышли на ТВ, в среднем привлекают больше внимания, чем оригинальные проекты онлайн-кинотеатров. И выход интернет-проектов в телеэфире сильно подстегивает внимание к ним. Яркий пример — сериал «Собор», который стал очень популярен в этом октябре после показа на «Первом канале».
- Только один оригинальный российский сериал онлайн-кинотеатра получил первое место в топе недели, ни разу не побывав в телеэфире, — это «Чикатило» от Okko.
- Но разрыв во внимании к телевизионным и изначально не телевизионным проектам постепенно сокращается. Это, в частности, видно по списку самых популярных проектов: если в первой половине 2021 года в топ-20 разных месяцев попадало не более двух оригинальных сериалов онлайн-кинотеатров, то с этого лета в двадцатку входит уже четыре-пять проектов. Из оригинальных сериалов чаще всего в топ-20 Индекса Кинопоиск Pro попадали проекты Start и Premier.
Какие иностранные сериалы сейчас популярны
- Две главные премьеры осени в мире — «Дом Дракона» от HBO и «Властелин колец: Кольца власти» от Amazon. И если в США результат их битвы за зрителей еще не определен, то в России трон заняли драконы. Интерес российских зрителей к обоим сериалам стал заметен за несколько недель до показа, но после выхода первых серий в конце августа «Дом Дракона» резко ушел в отрыв. В сентябре — октябре интерес к этому сериалу в России был в два раза выше, чем к «Властелину колец» (1446 баллов индекса против 702 баллов).
Как менялся интерес к сериалам «Дом Дракона» и «Властелин колец: Кольца власти»
баллы интереса
- Большое внимание российских зрителей этой осенью отдано турецким сериалам. Самые популярные из них — «Ветреный», «Постучись в мою дверь», «Великолепный век» и «Основание: Осман».
- В октябре заметно вырос интерес аудитории к японским аниме-сериалам. Сериал «Человек-бензопила» об охотнике на демонов стартовал в середине месяца и быстро собрал 300 баллов интереса. Заметны в октябре также «Блич: тысячелетняя кровавая война» и «Семья шпиона», вышедшая на Netflix. Все три сериала не присутствуют легально в России.
От чего зависит интерес аудитории к сериалам
- Эта осень и год в целом нетипичны для сериалов в России: если в течение 2021 года интерес к сериалам в России вырос почти на 20%, то с конца этой зимы он начал стремительно уменьшаться. В этом июне общий интерес в Индексе Кинопоиск Pro упал на 40% по сравнению с этим февралем и на 15% по сравнению с июнем 2021 года. С тех пор интерес к сериалам так полностью и не восстановился.
Как меняется интерес к сериалам в России
баллы интереса
- Одним из факторов снижения интереса к сериалам в этом году могло стать изменение программной политики крупнейших российских телеканалов. С весны они отдают большую часть эфира информационному вещанию, а не развлечениям. Российское ТВ выпускает меньше ярких сериальных премьер, более сдержанно их рекламирует. Лишь один российский проект после февраля 2022 года собрал 400 баллов интереса за неделю — сериал «Мажор». Это прямо влияет на общий уровень интереса.
- Еще один фактор — отсутствие в этом году настолько крупной премьеры, как «Игра в кальмара» от Netflix. Корейский сериал стал самым крупным по вниманию зрителей проектом прошлого года. В октябре 2021 года он собрал 4 342 балла, или 9% общего интереса месяца, что в три раза больше обычной доли лидера топа. В этом октябре премьера аналогичного масштаба могла бы увеличить общий интерес сразу на 12%.
- В отличие от довольно стабильного размера общей ТВ-аудитории, совокупная аудитория сериалов на всех платформах — в эфире и интернете — гораздо более эластична и активно реагирует на наличие или отсутствие ярких проектов.
Как интерес связан со смотрением
То, как любопытная аудитория сериалов конвертируется в зрителей, как показывают данные Индекса Кинопоиск Pro, зависит прежде всего от доступности проекта. Идет ли сериал в федеральном телеэфире и в удобное для зрителей время, доступен ли он свободно на видеосервисе или только по подписке, насколько сложно найти нелегальную версию сериала, который официально не выходит в России, и так далее.
Крупнейшие телеканалы и онлайн-кинотеатры, судя по всему, эффективнее конвертируют интерес в смотрение, чем медиакомпании меньшего размера.
До старта сериала и в первые недели показа уровень внимания аудитории, скорее всего, зависит от того, насколько масштабной и эффективной была промокампания проекта. В более длинном периоде уровень интереса отражает то, насколько сериал совпал со вкусами зрителей и собрал ли аудиторию фанатов.