На Netflix вышел перезапуск британского детского шоу «Телепузики». Тинки-Винки, Дипси, Ляля и По — на старых местах, а вот в роли восходящего Солнышка теперь другие дети (темнокожий и азиатский, что вызвало споры в соцсетях). Рассказываем, почему мир все еще нуждается в телепузиках и как сериал с самого начала сталкивал зрителей лбами.
Откуда взялись телепузики?
Продюсеры Энн Вуд и Эндрю Девенпорт придумали «Телепузиков» как противовес «Могучим рейнджерам». «Я хотела сделать программу с прямо противоположным посылом, где „большие объятия“ были бы событием дня, а любовь друг к другу ценилась выше всего», — рассказывала создательница проекта. Образ телепузиков вдохновлен космонавтами НАСА: Эндрю Девенпорта очаровывали технологии, с которыми работают и живут галактические пилоты. Поэтому вместе с Энн Вуд он нарисовал причудливых малышей в костюмах, напоминающих скафандры, и отнес их телеканалу BBC, который давно хотел выпустить новое шоу для дошкольников. В качестве ориентиров продюсер выбрал телесный юмор комиков Бенни Хилла, Эрика Моркэма и Эрни Уайза. А чтобы гигантские телепузики выглядели дружелюбнее, он прикрепил им на живот экраны.
Шоу запустилось не без труда. В качестве натуры для съемок создатели выбрали ферму из Йоркшира. Местные сразу начали протестовать против запуска проекта, потому что здесь уже снимали сериалы и это нарушило загородную идиллию. Однако авторы убедили жителей, что «Телепузики» — детская передача, много резонанса она не вызовет (спойлер: когда шоу стало популярным, вокруг площадки кружили вертолеты с журналистами). Знаменитые гигантские кролики, которые бегали по лужайкам, умирали в колоссальных количествах: из одиннадцати зверей погибло семь. А Эндрю Девенпорт неделями жил в трейлере на съемочной площадке, чтобы поскорее написать сценарии новых эпизодов. Но, несмотря на все эти трудности, в течение пары лет «Телепузики» вышли в эфир и стали народным хитом.
О чем был сериал?
Вот они слева направо: Тинки-Винки, Дипси, Ляля и По. Тинки-Винки — фиолетовый человечек с треугольной антенной, который очень любит носить сумку. Дипси — зеленый телепузик с вытянутой антенной и темным оттенком кожи. Желтая Ляля — самая милая участница коллектива, любит петь и танцевать, а ее голову украшает изящно закрученная антенна. Наконец, По — красный телепузик с круглой антенной, самый юный герой сериала. Любит кататься на самокате.
Телепузики живут под гигантским куполом, раскинувшимся посреди зеленого поля. Внутри помещение напоминает космическую станцию, только с большой детской горкой в центре зала. Там же обитает Ноу-Ноу — разумный пылесос, который общается с помощью странных чавкающих звуков. А на улице телепузиков сопровождает Солнышко с лицом младенца, оно хихикает и улыбается.
Каждая серия начинается с того, что телепузики выпрыгивают из дома и поют свою знаменитую песню. А потом скрываются в неизвестности, и из земли вылезает большой перископ. Голос спрашивает: «Куда делись телепузики?» К счастью, их быстро находят за очередным веселым занятием. Некоторые серии полностью посвящены цифрам: в одной из них весь хронометраж зрителям показывают цифру 4 в разных формах — от четырех кроликов до четырех цветков. В других эпизодах телепузики просто примеряют платья и играют с мячиками. Но в начале серий у телепузиков всегда включаются мониторы на животе; в них воспроизводятся видеозаписи, отправленные авторам шоу юными зрителями — те танцуют, поют и хвастаются своими питомцами.
Почему все любили телепузиков?
Телепузики стали беспрецедентно успешным брендом. Сингл «Teletubbies say „Eh-oh!“» держался на первом месте британских чартов на протяжении двух недель, а по итогу дважды стал платиновым. Куклы телепузиков стали самыми продаваемыми рождественскими игрушками 1997 года. За мерчендайзом с причудливыми цветными человечками выстраивались целые очереди в магазины. Отчисления от товаров с изображениями персонажей были настолько большими, что в 2005 году телепузиков назвали самым прибыльным продуктом в истории BBC. На тот момент он принес создателям около 120 млн фунтов. Сериал показали в 120 странах на 45 разных языках, и почти везде он имел колоссальный успех.
Популярность шоу легко объяснить. В сериале не было сложных сюжетных линий и конфликтов, поэтому дети просто влюблялись в сказочных персонажей, которые днями напролет дурачились и пели. «Телепузики» выглядели как сериал из другой культуры и другого мира: вместо диалогов здесь был непонятный набор слов, вместо назидания и поучений — бесконечные танцы, а отсутствие сюжета компенсировали волшебные декорации и необычные герои. У других продюсеров того времени банально не хватило смелости сделать из гигантской головы ребенка солнце, а из пылесоса — полноценного героя истории.
А почему телепузиков ненавидели и боялись?
Несмотря на успех, «Телепузики» вызывали немало споров. Например, Тинки-Винки неоднократно называли персонажем, пропагандирующим ЛГБТ: он любил носить женскую сумку, а его треугольная антенна подозрительно напоминала один из главных прайд-символов. За это шоу пытались даже отменить и запретить к показу, но безрезультатно — у христианских активистов влияния оказалось меньше, чем у детей и их платежеспособных родителей, покупающих мерчендайз. А еще в первом сезоне всех взбудоражил эпизод «Качели»: в нем жуткий картонный лев гнался за картонным медведем. Музыка и монтаж были настолько тревожными, что многие юные зрители просто не выдерживали градус ужаса. В результате эпизод сняли с эфира.
Яркая кислотная эстетика и огромное количество мифов (например, все долго гадали, кто кроется под костюмами телепузиков, которыми оказались Джон Сайммит, Никки Смедли, Пуи Фэн Ли и Марк Хинеан) создали зловещую энергетику вокруг шоу. Так что теперь в интернете бродит множество конспирологических теорий о Тинки-Винки и его друзьях. Согласно одной из них, телепузики — рабы. Они подчиняются высшим силам — ветряной мельнице, которая активирует их тележивоты, и странным перископам, вылезающим из земли. А другая теория утверждает, что телепузики хотят зомбировать детей. Во время выхода шоу некоторые взрослые и правда были обеспокоены тем, что чудаковатые герои могут влиять на психику юных зрителей. Отдельные пользователи проводят аналогии между повторяющимися строчками стихотворений и гипнозом. Звучит в общем-то не так абсурдно, как может показаться.
А как телепузиков встретили в России?
В России шоу начало выходить в 2000-м на телеканале РТР, а ушло из сетки вещания в 2002-м. Якобы проект не соотносился с тем, каким видело эфир руководство канала. Этому очень обрадовались некоторые СМИ. Например, в 2002-м газета «Московский комсомолец» приводила шоу как пример «засилья в наших ящиках всего тлетворно-западного», а самих героев называла «компьютерными чебуреками». «Комсомольская правда» в 2001 году разбиралась с психологом РАН, действительно ли «Телепузики» зомбируют детей (спойлер: нет).
В том же 2001-м «Коммерсантъ» рассказывал, что лицензия на показ одной серии обошлась РТР в 1000–2000 долларов, а весь сериал — примерно в 500 тысяч. Забавно, что в начале материала опубликовано письмо в редакцию неназванной московской бульварной газеты. Там семейная пара благодарит «Телепузиков» за то, что они каждый день с 7:20 до 7:45 утра спасают их интимную жизнь после рождения ребенка.
На российском ТВ также был своеобразный ответ «Телепузикам» для взрослых — сатирическая передача «Телетузики», которая выходила на РЕН ТВ в 2001–2002 годах. В ней анимационные версии известных ведущих (Владимира Познера, Евгения Киселева, Николая Сванидзе, Михаила Леонтьева и Сергея Доренко) обсуждали последние новости на фоне Московского Кремля, тоже анимационного. В «Телетузиках», к слову, появлялся Владимир Путин.
Телепузиков уже перезапускали
«Телепузики» на Netflix не первая перезагрузка в истории шоу. Оригинальный сериал закончился в 2001 году, поэтому Тинки-Винки, Ляля, По и Дипси вернулись на экраны лишь спустя 14 лет. Ребут 2015 года продержался в эфире чуть меньше, чем оригинал — всего три года. Но не оставил такого следа в культуре, как первые «Телепузики» — возможно, как раз потому, что стал слишком дидактичным и побоялся вносить новые изменения в оригинал.
О ребуте Netflix известно не так много. Ясно лишь, что повествователем выступит звезда «Несгибаемой Кимми Шмидт» Титус Берджесс, а на месте Солнышка появятся два ребенка — азиатский и афроамериканский. По новым трейлерам шоу выглядит стильно и дорого. Остается надеяться, что создатели не забыли о главном — больших объятиях и наивных песнях. А еще не задумали выпустить эпизод в духе «Качелей», от которого кровь будет стыть в жилах.
Автор: Влад Шуравин
Фото: Archives Du 7e Art / BBC / Ragdoll Productions / Legion-Media, Moviestore Collection / Legion-Media