Показатели российских сборов восстанавливаются после провального лета. Во многом это происходит за счет российских фильмов. Значит ли это, что посетители кинотеатров меняют привычки и отечественное кино дарует шанс на спасение кинотеатрам? Или без Голливуда им не сдюжить? Кинопоиск спросил об этом участников рынка и экспертов.
В праздничный уик-энд ноября российские кинотеатры собрали 550–555 млн рублей — в последний раз они получали столько почти девять месяцев назад, 17–20 февраля. В «Каро» при этом подчеркнули, что если в конце февраля — начале марта 2022 года основную часть кассы собирали зарубежные студийные проекты, среди которых «Анчартед: На картах не значится», «Смерть на Ниле» и «Лулу и Бриггс», то с 3 по 6 ноября аналогичные показатели по сборам и посещаемости обеспечили российские фильмы. Лидерами стали «Сердце пармы», «Либерея: Охотники за сокровищами», «Любовники», «Большое путешествие. Специальная доставка» и «Грозный папа».
После остановки поставок фильмов от голливудских мейджоров, на которых, по оценкам Ассоциации владельцев кинотеатров, приходилось до 80% планируемой выручки кинотеатров, рынок проката не дождался государственной поддержки в виде прямых субсидий. Принятие проекта о принудительной лицензии, которая разрешила бы кинотеатрам легально показывать голливудский контент без разрешения правообладателя, затягивается и вызывает дискуссии в индустрии. Кажется, на данный момент популярное российское кино — единственная надежда рынка на восстановление в перспективе.
В индустрии принято два противоречащих друг другу мнения. Одни считают, что отечественный кинопрокат не сможет восстановиться до прежних показателей, если не вернутся голливудские фильмы. Привычки аудитории формировались годами, и большая ее часть будет посещать кинотеатры значительно реже или вовсе перестанет. Другие надеются, что российское кино на фоне ослабления конкуренции сможет производить альтернативу Голливуду и привлекать людей, предпочитавших ранее иностранные фильмы, ведь привычки могут меняться.
Вадим Верещагин
Генеральный директор «Централ Партнершип»
Некоторое время назад мы вместе с коллегами-продюсерами «Сердца пармы» озвучивали, что это проект, который призван подарить надежду отечественной киноиндустрии и вернуть зрителей в кинотеатры. Прошло чуть больше месяца с начала проката, и сегодня мы с уверенностью говорим, что задуманное осуществилось: «Сердце» вернуло людей в кинотеатры, доказало, что наши зрители ждут по-настоящему качественное отечественное кино, и оно находит у них отклик! Как мы и надеялись, картина стала драйвером кинотеатрального смотрения и проторила дорогу другим нашим релизам («Петр I: Последний царь и первый император» и «Либерея: Охотники за сокровищами»), а также лентам других компаний. Впервые с февраля общий бокс-офис уик-энда составил более 550 млн рублей, и в первую очередь именно успех «Сердца пармы» — залог такого отличного результата.
Сегодня больших и качественных российских фильмов явно не хватает. Но благодаря поддержке государства и Фонда кино мы имеем возможность производить такие картины и строить независимую дистрибьюцию на российском рынке.
Станислав Демиденко
Аналитик «Кинобизнеса сегодня»
Кинопрокат в нынешнем виде без студийного голливудского кино нежизнеспособен. Это касается не только России, а практически любой другой европейской страны. Пытаться себя или кого-то еще убедить в обратном — это иллюзия и самообман. Огромная часть потенциальной аудитории уже отказалась от походов в кино, но сами фильмы никуда не делись, в отличие от периода пандемии. Они оказываются доступны для просмотра в том или ином виде через несколько недель после премьеры. В такой ситуации говорить о какой-либо альтернативе Голливуду просто бессмысленно.
Благодаря праздникам и каникулам уик-энд с 3 по 6 ноября принес рекордную с марта выручку (565,71 млн рублей). Но в то же время это меньше половины кассовых сборов в аналогичные выходные 2019 года (1181,9 млн рублей) и на 30% меньше кассовых сборов в 2018 году (805,73 млн рублей). Причем во втором случае не было сколько-нибудь заметных голливудских премьер. Самый кассовый за девять месяцев уик-энд с праздниками и школьными каникулами существенно слабее заурядного уик-энда в это время года до ухода студийного голливудского кино. Этим в принципе все сказано. Уже в понедельник с возобновлением занятий в школах сборы снова упали до катастрофически низких величин (29,5 млн рублей 7 ноября). Да, доля российского кино сейчас огромная, но это следствие отсутствия привычного контента и ухода смотревшей его аудитории. Никакие сравнимые показатели по сборам в принципе невозможны. В лучшем случае какое-то приближение может быть на небольших временных промежутках (те же новогодние праздники, когда по традиции доминировало отечественное кино).
Кинозалы и кинотеатры будут закрываться, работать неполную неделю, экономить на всем. Каждый будет пытаться выжить своими средствами по ситуации, единого рецепта нет и быть не может.
Может быть, все было бы и не настолько плохо, но рынок кинопроката слишком обленился от благополучной и сытой жизни от блокбастера до блокбастера. Зачем что-то делать, предпринимать усилия, пробовать что-то новое, пытаться привлечь неактивную аудиторию, если все и так хорошо само по себе. Было бы очень тяжело в любой ситуации, но ошибки и самоуспокоенность прошлых лет сделали ее тяжелой вдвойне.
Но надо понимать и то, что любые долгосрочные прогнозы сейчас — дело крайне неблагодарное. В индустрии говорят о санкциях, а на самом ведь деле никаких препятствий для работы Голливуда как не было, так и нет. Решение об уходе чисто политическое, принималось на скорую руку и явно не планировалось на долгий период. Говорят о закрытии офисов, но открыть их снова при желании — это дело если не пары дней, то пары недель. При этом на экраны с марта вышли десятки американских независимых проектов. Другое дело, что кассовый потенциал их был невелик.
Андрей Терешок
Генеральный директор ГПМ «КИТ»
Цифры кинопроката смогут сравняться с докризисным периодом, но вопрос только когда. В следующем году этого точно не произойдет. Факторов, которые влияют на сборы, много. Российский кинематограф в основном построен на драмах — жанре, который не подразумевает огромную кассу. Это истории, где бюджет фильма в 90% случаев не превышает 100 миллионов. Фильмы-аттракционы делать качественно и дорого могут пока только несколько производителей. Я уверен, что ситуация поправится, но на это нужно время.
Нужно минимум 12 блокбастеров в год, и чтобы они выходили каждый месяц. К примеру, в следующем году их будет пять-шесть. Хорошие цифры, но надо больше.
А там и среднячки подтянутся с учетом увеличения государственного финансирования. Помимо нехватки контента, весомым фактором, который нельзя игнорировать, становится рост популярности онлайн-платформ. За время карантина их смотрение значительно выросло и будет расти еще.
Отвечая на вопрос «когда?», я думаю, что цифры могут приблизиться к докризисным в горизонте планирования пяти-шести лет. Кинотеатры однозначно не умрут, но мне кажется, что в следующем году может закрыться 15–20% залов. В 2023 году, по моим прогнозам, общая касса будет в районе 15–18 млрд, что в два или два с половиной раза ниже кассы докризисных времен. Но это не значит, что все плохо. Переходный период в любом случае должен быть, и нужно быть к этому готовыми.
Вадим Смирнов
Глава «НМГ кинопрокат»
Мне безоговорочно ближе оптимистичная позиция. Российские продюсеры уже по максимуму используют возможность развивать собственное производство. Просто результаты этой акселерации в силу специфики кинопроизводства начнут ощущаться не сразу. Слишком долог цикл создания кинокартины. Индустрия кинотеатров также не сгинет, как это не случилось во время пандемии. Да, какое-то количество площадок закрылось, какие-то находятся на грани банкротства.
Количество ушедших кинотеатров не катастрофично, основная масса старается, выживает, они уже перестроились и адаптировались к новым условиям — безусловно, в ожидании лучших времен.
Что касается изменения привычки аудитории, то это непростой процесс. Чтобы его стимулировать, публике надо предлагать адекватную замену тому, что они привыкли смотреть на киноэкране. Это значит, что, как только появится большое, хорошее, качественное кино, зритель постепенно перестроится и будет смотреть его. Опыт успеха больших картин октября и ноября это подтверждает. Так что слово за создателями фильмов.
Ольга Зинякова
Руководитель сети «Каро»
Мы планируем свою деятельность без учета голливудских студий с марта 2022 года и не ожидаем их чудесного возвращения. Кинотеатральный бизнес хоронят каждые год-полтора, но он раз за разом показывает свою устойчивость и способность к скорейшему восстановлению. В репертуаре есть иностранное кино из дружественных стран и от независимых, в том числе американских, студий, которые не руководствуются политическими соображениями.
Никто не обещал, что строить суверенный кинематограф будет легко.
Однако ноябрьские праздники показали, что и с репертуаром, состоящим из российского контента, мы можем добиваться высоких результатов. Доверие к нашим фильмам сейчас намного выше, чем когда-либо. Главное, всем нацелиться на результат — создавать большое кино и обеспечивать ему достойный маркетинг. А построением фантастических моделей и прогнозов пусть занимаются футурологи — они сейчас гораздо точнее профильных специалистов.
Алексей Васясин
Генеральный директор сети кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино»
В течение пяти лет российская киноиндустрия сможет стать самодостаточной при подходе, который должен включать в себя поддержку государства, изменение контроля расходования государственных денег на киноотрасль, изменение системы выделения денег на производство и маркетинг, изменение системы мотивации (доходы от проката, а не от производства), усилия, направленные на развитие российского кинематографа, в том числе вложения в образовательный процесс, воспитание сценаристов, режиссеров.
Без Голливуда за пять лет достичь показателей 2019 года не получится, на это может потребоваться до 10 лет.
Павел Соломатин
Ведущий эксперт информационного агентства InterMedia
Если контент мейджоров не вернется в российский прокат, дальнейшее развитие ситуации будет целиком зависеть от того, что предпочтут делать те, кто в российском прокате остался. У отечественной киноиндустрии достаточно точек роста. Несколько лет назад я принимал участие в дискуссии с представителем одной крупной сети кинотеатров в запрещенной ныне социальной сети. Тот доказывал, что пиаром фильмов вплоть до привлечения зрителей в конкретные кинотеатры обязаны заниматься исключительно дистрибьюторы, а кинотеатры должны только кино включать и выключать. Сейчас с подобной позицией, по моему мнению, выжить уже невозможно, так что кинотеатры вынуждены вовлекаться в пиар как фильмов, так и самих себя.
Раньше с задачей привлечения зрителей по-настоящему успешно справлялись только мейджоры, что прекрасно видно по их сборам.
Сейчас в российском прокате остаются крайне недопиаренными сегменты, связанные с авторским кино, с выпущенными повторно отреставрированными картинами и с массовым азиатским кино (российские сборы блокбастеров из Азии сейчас уступают американским в сотни раз, хотя даже в прокате США они периодически успешно конкурируют). Понятно, что это достаточно нишевый контент, который не может приносить реально больших сборов, но даже он способен сохранять у зрителей привычку ходить в кинотеатры, пока отечественные производители в поте лица работают над увеличением количества и востребованности российских картин.
Если усиление всей цепочки кинопроизводства и дистрибьюции в новых условиях будет реализовано должным образом, посещаемость кинотеатров с годами сможет вернуться к прежним показателям, но для этого всем, кто в ней задействован, необходимо будет работать по-новому. Понятное дело, что не каждый будет к такому готов.
Также, возможно, деятелям киноиндустрии стоило бы в экстремальных условиях временно изменить принятую систему распределения сборов. Например, сконцентрировать господдержку только на кинопроизводстве как наиболее рискованной и креативной деятельности, но позволить кинотеатрам оставлять себе долю больше 50%.
Федор Попов
Актер, режиссер, сценарист и продюсер
Кинотеатры сейчас показывают то, что им предлагают, то есть то, что производит отечественная киноиндустрия. К огромному сожалению, она производила не более 150 картин в год, тогда как в целом релизов на российском рынке было в среднем больше 400. Голливуд в лучшие для отечественной киноиндустрии годы, до 2009-го, забирал до 70% сборов, в худшие — до 90%.
Кинотеатры должны выжить, но они не могут сделать это в одиночку — нужно больше производить.
Переломить эту ситуацию за месяц, два, за год невозможно: цикл производства составляет не меньше года. Я лично готов снимать по пять, десять и двадцать картин в год, и я не одинок в этом, но нужно существенное увеличение финансирования. Сейчас оно развивается: это и Минкульт, и Фонд кино, и гранты, и «Кинопрайм», и платформы и ИРИ. Поэтому есть основания для оптимизма — у меня его много.
Понятно, что кинотеатры переживают очень сложное время, и оно продолжится. Когда Голливуд ушел, мы не были к этому готовы. Мы должны были бороться за преимущество в отечественном прокате заранее — странно, что наш прокат нам не принадлежал. Помню, выпускаешь картину при финансовой поддержке Минкультуры, она сталкивается с «Мстителями» или еще каким-нибудь блокбастером — и дальше одни слезы. Сейчас же голливудские студии сами освободили наш рынок для нашего кино, поэтому, наоборот, надо радоваться и надо работать и поддерживать кинопроизводство всеми силами. Хотелось бы верить, что когда отечественное кино займет хотя бы 50% кассы, то наконец возникнет окупаемость, о которой говорил еще Фонд кино во время своего создания в 2009 году. Идет передел рынка: калейдоскоп встряхнули, и теперь мы увидим, надеюсь, какими могут быть и наш кинопрокат, и наша киноиндустрия.
Кинопоиск | Индустрия в Telegram
Новый канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса
Автор: Татьяна Макарова