На платформе ИВИ вышел новый мини-сериал Святослава Подгаевского в жанре ужасов — мистический детектив «Пансион». Стася Милославская играет храбрую даму начала ХХ века, которая приезжает в закрытое учебное заведение, чтобы найти пропавшую сестру. Михаил Моркин рассказывает, чем и как пугает готический секс-хоррор на отечественном материале.
Российская империя, 1905 год. Генеральская дочь Аполлинария (Стася Милославская) прибывает на остров в Балтийском море, на котором находится отрезанный от мира пансион для женщин, которым руководит строгая наставница Захарова (Виктория Толстоганова). Не сразу понятно, что за загадочное учреждение открыла мадам — школу-интернат для барышень или же лечебницу-тюрьму для неугодных дочек, которых хотят перевоспитать обеспеченные мужчины. Пятеро воспитанниц сутки напролет молятся, готовят, убирают, стирают и работают в саду, иногда отвлекаясь на хмурую учебу — смесь из ИЗО и патриархальных лекций про истинное предназначение женщин. Спасает разве что свежий томик Бодлера «Цветы зла», непонятно откуда взявшийся на острове (Захарова считает книги вульгарным и бесполезным развлечением).
Вскоре выясняется, что на самом деле Аполлинария прибыла, чтобы найти сестру Софью, бесследно пропавшую из пансиона год назад. Девушка быстро осознает, что Захарова поощряет насилие, а в коллективе сформировалась токсичная атмосфера: в перерыве между занятиями девушки ненавидят, травят, унижают и домогаются друг друга, пытаясь дать выход подавленным эмоциям и сексуальным желаниям. Более того, вскоре девушки начинают совсем агрессивно сходить с ума одна за другой. Первой становится затравленная Аня (Екатерина Новокрещенова), влюбленная в местного заторможенного садовника Серафима (Дмитрий Чеботарев дает Роберта Паттинсона из «Маяка»). Сначала она с несвойственным ей задором соблазняет мужчину, а затем, получив жестокую порку от Захаровой, сбегает из пансиона. Обнаружив на берегу моря бездыханный труп Ани с признаками насильственной смерти, Полина понимает, что с ее сестрой на проклятом острове могло произойти все что угодно.
Над «Пансионом» работал главный российский хоррормейкер Святослав Подгаевский, автор фольклорных работ про демонических женщин-духов («Пиковая дама: Черный обряд», «Невеста», «Русалка. Озеро мертвых» и «Яга. Кошмар темного леса»), чьи жертвы боялись вхождения в семью мужа или ухода любимого к соперницам. В «Пансионе» — своем втором сериале после «Пищеблока» — Подгаевский отодвигает фольклор на второй план. Хотя в сюжете фигурирует богиня преисподней, магии и колдовства Геката, автора больше интересует создание прецедента российского лесби-гот-проекта, в котором мистическая атмосфера испанского «Приюта» объединяется с эротизмом замкнутых секс-триллеров про женские общежития вроде «Искушения» Пола Верховена и «Рокового искушения» Софии Копполы.
Мини-сериал состоит всего из четырех серий, и с точки зрения режиссуры он, безусловно, удался. Подгаевский мастеровито использует все жанровые атрибуты готических ужасов. Скрипучий особняк на отдаленном острове понравится тем, кто любит герметичные костюмные страшилки про проклятые локации. Детективная линия держит напряжение до конца, хотя особой оригинальностью не отличается. Шторм тревожно грохочет, кошмары стабильно снятся. Про мелодраматизм — обязательный элемент готического жанра — тоже не забыли: здесь и несчастная любовь, и предательство близких, и сломанные судьбы. А главное, в кое-то веки в отечественном фильме ужасов присутствует внутренняя логика! Безумие, творящееся на экране, не вызовет у зрителя незапланированный режиссером смех.
Впрочем, подтексты «Пансиона» едва ли созвучны современным ужасам. По сути, мораль истории сводится к тому, что без мужчин женщины сходят с ума и жрут друг друга, постепенно погружаясь в пучину похоти, насилия и смерти. Здесь мало ироничного взгляда, но много пресловутого мужского (сценарий писали пятеро мужчин и одна женщина): героини то и дело сбрасывают корсеты, чтобы сходить вместе в ванную, поцеловаться и использовать в грязных помыслах несчастного садовника (спойлер: убийца не он!). Юные актрисы и специалистка по недолюбленным и озлобленным героиням Виктория Толстоганова мастерски отыгрывают зловещий эротизм. Однако ничего прогрессивного о принятии собственной сексуальности и о взаимоотношениях в пошатнувшемся патриархальном обществе «Пансион» не расскажет. Пугает, что в скором времени даже такой традиционный взгляд на нетрадиционные отношения может оказаться под запретом.
Автор: Михаил Моркин