Что может стать запретным после принятия новой версии законопроекта об «ЛГБТ-пропаганде»

Обсудить0

В конце октября Государственная дума приняла в первом чтении поправки в ряд законов и кодексов, которые многие называют «законом об ЛГБТ-пропаганде». Регулирование ЛГБТ-тематики депутаты предлагают сильно ужесточить. Кинопоиск попытался предположить, как это скажется на российской киноиндустрии, прокате и стримингах.

О чем новый законопроект

Пожалуй, ключевое новшество — это распространение запрета «ЛГБТ-пропаганды» на лиц любого возраста, а не только на несовершеннолетних. Иными словами, если раньше в фильме или сериале были ЛГБТ-персонажи, достаточно было маркировать подобный контент «18+». В этом случае он, скорее всего, получил бы прокатное удостоверение.

Один из последних крупных голливудских релизов, вышедших в России с таким возрастным ограничением, стал блокбастер Marvel «Вечные» осенью 2021 года. Всё из-за того, что среди персонажей кинокомикса была однополая пара, воспитывающая ребенка. После принятия закона в его нынешней редакции шансы на получение прокатного удостоверения у подобного фильма стремились бы к нулю. При этом часть фильмов с ЛГБТ-персонажами может продолжить выходить в России, и все это из-за крайне размытой терминологии. «Пропаганда» — это любое упоминание о том, что где-то рядом живут геи и лесбиянки? Или только рассказ о них в позитивном или даже нейтральном контексте? Представители киноиндустрии надеются, что законодатели уточнят понятия «пропаганда» и «демонстрация». А пока авторы законопроекта утверждают, что не будут отслеживать весь массив произведенной в России аудиовизуальной продукции, но планируют реагировать на мнение общественности. Это еще одно пространство для спекуляций: не надо далеко ходить за примером, когда активные граждане у нас порой не возмущаются из-за совсем уж вопиющих новостей, зато смертельно обижаются на историю романа Николая II с балериной в «Матильде».

«Вечные»

Как бы то ни было, даже самая драконовская версия этого закона слабо скажется на российском прокате и телевизионных сериалах. А вот и без того обмелевший после ухода голливудских мейджоров поток полнометражных зарубежных новинок он может проредить еще больше. Впрочем, когда речь идет о сериалах, то беспокоиться стоит и за отечественных производителей — по крайней мере, тех, кто ориентируется на онлайн-платформы.

Российский контент

Весь производимый в России визуальный контент условно можно разделить на три больших сегмента: кинопрокатное кино, сериалы для ТВ и сериалы для онлайн-платформ. Эти сегменты обладают разной степенью творческой и идеологической свободы. На телевидении почти невозможно представить в этом смысле ничего, что бы шло вразрез с генеральной линией партии. Если говорить об ЛГБТ-персонажах, то они не были заметными в телесериалах даже в относительно либеральные 2000-е годы. Лишь в качестве исключения можно вспомнить, например, «Не родись красивой» — похоже, сегодня адаптировать этот латиноамериканский формат пришлось бы с купюрами. Сейчас же в поточной телепродукции встретить какие-то отклонения от гетеросексуальной нормы практически невозможно.

С полнометражными картинами чуть сложнее. Система государственного финансирования в России выстроена таким образом, что ни одни проект с бюджетом больше 250 млн рублей не может быть снят без поддержки Фонда кино. Поэтому все тематические и идеологические эксперименты давно остались в поле низкобюджетного артхауса. Именно там периодически появляются фильмы, исследующие разные варианты нормы в диапазоне от «Зимнего пути» до «Аутло». Иногда ЛГБТ-повестка все-таки проникает в мейнстримный кинематограф, как это, например, случилось с фильмом Алексея Нужного «Громкая связь». Российский ремейк итальянских «Идеальных незнакомцев» в этом смысле мало чем отличался от оригинала и поднимал тему бытовой гомофобии, из-за которой один из главных героев не мог рассказать о своей идентичности даже ближайшим друзьям. Однако, в отличие от итальянского кинохита, у российской комедии было продолжение. Два года спустя вышла комедия «Обратная связь», и там персонаж-гей чудесным образом превратился в гетеросексуала, мол, в предыдущей части он всех разыграл. Тоже, в общем, вполне показательная история.

«Зимний путь»

Наконец, вольницей для продюсеров и зрителей со второй половины 2010-х годов стали набравшие силу онлайн-кинотеатры. Они привлекли внимание молодой платежеспособной аудитории крупных городов, которая в большей степени ориентируется на западный культурный канон и по тем или иным причинам либо вовсе не потребляет поточную продукцию российского ТВ, либо относится к ней очень избирательно. Чтобы выстроить предметный диалог с таким зрителем, платформы со второй половины 2010-х годов запускали весьма смелые проекты: сатирические («Домашний арест»), фантастические («Эпидемия»), исторические («Нулевой пациент»). Государство долгое время не вмешивалось в их деятельность и давало траве расти. Ужесточение закона об «ЛГБТ-пропаганде» подводит черту под короткой эпохой относительной свободы именно для стримингов. Под его действие могут подпасть десятки шоу онлайн-платформ, в которых фигурируют ЛГБТ-персонажи: помимо упомянутых, это «Настя, соберись!», Happy End, «Содержанки», «Беспринципные», «Чики», «Клиника счастья». Недаром глава «МТС Медиа» Игорь Мишин, презентуя в этом году сериал о полиамории AMORE MORE, сказал, что, возможно, это один из последних опытов онлайн-кинотеатра Kion в производстве подобного контента. Никакого желания вкладывать деньги, а затем класть готовый сериал на полку у продюсеров нет.

Зарубежный контент

Если масштабное российское кино существует более или менее в рамках «старого доброго» патриархального дискурса, то Голливуд всячески старается от него уйти. Disney, крупнейшая мировая киностудия, в 2020-е годы последовательно взяла курс на инклюзивность. Помимо уже упомянутого кинокомикса «Вечные», результатом этого курса стала, к примеру, открытая лесбиянка среди персонажей анимационного фильма «Вперед». В марте 2022 года выяснилось, что Disney планирует увеличить количество ЛГБТ-персонажей в своих картинах — об этом стало известно благодаря утечке информации после корпоративного видеозвонка президента отдела развлекательного контента Кэри Берк. Стратегия корпорации пока вызывает кулуарные споры в других студиях, однако и они аккуратно вводят в свои франшизы геев и лесбиянок. Так, фанаты киновселенной DC в 2019 году до хрипоты спорили, является ли геем супергерой Педро Пенья из фильма «Шазам!». Студия Warner Bros. не стала ни подтверждать, ни опровергать эту информацию.

Для России новости о контентной политике голливудских мейджоров сегодня звучат как известия из параллельной вселенной — все равно легальная демонстрация фильмов крупнейших студий в нашей стране в среднесрочной перспективе под большим вопросом. Однако ужесточение закона об «ЛГБТ-пропаганде», очевидно, создаст препятствия для возвращения голливудского контента в тот момент, когда студии будут к этому готовы. Если ничего не изменится, то для России их график релизов будет гораздо более лаконичным, чем для стран Европы.

«Вперёд»

Под угрозой, однако, не только недоступный в данный момент контент мейджоров. Многие недавние инди-хиты тоже могут оказаться в поле действия новых запретов. Яркий недавний пример — фильм студии A24 «Всё везде и сразу», ставший одним из самых кассовых зарубежных проектов российского проката после начала СВО. Если отбросить фэнтезийную мишуру, то это картина о том, как мать не может принять гомосексуальность дочери, но в финале понимает, что другого выхода просто не существует. Кроме того, после принятия закона в нынешней редакции будет практически исключен выход в прокат работ таких режиссеров, как Педро Альмодовар, Франсуа Озон и Ксавье Долан, а также огромного количества зарубежных артхаусных фильмов с ЛГБТ-персонажами.

Но и здесь новые запреты сильнее всего ударят не по кинопрокату, а по стримингам. Современные западные сериалы редко обходятся без ЛГБТ-героев. Инициатива российских депутатов ставит под вопрос доступность для российских зрителей огромного количества популярных шоу. Это и «Игра престолов» с ее приквелом «Дом Дракона», и «Секс в большом в городе» с продолжением «И просто так», и «Убивая Еву», то есть многие популярнейшие сериалы, которые российские зрители могли смотреть легально все последние годы.

Впрочем, вероятность того, что ко второму чтению из законопроекта что-нибудь да исчезнет (хотя, может, наоборот, добавится), нельзя исключать. Обсуждалась возможность маркировать контент с ЛГБТ-персонажами в библиотеках онлайн-кинотеатров особым образом — видимо, чтобы сомневающийся гражданин точно знал, что перед ним самая отъявленная запрещенка. Депутаты говорят, что сами платформы должны определять, что является «пропагандой», а что «демонстрацией». Однако такое решение приведет к самоцензуре и не страхует от признания стримингов нарушителями. Представители индустрии настаивают, что это должен делать уполномоченный орган. Как бы то ни было, факт остается фактом — российские власти во втором десятилетии XXI века решили попробовать откатить общественную мораль куда-то в позднесоветские времена, а то и в эпоху печально знаменитого кодекса Хейса.

Как еще высказывались о законе об «ЛГБТ-пропаганде»?

В октябре 2022 года редакция Кинопоиска попросила многих топ-менеджеров кинокомпаний, продюсеров и режиссеров прокомментировать инициативу расширения запретов «пропаганды ЛГБТ+», однако все они отказались от комментариев. Ниже мы приводим цитаты, которые звучали в публичном поле.

Пресс-служба ГПМХ

В распространенном в СМИ релизе

«Газпром-Медиа Холдинг» понимает актуальность рассматриваемых законодательных инициатив. В то же время во избежание необоснованно широкого их толкования важно уточнить формулировки: что относится к «пропаганде» и «навязыванию информации», а что является неотъемлемой частью информационного сообщения или художественного образа.

«Газпром-Медиа Холдинг» делает все необходимое для защиты детей от вредящего воздействия: наш контент имеет возрастные маркировки в полном соответствии с законом, мы соблюдаем требования закона о защите детей от нежелательной информации и являемся учредителями Альянса по защите детей в цифровой среде. Однако в ограждении детей от нежелательного воздействия должны участвовать все участники общественных отношений, в первую очередь семья и школа.

Евгений Никишов

Продюсер

в канале Nikishov

Рома Кантор где-то в кладовых ютюба нашел совершенно поразительное видео. Это идеальный, по мне, комментарий к принятому вчера законопроекту о запрете «пропаганды ЛГБТ».

Юлия Тупикина

Сценаристка

в интервью RTVI

Телевидение и кино вынуждено возвращаться в прошлое, причем в советское или в американское 40–50-х годов, когда фильм «Касабланка» ругали за то, что женщина там изображена недостаточно добродетельной. Итак, мы снова пуритане, мы снова шокированы историями про супружеские измены, про переодевания женщин в мужчин, и наоборот (давайте, кстати, запретим «Гусарскую балладу»), и снова у нас Чайковский с Нуреевым — пара натуралов.

Данила Шарапов

Генеральный директор кинокомпании «Медиаслово»

В комментарии Кинопоиску в июле 2022 года

Даже если проект будет принят в нынешнем виде, на текущее производство российского контента он, кажется, повлияет нерадикально: адаптация уже произошла. Конечно, есть сценарии, которые писались давно, но все новые циклы производства выстраиваются уже исходя из понимания того, как это может выглядеть сейчас и как это должно выглядеть. Самый интересный вопрос в том, что будет с уже отснятыми фильмами и сериалами, которые лежат в библиотеках сервисов. Причем сильнее всего это может затронуть именно иностранный контент. Среди последних примеров, который, кажется, собрал в себя все параметры, отраженные в законопроекте, — сериал «Эйфория». Впрочем, кажется, что критерии еще будут модифицированы и станут более понятными и прозрачными для индустрии, потому что сейчас они кажутся слишком абстрактными.

Кирилл Серебренников

Режиссер

В интервью THR в 2020 году

У нас ужасные законы о пропаганде «гомосексуализма». Иногда довольно опасно быть открытым геем. В то же самое время в России большая гей-сцена — на телевидении, в поп-музыке, — и никто не против. Не думаю, что россияне гомофобны, им просто все равно. Иногда меня спрашивают журналисты, почему мои работы так сфокусированы на гей-темах. Я им говорю: смотрите, если геи находятся под давлением, значит, искусство и театр должны быть на их стороне. Если где-то что-то болит, значит, там должны быть мы — театр, искусство и все остальное. Так?


Текст: Василий Гришин

Смотрите также

12 ноября2
14 сентября0
7 сентября0
3 сентября4

Главное сегодня

17 ноября12
Вчера13
Вчера4
15 ноября5
14 ноября30
Вчера1
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации