Кто все эти люди? Юлия Идлис — о радикальной многофигурности сценария Райана Кондала

Обсудить0

Тексты Джорджа Мартина в принципе малопригодны к экранизации, но пространная хроника «Пламя и кровь» выделяется даже на их фоне своей неприступностью. И именно эта громоздкая многословность и панорамность стала фишкой «Дома Дракона», обеспечившей успех шоу. Как же главная проблема создателей сериала превратилась в их секретное оружие?

«Дом Дракона» смотрят все. Среди его аудитории есть профессора истории и социологии, политики и политологи, марксисты и поклонники Айн Рэнд, современные художники и писатели, активистки и мужчины-консерваторы, сценаристы и режиссеры. Придуманная Джорджем Мартином вселенная имеет множество параллелей с нашим миром, а создатели сериала зарекомендовали себя как настолько смелые экспериментаторы, что пространство для анализа, интерпретации и рефлексии тут кажется безграничным. Мы обратились к экспертам в самых разных областях с просьбой взглянуть на «Дом Дракона» своим профессиональным взглядом и рассказать нам об увиденном. Так родилась эта серия материалов, которую закрывает колонка сценаристки Юлии Идлис.

Юлия Идлис

Сценаристка, писательница, автор фантастического романа «Гарторикс. Перенос» и Telegram-канала «Осенило — написал»

«Дом Дракона» — воплотившаяся мечта писателя-фантаста, который долго шел и вот наконец пришел к абсолютной власти над миром кабельного телевидения.

Во-первых, перед нами пример почти беспрецедентного авторского контроля за производством сериала, начиная с выбора его шоураннеров. Режиссер Мигель Сапочник, снявший лучшие эпизоды «Игры престолов», в том числе «Суровый дом», знаменитую «Битву бастардов» и «Долгую ночь», разделил ответственность за создание «Дома Дракона» со сценаристом Райаном Кондалом, которого Джордж Мартин лично порекомендовал руководству HBO как своего фаната и знатока истории Вестероса.


Во-вторых, «Дом Дракона» — это бережная и очень подробная экранизация учебника по истории, за которую одна из крупнейших в мире кабельных телесетей заплатила около 200 млн долларов.

Псевдоисторическая хроника «Пламя и кровь», часть которой стала литературной основой для сериала, написана от лица мейстера, жившего во времена короля Эйриса Безумного, и повествует о разных эпизодах правления династии Таргариен. Причем повествует, как и полагается хронике, занудно и многословно. Экранизировать именно этот текст да еще с такой степенью уважения к первоисточнику — задача почти невозможная и потому требующая по-настоящему сумасшедших исполнителей. Как, впрочем, экранизация и любой другой книги Джорджа Мартина.

На момент выхода первого сезона «Игры престолов» такими сумасшедшими исполнителями были Дэвид Бениофф и Д. Б. Уайсс. Будучи шоураннерами-новичками, они просто не знали, что невозможно без потерь перенести на телеэкраны фантастическую эпопею, которую Мартин к тому же еще не закончил. К 2018 году, когда шла работа над последним сезоном, Бениофф и Уайсс, сполна хлебнув производственных кризисов, судебных издержек и непрерывного фанатского хейта, ушли из Вестероса в другие вселенные, более подходящие для экрана, а их место у руля заняли Кондал и Сапочник.


Да-да, вы все правильно прочитали. Вестерос, каким его задумал Джордж Мартин, очень плохо помещается в экранные рамки.

При всей кажущейся кинематографичности своих историй Мартин сознательно старается запихнуть в них что-нибудь антикинематографичное и сам в интервью не раз признавался в этом. Проработав больше десяти лет сценаристом и наевшись производственных ограничений, которые приходилось учитывать, он решил, что в книгах цикла «Песнь Льда и Пламени» будет все, что ему не давали вписать в сценарии: огнедышащие драконы и лютоволки размером с лошадь, морские сражения, города, взлетающие на воздух, и десять разных климатических поясов.

Бениофф и Уайсс крякнули, но сделали из всего этого сериал — один из самых успешных и новаторских в истории HBO. И вот настал черед «Дома Дракона».

Зрители уже окрестили сериал «Наследниками» на минималках или на максималках — в зависимости от того, разочаровал он или понравился. Его литературная основа не менее, а то и более антикинематографична, чем книги, из которых получилась «Игра престолов». Отбросив стеснение, Мартин занялся наконец тем, что интересовало его всегда — интригами и междоусобными войнами забытых королевских родов. Конкретно англо-нормандской гражданской войной XII века.

Если вы когда-нибудь читали средневековые исторические хроники, то знаете, что они усыпляют получше любого снотворного. Один вопрос престолонаследия упирается в другой, одна междоусобица цепляется за другую, и все это вместе уходит вглубь веков и растворяется там в тумане забвения. На каждой странице упоминаются десятки властителей, их предков, потомков и претендентов на престол, но кто все эти люди, половина которых к тому же названа в честь другой половины, совершенно непонятно.

На то, чтобы рассказать зрителю хотя бы примерно, кто есть кто среди Таргариенов и их окружения, у создателей сериала ушло пять серий и две смены актерского состава: в шестой серии восьмерых (!) основных персонажей играют другие актеры. В официальном релизе на HBO после первой серии вышло интервью с Райаном Кондалом, в котором сценарист с вымученной улыбкой говорил, что «очень любит прологи и экспозицию».

Чтобы понять масштаб проблемы, надо вспомнить драматургическое правило девяти героев. Оно гласит, что средний зритель не способен удержать в голове более девяти основных действующих лиц одновременно. Поэтому даже в сериалах, которые, как нам кажется, густо населены, авторы стараются оптимизировать систему персонажей так, чтобы не перегружать зрителя. В той же «Игре престолов» это удачно сделано с помощью переключения фокуса с Ланнистеров на Старков, с Дейенерис на Ночной Дозор, с одичалых на Короля Ночи и Первых людей; по сути, мы просто смотрим несколько параллельных историй, в каждой из которых активно действуют не более девяти героев.

В «Доме Дракона» так не получается. Здесь все персонажи толкутся на одном идейном пятачке вокруг Железного трона, так что разделить их на несколько разных историй не представляется возможным. К тому же большая часть из них принадлежат к роду Таргариен и в силу этого являются блондинами (да еще и по моде двора носят одинаковые прически). Казалось, что все они на одно лицо, и это как раз ожидаемый эффект нарушения правила девяти героев. К финальной серии этот эффект накапливается, и весь сериал вдруг переходит в новое качество.


Притворяясь зрелищной залипухой с сексом, кровищей и драконами, он исподволь заставляет своего зрителя вглядываться в экранное действие гораздо внимательнее, чем того в принципе требует современный развлекательный сериал — без этого в «Доме Дракона» просто невозможно разобраться.

И зритель вглядывается — отчасти для того, чтобы разобраться в хитросплетениях слишком многолюдной системы персонажей, отчасти потому, что уже привык любить вселенную Джорджа Мартина и не готов отказываться от этой любви, встречая сопротивление материала.

Это подтверждают цифры, беспрецедентные даже для лучших сериалов HBO. Первую серию в день ее выхода в США посмотрело почти 10 миллионов человек, последнюю — 9,3 миллиона. Это больше, чем аудитория любого другого сериала платформы, кроме разве что последней серии «Игры престолов», после которой многие решили, что повторить такой успех невозможно, потому что он получился случайно и во многом вопреки усилиям шоураннеров.

Теперь ясно, что не случайно и не вопреки, а благодаря тому, что шоураннеры отлично представляли себе жанровую, сюжетную и психологическую природу материала, с которым работали. В случае с Сапочником и Кондалом это тоже так. В финале сезона «Дома Дракона» вся его антидраматургическая махина собирается в изящную сюжетную конструкцию, где зритель знает, что Алисента Хайтауэр ошибается, но ошибается она совершенно искренне, хотя ей никто не верит, точно так же, как никто не верит и Рейнире Таргариен, которая, впрочем, тоже ошибается, как и ее покойный отец. И именно это зрительское знание заставляет в равной степени сочувствовать обеим героиням и поднимает финальную серию до высокой трагедии, какой были лучшие эпизоды «Игры престолов».

Тут надо оговориться, что это знание доступно не всем зрителям сериала, а только самым внимательным и дотошным. Впрочем, судя по цифрам, таких оказалось значительно больше, чем все ожидали, учитывая тот текст, что лег в основу «Дома Дракона». И в этом, на мой взгляд, главная победа и основная проблема этого сериала.

Джордж Мартин придумывает антикинематографичные истории. Рассказать их на языке кино — огромный производственный и творческий вызов. С такой задачей очень легко не справиться, и большинство тех, кто берется экранизировать что-то подобное, с треском ее проваливают, получая предсказуемо антикинематографичное зрелище. Но шоураннерам, которые не боятся вылететь со своим сериалом за рамки привычного телесмотрения (неважно, в силу самоубийственной смелости или от недостатка опыта), все-таки удается сказать новое слово в современном сериальном искусстве.


Иллюстрация: Александр Черепанов

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

Сегодня0
Сегодня5
Вчера5
Вчера1

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
57 минут назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации