«Даже повзрослев, я чувствую, каково быть бесправной девочкой-подростком»: почему «Дарья» — лучшее, что было на MTV в 90-х

Обсудить0

В этом году «Дарье» — сериалу о замкнутой старшекласснице — исполнилось 25 лет. Он выходил в эпоху, когда Бритни Спирс только набирала популярность, взрослая анимация не успела стать феноменом, а подростки заново учились бунтовать после смерти Курта Кобейна. Дарья, изначально созданная как эпизодическая героиня «Бивиса и Батт-Хеда», стала еще одним голосом поколения. Кинопоиск вспоминает героиню, которую никто не ждал, но в которой мир очень нуждался.

Всего с 1997-го по 2002-й вышло пять сезонов шоу и два телефильма; спустя годы сериал получил статус культового, и, несмотря на то что сейчас мемы с Дарьей понимают далеко не все, ее можно назвать праматерью интернет-сарказма, хипстерского цинизма и даже постиронии. Для тех, кто смотрел этот мультфильм 20 лет назад и подзабыл, о чем он вообще, вкратце напомним, что в нем ученица старших классов Дарья переезжает вместе с семьей в городок Лондейл. Ее мать — она уважаемая юристка — вечно занята, отец испытывает проблемы с гневом, младшую сестру не интересует ничего, кроме модной одежды и свиданий. Интеллектуалка с мрачным юмором, Дарья вместе с подругой Джейн пытается выжить в не принимающей ее школьной системе, стебется над одноклассниками и учителями и смотрит на досуге абсурдную программу «Больной, безумный мир».

Больной, безумный мир

В 1990-е «Бивис и Батт-Хед» неожиданно для руководства MTV стали хитом, рейтинги зашкаливали, но канал переживал, что сериал не заинтересовал девушек: специфический юмор и тестостероновая озабоченность героев вызывали приступы тошноты у женской аудитории. Так появилась Дарья Моргендорфер — сперва в качестве эпизодической гостьи «Бивиса и Батт-Хеда», а потом как героиня собственного шоу.

Дарья в сериале «Бивис и Батт-Хед»
«Дарья»

В 1990-е обозначилось противостояние поколения X и беби-бумеров, в массовой культуре изображавших иксеров недалекими лентяями (хотя и без порицания); будто в ответ молодежь заново изобрела сарказм и сделала его своим основным языком. Дарья была идеальным воплощением этого иксерского ответа — отстраненная, надменная, со своей системой ценностей. Хотя Дарья не исповедует какой-либо связной доктрины, можно сказать, что она привержена левацким взглядам — по крайней мере, в том, что воспринимает мир как прогнившее и жестокое место. При этом ее хладнокровие и цинизм абсолютно рациональны. Здесь уместно будет вспомнить про марксистское отчуждение: когда капиталистическая система отстраняет человека от продуктов труда и политики, когда у него больше нет возможности самостоятельно ни на что влиять, люди чувствуют себя оторванными от реальности. Безэмоциональное мировосприятие Дарьи — это ощущения не подростка, а сорокалетнего интеллектуала, создателя шоу Гленна Эйчлера. По его словам, «ты либо ассоциируешь себя с Дарьей, как такой же аутсайдер, либо завидуешь ее способности быть аутсайдером и оставаться в здравом уме».

«Дарья» с ее нигилизмом сильно выделялась на фоне прочих проектов 1990-х для женской аудитории. Примерно в одно с ней время шли «Баффи — истребительница вампиров» и «Бухта Доусона», девчонки слушали Spice Girls, Backstreet Boys и N’Sync. В большинстве тинейджерских шоу героини-девушки были сексуализированы или простодушны (или и то и другое одновременно); сложные сериалы про подростков типа «Моей так называемой жизни» с Клэр Дэйнс не выживали; до «Эйфории» было еще далеко. Дарья не походит на типичную протагонистку 1990-х, этот образ, скорее, напоминал ее скептичную подругу-резонерку со смешными репликами. Несмотря на это, «Дарья» — типичный продукт 1990-х, который мог состояться благодаря гранжу, «Клеркам» и «Реальность кусается». Сарказм и недоверие постепенно входили в мейнстрим, а «Дарья», как и Nirvana, удачно капитализировала утверждение, что в мире не обязательно быть лидером, что лидеры, возможно, лохи.

Смерть американской мечты

Лондейл — городок, в котором живет Дарья — сотню раз показывали в других американских фильмах и сериалах: подстриженные газоны, белые заборы, однообразные домики и безликий торговый центр как символ бесконечного потребления. Для бумеров — буквальное воплощение американской мечты, для Дарьи и ее ровесников — натуральный ад. Ее мечта — «не проснуться в 40 лет с ощущением, что я убила всю свою жизнь на работу, которую ненавижу, потому что меня заставили ее выбрать в подростковом возрасте».

Дарья и Джейн Лейн
Джейн, Дарья, Бриттани, Кевин

Даже по появлениям в «Бивисе и Батт-Хеде» очевидно, что Дарья, хоть и считает их кретинами, все равно ощущает с ними родство из-за их антисоциальности. Разница в том, что парней изгоями делает тупость, а Дарью — интеллект. Она не видит себя в мире гламура, консьюмеризма и подростковой жестокости, читает старикам Аллена Гинсберга, издевается над редакторшей модного журнала и вместе с подругой саботирует конкурс социальных плакатов. Однако героиня вынуждена как-то реализовываться в этом мире, и это выходит у нее неплохо. Она не раз становилась наставницей для других. Например, на уроке рисования Дарья объяснила Бриттани, простоватой чирлидерше, принцип перспективы на ее языке. Однажды она помогла депрессивному подростку и раскрыла потенциал младшей сестры Квинн, которая долгое время отрицала собственные умственные способности. Дарья умеет говорить с кем угодно, потому что, в конце концов, оказывается, что каждый подросток, так или иначе, чувствует себя чужаком.

Мир, в котором живет Дарья, жесток и глуп, ее все считают замкнутой неудачницей, хотя сама себя она определяет как реалистку. Многие ее колкие комментарии скрывают гнев. Дарья задается вопросом, почему люди ценят бестолковые вещи вроде шмоток, популярности или успеха в глазах других. В отличие от Вероники из «Смертельного влечения» или Кэди из «Дрянных девчонок», Дарья не меняет свой социальный статус: она была и остается аутсайдером на протяжении всех сезонов, и ей так комфортно. При этом она не ссорится с популярными подростками, не считает их врагами, ее раздражает сама социальная иерархия, она отказывается быть ее частью. В этом, кстати, есть злая ирония: Дарья, презирающая идею популярности, оказалась востребованной героиней, ее шоу шло в прайм-тайм, с ней выпускали мерч, она попадала в компьютерные игры и комиксы.

Дарья и Квинн
Джейн Лейн и Дарья

Анимационный ситком с отсылками

При всей свободе, которую дает анимация, создатели шоу намеренно ограничили пространство мультсериала, как это делают в ситкомах. Действие разворачивается в школьных классах и коридорах, мы видим комнату Дарьи, дом ее подруги Джейн, торговый центр. Иногда добавляются схематично нарисованные сцены в машине и кабинете директора. По словам основательницы MTV Animation Эбби Теркуле, статичный стиль «Дарьи» вдохновлен анимацией, которая использовалась в Европе для социальных роликов. Другой создатель проекта, Майк Джадж, говорил, что источником его вдохновения был комедийный ситком «Розанна» о семье «синих воротничков» с Розанной Барр и Джоном Гудманом; он хотел, чтобы главная героиня напоминала Дарлин, младшую дочь Розанны. Художник Джон Эндрюс видел Дарью похожей на свою школьную подругу. По его словам, наличие реального прототипа — одна из причин, почему она получилась настолько живой.

Дарью часто сравнивают со стендапершей Джанин Гарофало: обе темноволосые и в очках, у них похожий склад мыслей, они ведут себя независимо, по-феминистки, отвечают на абсурдность окружающего мира черным юмором. Некоторые фанаты сериала были уверены, что Джанин озвучивает Дарью, но на самом деле она говорит голосом сценаристки и писательницы Трэйси Грэндстафф, работавшей над многими шоу MTV и Nickelodeon. Ей пришлось стать актрисой озвучки случайно: на момент съемок первого эпизода «Бивиса и Батт-Хеда» с участием Дарьи Трэйси оказалась единственной женщиной в студии. Она никогда не хотела быть актрисой озвучки, но ее монотонный сухой голос идеально подошел героине.

Джанин Гарофало
Дарья

У многих других персонажей тоже имеются прототипы. Трента, ленивого брата Джейн, назвали в честь Трента Резнора из Nine Inch Nails, а образ срисовали с гитариста Дэйва Наварро. Один из учителей — мистер ДиМартино — списан с героя Кристофера Уокена из «Криминального чтива». Художница Карен Дишер, работавшая над дизайном персонажа, рассказывала, что смотрела фильм на кассете и постоянно ставила его на паузу, чтобы точно передать все эмоции Уокена в рисунке. И это далеко не все отсылки сериала.

Сейчас «Дарья» смотрится как энциклопедия масскультуры конца 1990-х. Тут высмеиваются гранж-группа с бестолковым фронтменом, культ худобы и джинсы с заниженной талией. Названия некоторых серий дают прямые аллюзии — например, эпизод Dye! Dye! My Darling — парафраз песни The Misfits «Die, Die My Darling». В The Lawndale File подразумеваются «Секретные материалы», а Lane Miserables — отсылка к «Отверженным», чья очередная киноверсия вышла в 1998-м. В серии The Daria Hunter масса отсылок к самым разным фильмам — от «Цельнометаллической оболочки» до «Апокалипсиса сегодня». А еще там есть подсюжет, который сами Дарья и Джейн называют сюжетом «Челюсти». В фильме звучит куда меньше популярной музыки того времени (особенно по сравнению с «Бивисом и Батт-Хедом» — Эйчлер объяснял это маленькими бюджетами), зато интеллектуалка Дарья постоянно цитирует то Эдгара Аллана По, то Фридриха Ницше. В ее комнате висит портрет Франца Кафки, а по дому она ходит в футболке с Марком Твеном. Она нередко читает в кадре, поклонники даже собрали список книг, которые фигурируют в сериале, где есть и Достоевский, и Пол Остер, и Флобер, и Сартр.

Влияние

Дарью, популяризировавшую типаж мрачной прямолинейной девушки, можно назвать не только прародительницей Дженис из «Дрянных девчонок», Линдси из «Хулиганов и ботанов», Эйприл из «Парков и зон отдыха», Дианы из «Коня БоДжека». В сериале также громко звучала социальная критика, и это хорошо видно на примере темы расизма. Старшеклассница Джоди Лэндон, на которую постоянно давят родители, и ее парень Мак учатся в почти полностью белой школе; большинство воспринимают их как олицетворение дайверсити, не учитывая их индивидуальность. Мак сам высмеивает то, что их будто по квоте каждый год выбирают королем и королевой школы. «Этот щедрый жест компенсирует недостаток разнообразия в городе», — саркастично говорит он. Отец Джоди настаивает на ее поступлении в университет Лиги плюща, хотя сама она хочет пойти в вуз, где большинство студентов будут темнокожими, чтобы наконец перестать быть воплощением дайверсити. Кстати, сейчас идут разговоры о спин-оффе «Дарьи», в центре которого будет именно Джоди. Так же прямолинейно, как о расовой проблеме в 1990-х, сериал говорит о фэтфобии (серия Fat Like Me), расстройствах пищевого поведения (Arts 'N Crass), депрессии, сексизме, мизогинии (The Misery Chick), причем в таком тоне, который сегодня не может себе позволить ни одно американское шоу о подростках.

Джоди и Мак
Дарья и Джейн 

Для многих девушек 1990-х Дарья стала героиней, в которой они наконец-то нашли себя. Анита Гейтс в колонке для New York Times писала, что никогда не смогла бы себя ассоциировать, скажем, с Джои (Кэти Холмс) из «Бухты Доусона», которая со спокойствием и элегантностью вылезает из дома парня через окно, будто садится в лимузин, зато она могла быть озлобленной Дарьей. Сценаристка сериала Нина Бибер считала, что благодаря сокращающемуся разрыву между взрослыми и подростками в Дарье опознать себя могли и шестнадцатилетние, и тридцатилетние зрительницы. Но и мужчины тоже! «Даже повзрослев, понимаешь, каково быть бесправной девочкой-подростком», — сказал Сэм Джонсон, еще один сценарист сериала.

Именно это и делает «Дарью» универсальным шоу. Она показывает, как тяжело пережить школьные годы, полные проблем с учителями, родителями, друзьями, и как непросто бывает справляться с чувствами. Дальше, к сожалению, не становится легче: так волновавший Дарью вопрос о том, какое будущее нас ждет, гнетет одинаково и в 16 лет, и в 30, и в 50. Но, по ее же словам, отстой становится меньшим отстоем, если у тебя есть верный друг и родные, которым не все равно. И любой момент можно сделать лучше с помощью пиццы.


Текст: Валерия Усталова

Фото: Gilbert Carrasquillo / WireImage / Getty Images

Гениальный психолог или манипулятор? Один из самых популярных российских сериалов
В главных ролях:Максим Матвеев, Игорь Костолевский, Светлана Иванова, Виктория Маслова, Роман Маякин, Владислав Тирон, Ангелина Стречина
Режиссер:Дмитрий Тюрин, Игорь Твердохлебов
Уже в подписке

Смотрите также

Сегодня285
Сегодня12
Сегодня3
Сегодня2

Главное сегодня

10 сентября56
Сегодня3
Сегодня2
Сегодня285
Сегодня12
Сегодня1
Сегодня0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации