«Кабинет редкостей Гильермо дель Торо»: психоделика Паноса Косматоса, кладбище Винченцо Натали и две экранизации Лавкрафта

Обсудить0

На Netflix вышла антология ужасов, куратором (и отчасти сценаристом) которой стал знаменитый киносказочник, а темным ангелом Лавкрафт. Среди авторов, кроме упомянутых выше — Ана Лили Амирпур, Дженифер Кент, Кит Томас, Кэтрин Хардвик, а также оператор «Лабиринт Фавна» Гильермо Наварро. Кое-кто из них выступил слабо, кто-то старательно, а кто-то снял настоящие шедевры.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

Над этой хоррор-антологией нависает имя или, точнее, бренд Гильермо дель Торо, но надо отдать должное мексиканскому режиссеру: он проявляет невиданное в подобном телеформате почтение к коллегам, которые, собственно, и сняли сериал. Обычно имена авторов покоятся в братской могиле финальных титров. Дель Торо мало того что объявляет их во время своих коротких вступлений в начале серий, каждый из режиссеров еще появляется в кадре в виде статуэтки вроде шахматной фигуры. Статуэтки! Мечталось ли о таком на зачете в киношколе?

В остальном выходы дель Торо — сгустившись из темноты, он произносит пару обтекаемых фраз возле сложно сконструированного деревянного шкафа, того самого кабинета редкостей — не слишком удались. Комплекцией мексиканец напоминает Хичкока, придумавшего такой конферанс 70 лет назад, но перед камерой он выглядит зажато и говорит чересчур серьезно. Впрочем, большинству героев «Кабинета» тоже не до шуток.

Если дель Торо — куратор этой коллекции, то ее небесный покровитель — великий пессимист Говард Лавкрафт с его непреходящим интересом к темам иррационального потустороннего ужаса, оккультизма и всяческой нечисти. По классическим лавкрафтовским рассказам («Модель Пикмана» и «Сны в ведьмином доме») поставлено две серии, и почти во всех остальных заметно — среди кровожадных крыс, демонов и инопланетян — его влияние.

Вообще, это очень литературоцентричный проект: семь фильмов из восьми снято по мотивам рассказов (два из которых принадлежат перу самого дель Торо). И действие ни единого не разворачивается в наше время. На выбор — Викторианская эпоха, 1920-е, 1950-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е. «Кабинет редкостей» — демонстративно старомодный, даже антикварный альманах, в основном обходящий горячие социальные вопросы на контрасте, например, с возрожденной Джорданом Пилом «Сумеречной  зоной» или, раз уж зашла речь, «Страной Лавкрафта».

Руперт Гринт

«Модель Пикмана» и «Сны в ведьмином доме», поставленные соответственно Китом Томасом («Воспламеняющая взглядом») и Кэтрин Хардвик («Сумерки»), — тщательные, богатые, во всех отношениях достойные, чуть скучноватые экранизации. В первой художник (Бен Барнс) знакомится с коллегой (Криспин Гловер), чьи картины, кажется, сводят с ума. Герой второй (Руперт Гринт) в поисках умершей в детстве сестры-близнеца ищет лазейку в загробный мир.

«Лот 36», которым открывается сериал, снял мексиканец Гильермо Наварро, оператор «Лабиринта Фавна» и других фильмов дель Торо, как раз по рассказу последнего. Здесь речь идет о злом на весь мир ветеране (Тим Блейк Нельсон), который себе на беду роется в вещах покойного чернокнижника: колоритные персонажи, запоминающийся монстр, необременительная мораль. За сентиментальную сторону дель Торо отвечает история, адаптированная Дженнифер Кент («Бабадук»), простенькая, но изящная готическая мелодрама: пара орнитологов, недавно потерявшая ребенка, приезжает в канадскую глушь следить за чернозобиками и оказывается в доме с привидениями.

Талантливый канадец Винченцо Натали («Куб», «Химера») снял самую короткую, чуть длиннее получаса (большинство коллег едва укладываются в час), самую задорную и страшненькую серию про смотрителя кладбища, который борется с крысами за драгоценности усопших. Отдельный привет клаустрофобам. Не для слабых духом и весьма занятный фильм Дэвида Прайора («Пустой человек»), в котором пожилой патологоанатом (Ф. Мюррей Абрахам) приезжает в шахтерский городок разобраться в странном инциденте.

Ф. Мюррей Абрахам

Ана Лили Амирпур, чья карьера пока развивается не так ярко, как предполагал успех ее дебюта «Девушка возвращается одна ночью домой», сделала самую неудачную серию: Кейт Микуччи играет банковскую служащую, таксидермистку-любительницу, которая хочет быть красивой и интересной и для этого мажется волшебным кремом. Сатира выглядит ленивой и очевидной, смотреть на сыпь не очень интересно, и все это безбожно затянуто.

Наконец, пальму первенства хочется отдать, пожалуй, Паносу Косматосу («Мэнди») — режиссеру и сценаристу единственной оригинальной, с нуля придуманной серии. Дело происходит в конце 1970-х. Четверо незнакомцев (писатель, экстрасенс, музыкальный продюсер и женщина-астрофизик) попадают в гости к эксцентричному богачу (Питер Уэллер). Электронный саундтрек, удивительные цвета, наркотики в промышленных количествах — это смешная, но и не без жути психоделическая басня, в которой автор идет навстречу именитому шоураннеру и при этом ни на секунду не изменяет самому себе.

Смотрите также

28 октября 20222
26 октября 20222
25 октября 20228
21 октября 20226

Главное сегодня

Вчера2
Вчера0
Вчера5
Вчера4
16 декабря3
Вчера22
16 декабря
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации