Новое кино Израиля: о чем оно и как снято

Обсудить0

17 октября закончился Международный кинофестиваль в Хайфе — один из главных киносмотров в Израиле. Кинопоиск уже рассказывал, как израильские сериалы стали поставщиками сюжетов для Голливуда, а о чем снимают здесь полный метр? Михаил Моркин посмотрел все фильмы национального конкурса, его фавориты — драма про торговлю украинскими невестами, душевный гитлерсплотейшен с Удо Киром и философская экранизация Амоса Оза.

«Валерия выходит замуж»

Фильм, получивший главный приз в национальном конкурсе фестиваля, рассказывает о системе продаж невест в Израиле. Кристина работает в маникюрном салоне в Бат-Яме, куда приехала пять лет назад из Украины ради договорного брака с израильтянином Майклом. Теперь же она договорилась об аналогичной партии для своей младшей сестры Валерии: за 5000 долларов Майкл «продал» своячницу заочно влюбленному нытику Эйтану. Однако прилетев в Израиль, Валерия дает задний ход, несмотря на подарочный смартфон, обещания комфортной жизни и перспективу стабильной работы в маникюрном салоне.

До Хайфы израильско-украинский арт-фильм Михал Виник уже показали на фестивалях в Венеции и Торонто. Кроме того, он получил девять номинаций на премию «Офир» (израильский аналог «Оскара») и победил в сценарной категории. За 76 минут камерная драма Виник раскрывает механизм распространенного в стране брачного туризма, как правило, заканчивающегося неравными, неискренними и безэмоциональными отношениями, в которых нежность уступает место холодному расчету. Хотя в этой безусловно феминистской истории мужчины относятся к женщинам как к товару, они не выглядят как одномерные злодеи. Громким обвинениям и поверхностным обобщениям Виник предпочитает тихую зарисовку в жанре «один день из жизни».

«Мой сосед Адольф»

Южная Америка, 1960 год. Рядом с пережившим холокост евреем по фамилии Польски (Дэвид Хейман из сериала «Табу») селится мистер Херцог (Удо Кир), загадочный бородатый немец. Он любит немецких овчарок, как Гитлер. Глаза голубые, совсем как у Гитлера. Даже рисует цветочки в стилистике молодого Гитлера. Одним словом, ворчун Польски, потерявший всю семью во время войны, быстро убеждается, что советская власть соврала насчет самоубийства фюрера. Увы, израильтяне, только что поймавшие Адольфа Эйхмана в соседней Аргентине, не верят старику. Тогда Польски решает собрать неопровержимые доказательства, но в процессе проникается симпатией к одинокому немцу и начинает сомневаться в своих выводах.

После «Великого диктатора», «Он снова здесь», «Кролика Джоджо» и «Железного неба» комедией про Гитлера можно удивить или оскорбить лишь российский Минкульт. Впрочем режиссер «Соседа» Леонид Прудовский и не пытается шокировать публику; его кино — грубоватый, но в целом безобидный фарс, который достигает пика эпатажа в сцене, где уважаемый шотландский артист Хейман со слезами на глазах рассматривает гениталии Удо Кира (Польски верит в теорию, что у фюрера было лишь одно яичко). В фильмографии актера, который уже играл живого и невредимого Гитлера в коротком метре «Миссис Миттельмайер», сериале «Охотники» и треше «Железное небо 2», бывали гораздо более скандальные сцены.

Фильму бы не помешало чуть больше китча и остроты, однако, в конце концов, это история не про скандалы и расследования, а про неожиданную дружбу и прощение.

«Толстяк»

Джимми и Элик знакомятся в армии. Он — толстый и неуклюжий капрал, она — красотка офицер. Они быстро находят общий язык, но их пути расходятся. Годами сослуживцы то и дело натыкаются друг на друга и лишь спустя 10 лет начинают по-настоящему дружить. Вскоре слакер Джимми понимает, что не хочет оставаться во френдзоне. Он решает похудеть, чтобы заставить Элик посмотреть на него по-новому, но та попросту не готова к любым серьезным отношениям. ЗОЖ-ромком, получивший на фестивале приз за дебют, снят крайне незамысловато. Ручная камера имитирует уличную документалистику (оператор периодически снимает актеров будто исподтишка), атмосферой все это напоминает «Два дня в Париже» или «Перед рассветом» (вместо европейских столиц — Тель-Авив), а химией между актерами — «Когда Гарри встретил Салли». Правда, настоящую романтику убивает бодишейминг, к которому сводится мораль истории.

«Хороший человек»

Амбициозная продюсер авторского кино Шэрон находится на грани банкротства после развода с богатым мужем, который долгие годы помогал с финансированием. Чтобы удержаться на плаву, она соглашается спродюсировать новый проект одиозного режиссера Узи Сильвер. Когда-то тот был уважаемой фигурой в местной киноиндустрии, а затем погрузился в религию, переквалифицировался в ортодоксального раввина и исчез с радаров. Темой своего фильма-камбэка Узи выбрал адаптацию истории меланхоличного царя Саула, покончившего с собой от тоски. Работа идет туго: режиссер со сложным характером не хочет читать сценарий, не пускает на площадку женщин и ставит одно идиотское условие за другим. Новая работа Эйтана Аннера (его «Полурусская история» участвовала в основном конкурсе ММКФ в 2006-м) — оригинальный пример жанра «кино о кино», в фабуле которого ортодоксальный иудаизм встречается с радикальным трудоголизмом. Эдакий «Горе-творец» с точки зрения продюсера. Разумеется, все пропитано трагизмом и черным юмором.

«Иуда»

Камерная разговорная драма 80-летнего классика израильского кино Дэна Уолмена (его дебютный «Мечтатель» участвовал в основном конкурсе Каннского фестиваля в 1970-м) и его вторая экранизация произведений классика израильской литературы Амоса Оза после «Моего Михаэля».

Иерусалим, 1959-й. Бородатый здоровяк Шмуэль Аш, бросивший учебу из-за разногласий с преподавателями, устраивается то ли сиделкой, то ли профессиональным собеседником к старику-интеллектуалу Гершому Валду и его овдовевшей невестке Аталии. Озовский «Иуда» был «романом идей», в котором герои вели философские споры о сути предательства, корнях арабо-израильского конфликта и о фигурах Иуды и Иисуса в христианстве, отражая мировоззренческие, политические и религиозные взгляды автора. Кроме того, второстепенная любовная линия между юным Шмуэлем и опытной Аталией превращала роман в историю взросления на фоне давно исчезнувшего старого Иерусалима. Уолмен постарался вместить 500 страниц в 80 минут, но получилась театральная постановка с бесконечными говорящими головами и вялой режиссурой. Все темы остались на месте, но книга, безусловно, глубже.

«Девственность»

История подростка (в титрах он указан просто как Мальчик), который живет в деревне неподалеку от пустынной долины Вади-эль-Араба. Строгий отец целыми днями пропадает на работе и запрещает закрывать двери в комнаты. Суицидальная мама, которой слегка за тридцать, потихоньку сходит с ума дома от депрессии, одиночества и скуки. В школе в парне начинает просыпаться сексуальный интерес: приятель часами напролет обсуждает секс и мастурбацию, а одноклассницы приятно пахнут и сверкают голыми пупками. Однако снимать напряжение у девственника не выходит. Нигде нет личного пространства, да и в целом не получается сконцентрироваться.

Как и первый сезон «Сексуального просвещения», двухчасовой дебют Маора Цугари рассказывает о сексуальной неудовлетворенности, а главный герой на протяжении всей истории пытается наконец достичь первого оргазма. Только если в сериале Netflix Отису Милбёрну (Эйса Баттерфилд) помогал опыт мамы-сексолога и одноклассников, то в «Девственности» чувствительный герой вынужден до всего додумываться самостоятельно. Британской иронии здесь тоже нет: Цугари снимает драму о мастурбации с пафосом Терренса Малика. Взросление и эротические переживания тут идут рука об руку со смертью, страхом и чувством вины. Впрочем, снято все действительно величественно, поэтично и красиво. Не зря кино уже получило премию «Офир» за операторскую работу.

«Ничьи дети»

Пожилая женщина Маргалит устроила в своем ветхом доме на задворках Тель-Авива приют для сирот и детей из неблагополучных семей. Когда Маргалит внезапно умирает, ее помощнику и бывшему подопечному Джеки (соавтор сценария Рой Ассаф) приходится скрывать ее смерть от всех, чтобы не дать муниципалитету и жадным бизнесменам построить на месте убежища модный отель. Кроме того, беспечному Джеки срочно нужно наладить быт в доме, чтобы дети не голодали, а социальный работник не прикрыла заведение. «Ничьи дети» — очередная работа плодотворного израильского режиссера Эреза Тадмора, который начал карьеру в нулевых в тандеме с Гаем Нативом («Офсайд», «Чужие»). Его новая социальная драма про проблемную молодежь в духе французского «Класса» не лишена черного юмора «Уик-энда у Берни». Главная шутка в том, что Джеки закопал Маргалит прямо во дворе и начал вести от ее имени рабочие переписки. В итоге приключения Джеки вырастают в безумную бюрократическую одиссею, а сам он начинает напоминать энергичных, но глуповатых неудачников из фильмов братьев Сэфди.

«Выбор Ницы»

Главный приз в документальной секции взяла новая работа 75-летнего ветерана израильского кино Ури Барбаша, чья тюремная драма «За решеткой» была номинирована на «Оскар» и участвовала в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля в 1985 году. Это история про его ровесницу Ницу Каплан, которую после холокоста биологические родители переправили из Польши в израильский детский дом. Там ее усыновила пара, чей сын погиб во время войны за независимость в 1948 году. В 1952-м биологическая мать Ницы приехала в Израиль, чтобы через суд вернуть дочь. Архивная стенограмма процесса стала основной для реконструкции суда внутри дока и отправила Ницу в путешествие по травматическим событиям, которые она давным-давно вытеснила. Используя различные приемы документального кино, Барбаш рассказывает о принципах работы защитных механизмов памяти на примере личных историй двух еврейских матерей, прошедших через две разные национальные трагедии.


Автор: Михаил Моркин

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

8 декабря 202364
8 декабря 20233
29 сентября 20237
27 сентября 20237

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
час назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации