«Россия 1985–1999: TraumaZone»: Юрий Сапрыкин — о семичасовом фильме Адама Кертиса и эпохе, которая не закончилась

Обсудить0

Британский документалист Адам Кертис снял для BBC сериал TraumaZone — семисерийный эпос о России времен перестройки и 1990-х, пережившей, по Кертису, «коллапс коммунизма и демократии». Этот режиссер — мастер масштабных документальных полотен о современности, чей метод — монтаж фрагментов кино- и видеохроники, высекающий смысл из неожиданных сопоставлений: все оказывается связано со всем и устроено не так, как вы представляли. По просьбе Кинопоиска Юрий Сапрыкин провел семь часов жизни с сериалом, воскрешающим недавнее прошлое страны, и обнаружил в итоге: что-то важное осталось за кадром.

Юрий Сапрыкин

Публицист, основатель проекта о русской литературе «Полка»

К России у Кертиса особый интерес: в его предыдущем фильме «Не могу выкинуть тебя из головы» фигурируют среди прочих героев послевоенной истории Лимонов и Сурков; несколько лет назад Кертис сам приезжал в Москву и показывал на Beat Film Festival свой фильм «Горькое озеро», а еще до того срежиссировал нашумевший выход Massive Attack и солистки Cocteau Twins Лиз Фрейзер с песнями Летова и Янки на концерте в честь премьеры его фильма «Гипернормализация». Massive Attack пели тогда «Все идет по плану», советский Госплан стал героем отдельной серии в фильме Кертиса «Ящик Пандоры»; теперь эксперименты по математическому программированию советской экономики всплывают в первых же сериях его нового семичасового дока. Он весь о России, вернее, об истории постсоветского мира с начала перестройки и до окончания ельцинской эры.

Своими алогичными монтажными склейками Кертис, как правило, подводит к мысли, которая наверняка и до того возникала у зрителя в голове: миром правят темные могущественные силы. ТНК? ВПК? Глобальные финансовые рынки? Цифровые мегакорпорации? Ну, кто-то — «мировая жаба» или даже безличная сущность истории. Какова бы ни была природа этих сил, на глубине они связывают видимые политические феномены незримыми нитями. В этом смысле TraumaZone — нетипичное для Кертиса кино: в истории постсоветских 1990-х есть где разгуляться конспирологу, но именно здесь Кертис отказывается от вскрытия тайных пружин. Это первый его фильм без закадрового голоса автора: нарратив выстроен через периодически всплывающие субтитры и прямолинеен, как передовица газеты «Завтра».

Горбачев хочет реформировать советскую систему, но выпускает наружу демонов, с которыми не может совладать: криминальный бизнес, разворовавший страну, и этнический национализм в республиках. Ельцин пытается преодолеть коллапс системы с помощью «шоковой терапии», из-за которой власть и собственность оказываются в руках олигархов, а простые россияне погружаются в нищету и отчаяние. Чтобы удержать власть, ельцинские политтехнологи конструируют преемника, который обещает «поднять Россию с колен»; дальнейшее известно и логически вытекает из предшествовавшего. Гипотезы о тайных пружинах в таком контексте излишни, миром (или как минимум этой его частью) правит не тайная ложа, а явная лажа — глупость, алчность и невежество, не изменившиеся с гоголевских времен. Русь все так же несется куда-то и не дает ответа.

Михаил Горбачев вернулся из Фороса в ночь на 22 августа 1991 года
Открытие первого «Макдоналдса» в Москве, 1990 год

TraumaZone построена по тому же принципу, что и роман Светланы Алексиевич «Время секонд-хенд», еще одно фундаментальное высказывание о 1990-х. Это как бы фрагменты необработанной реальности, голоса из хора: в кино — фрагменты хроники и фильмов, в книге — цитаты из монологов обычных граждан бывшего СССР. Кертис посвящает фильм «людям, пережившим коллапс коммунизма и демократии», и вот они все на экране. Бабушки в заснеженных, забытых богом деревнях, бастующие шахтеры Воркуты, русские солдаты (то в Афгане, то в Чечне), правительственная комиссия, выбирающая текст для нового гимна, проститутки в отеле «Космос», Ельцин в якутском национальном костюме. Есть несколько сквозных линий: харизматичная девочка-попрошайка, работающая в пробках; женщина, отправляющаяся делать аборт, потому что семья живет в одной маленькой комнате в коммуналке и перспектив никаких; солдатская мать, разыскивающая тело сына, погибшего в Чечне (самая страшная часть; как «Груз 200», только невыдуманный). Этот фасеточный, панорамный взгляд позволяет увидеть эпоху с ракурсов, ранее недоступных (вообще, в выбранной Кертисом хронике почти нет общеизвестных кадров, даже стопроцентно знакомые мизансцены вроде Ельцина, залезающего на танк в августе 1991-го, показаны хоть немного, но с другого угла), и вид этой эпохи страшен. Как бы ты ни прожил это время, 1990-е — это «то, что бывало с другими». Возможно, спасало иное устройство медиа: при всей «свободе слова» окружающий ад, порезанный на 30-секундные видео, не лился в глаза нескончаемым потоком, и от сериала Кертиса сейчас действительно возникает ощущение, будто смотришь нарезки Telegram-каналов Mash, «Двач» и War Gonzo из прошлого.

Мамаев курган, Волгоград
Борис Ельцин

Так или иначе, сохранять ощущение собственной моральной правоты относительно 1990-х (да и не только), видимо, можно только отсекая существенные куски реальности. Кертис расставляет эти вытесненные фрагменты перед зрителями — не отвернешься. После просмотра TraumaZone довольно сложно говорить о «времени свободы», «курсе радикальных реформ» или «подавлении фашистского мятежа в 1993-м» — слова застрянут в горле. Ельцин здесь — фанатичный властолюбец, Гайдар — улыбающийся монстр, их оппоненты, впрочем, не лучше. Представители «цивилизованного Запада» показаны, мягко говоря, довольно самокритично — ну, то есть выглядят еще большими мудаками, чем все остальные. Они обдирают доверчивых аборигенов как липку и девочек наших ведут в Hungry Duck. Характерно, что музыкальным символом эпохи у Кертиса становится не какой-нибудь «Поезд в огне» или «Мы ждем перемен», а песня «Я московский озорной гуляка»: это время кабацкого разгула, коллективного опьянения и похмелья, которое, согласно тогдашней рекламе, наступает уже сегодня.

С другой стороны, концепт «лихих 1990-х», ставший мейнстримом и предполагающий, что до и после все было стабильно и благополучно, кертисовской хроникой не подтверждается. Страна, что показана в сериале, переходит из одного круга страдания в другой, и кто не обломался, тем еще предстоит. Единственная жизненная философия, позволяющая выжить в этих обстоятельствах, — депрессивный нигилизм. Как говорит одна из героинь Кертиса, девушка из ремонтной бригады, клеящая обои в чьей-то квартире: «Никакой мечты у меня нет, никому и ничему я не верю, и вам не верю тоже».

Егор Гайдар
Разрушения Грозного после начала первой чеченской  войны

В этом сериале много чего есть, но, пожалуй, стоит обратить внимание на то, чего в нем нет. В стране, которую показывает автор, не снимают кино, не пишут книг и вообще не очень думают; все хоть сколько-то «культурное» представлено домашней репетицией группы «Алиса» с Курехиным на клавишах, фрагментом балета в Большом, который смотрит Елизавета II, да костюмированным балом в Екатерининском дворце с абсурдной вне контекста репликой Майи Плисецкой: «Нужно было, чтобы погибли десятки миллионов, чтобы все это вернулось». Здесь нет политиков, кроме Жириновского, и нет других массовых настроений, кроме латентного национализма. Все постсоветское пространство, от Молдовы до Таджикистана — это более-менее однородное поле с центром в Москве (видимо, авторы не успели прочитать свежие статьи про деколониальность). Можно предъявить еще ряд претензий по фактам. Так, отсутствие товаров в советских магазинах объясняется все же не тем, что директора предприятий разворовали эти товары, и уж, конечно, девушка в караоке в 1991 году никак не может петь песню Линды «Мало огня»!

Но это мелочи, главное искривление (и отличие от того же «Времени секонд-хенд») происходит на более высоком уровне. У Алексиевич мы слышим живые голоса, иногда наивные и сентиментальные, но живые. Страдающие, вызывающие сочувствие. У нас с ними общая беда и, даже если читатель говорит на другом языке, одна человеческая природа. У Кертиса мы видим в общем более-менее тех же людей, но зафиксированных на сделанных со стороны моментальных снимках, порезанных на мемы. К ним можно отнестись с интересом и даже жалостью — кажется, все они были обмануты в лучших своих ожиданиях, однако для автора они существуют как бы за стеклом; это не его война и не его чашка чая. Участь этих людей для него понятна: позднесоветское общество, разные сегменты которого пытались было постоять за себя в августе 1991-го и октябре 1993-го, терпит неудачу и впадает в постыдный делирий. Единственные, кто обладает хоть какой-то субъектностью, — простые женщины, которые пытаются собрать по частям разбившуюся жизнь и построить какое-то счастье (иногда довольно нелепое — как девушки, строящие сетевую пирамиду по продаже импортной косметики, или участницы конкурсов красоты; на них у Кертиса особая фиксация). Вообще, все здесь нелепо и не подлежит исправлению, включая солдатских матерей и сотрудниц компании Mary Kay: так тебе и надо, курица-помада. Ну и что с такими делать — отгородиться колючей проволокой? Что ж, это тоже популярная сейчас точка зрения.

Константин Кинчев и Сергей Курехин на домашней репетиции группы «Алиса»
Представительницы компании Mary Kay

Собственные воспоминания окрашивают прошлое в теплые цвета: какие бы коллапсы ни происходили вокруг, это твоя жизнь, и в ней было много надежд и радостей, не попавших в кинохронику. И в этом смысле отстраненный взгляд Кертиса не то чтобы обиден… Но в общем да, чувства человека, которому сообщают, что изрядный (и не худший) кусок его собственной жизни был ни о чем и ни к чему, понятны. Наверное, что-то похожее испытывали в момент распада Союза те, кому за 50, когда им сообщали, что вся их советская жизнь — обман и подделка. И да, с Кертисом трудно поспорить, когда он выводит сегодняшнее состояние России из травм, пережитых в 1990-е; и оказывается, например, что сегодняшние инвективы в адрес национал-предателей — прямое продолжение тогдашнего презрения к «не вписавшимся в рынок», это две фазы одного процесса, просто маятник качнулся в другую сторону.

Но если речь идет о коллективных травмах, вероятно, с ними можно работать? И в таком контексте, возможно, первое путинское восьмилетие — с доступными кредитами, повсеместно строящимися ТЦ и советским гимном в придачу — как раз и было опытом такой работы, причем не самым безуспешным? И, наверное, если бы с людьми удавалось говорить не только о вынесенных из недавнего прошлого обидах наряду с подвигами предков, а о том, что они сами совершили незаметный подвиг, пережили эпоху всеобщего распада, не сломались и не скурвились, построили на обломках что-то новое, то, видимо, мы бы жили сейчас в другом обществе, не настолько обиженном на весь белый свет и фрустрированном ощущением собственной беспомощности?

И, может быть, здесь еще возможно общество, построенное не на постоянном поиске врагов и выживании по принципу «сам за себя», а на внимании и заботе друг о друге? На сбережении друг друга, на помощи и сочувствии, на любви, в конце-то концов — кажется, главная травма героев этого фильма, называя вещи своими именами, в том, что все они катастрофически недолюблены? Возможно ли такое, скажи, Адам Кертис? Не дает ответа.

Смотрите также

Сегодня1
Сегодня2
Сегодня6
Вчера9

Главное сегодня

Сегодня6
Сегодня2
Сегодня1
Сегодня2
Сегодня3
Сегодня5
Сегодня1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации