«Альцгеймер страшнее наркотиков»: Гаспар Ноэ — о «Вихре», Дарио Ардженто и проблемах со здоровьем

Обсудить0

В рамках проекта «Артхаус: Эпизод 1», который проводят творческое объединение Arthouse и московский Дом культуры «ГЭС-2», зрители смогут увидеть новый фильм Гаспара Ноэ «Вихрь». Нам удалось поговорить с режиссером подробнее о его картине.

«Вихрь» — история о пожилых супругах-парижанах, Луи и Эль, и их сыне Стефане, которые пытаются бороться с прогрессирующей деменцией Эль. Отца и супруга сыграл Дарио Ардженто, итальянский мастер хорроров («Суспирия», «Кроваво-красное»), это его первая главная роль. Фильм, премьера которого прошла в 2021 году в Каннах, получился тихой и деликатной драмой о старении и смерти, в которой нет фирменного эпатажа автора «Любви» и «Необратимости». Возможно, повлияло то, что незадолго до работы над «Вихрем» у самого Гаспара Ноэ начались проблемы со здоровьем. Михаил Моркин расспросил Ноэ о самочувствии и особенностях нового фильма.


— Когда-то фильмы Гаспара Ноэ нужно было ждать 6–7 лет, но начиная с «Экстаза» вы выпускаете по фильму в год. Сначала среднеметражный «Вечный свет», затем перемонтированная версия «Необратимости», сейчас — «Вихрь». Работать стало легче?

— А я просто перестал снимать сложнопостановочные фильмы, на финансирование, съемки, монтаж и рекламу которых уходило по 6 лет. Я дико замучился на «Входе в пустоту». Теперь придумываю фильмы под одну-две локации. Пока что мне дают творческую свободу при условии, что я снимаю быстро. Например, «Экстаз» сняли за 15 дней, а «Вихрь» — за 25. Но мне пришлось сделать перерыв на год (Заметно оживляется.) У меня было внутримозговое кровоизлияние, я чуть не умер! А потом еще случилась пандемия с локдауном, и снимать кино стало невозможно. Я был счастлив, что целый год можно сидеть дома и смотреть фильмы на blu-ray и DVD. Я столько японской классики пересмотрел! Мне очень нужен был этот отдых, было полезно для головы.

Дарио Ардженто и Алекс Лутц

— Надеюсь, что сейчас вы чувствуете себя хорошо. Ваши проблемы со здоровьем повлияли на «Вихрь»? Все-таки это кино про старение и болезни.

— Да, весьма. Деменция — это грустно. Я хорошо знаю это, потому что моя собственная мать в конце жизни лишилась рассудка из-за возраста. Я видел, как люди сходят с ума из-за наркотиков, но болезнь Альцгеймера гораздо страшнее. Такое и врагу не пожелаешь.

— И вы решили снять об этом фильм?

— Да, дело в том, что о деменции снимают не так уж много фильмов. Я удивлен, что у этой проблемы почти нет репрезентации на экране. Почти в каждой семье есть истории вроде той, что я рассказываю в своем фильме. Это табуированная тема. Люди не хотят думать об этих проблемах до того, как сами сталкиваются с ними. У Асгара Фархади в «Разводе Надера и Симин» была сцена со стариком с Альцгеймером, который теряется в городе. Михаэль Ханеке снял очень успешный фильм «Любовь» про инсульт. Но я хотел снять кино, которое было бы похоже на документалку. Я хотел не только рассказать, какой сложной становится жизнь, но и показать некую душевность, которая возникает в такой тяжелой ситуации. Мы сняли фильм в одной локации. У нас была основная сюжетная линия, но мне особенно понравилось создавать фильм с актерами прямо на площадке. Мы стремились к достоверности и реализму, не хотели перегибать палку. Важно было показать тяготы ежедневной рутины у людей, которых подводит здоровье. Это очень распространенная ситуация.

Дарио Ардженто и Франсуаза Лебрун

— То есть все, что мы видим в «Вихре», — это импровизации?

— В сценарии каждая сцена занимала от силы полстраницы. На площадке мы с Дарио Ардженто и Франсуазой Лебрун придумывали ситуации и обменивались своими представлениями о поведении героев. Как только актеры понимали, как сыграют сцену, мы с оператором начинали придумывать, куда поставим левую и правую камеры. Только после этого мы начинали снимать. Понятное дело, Дарио не актер, а режиссер, поэтому он знал, как заставить пространство работать в кадре. Однако как режиссер он никогда не снимал больше двух-трех дублей. А я-то привык по 10 дублей делать! Было сложно подстроиться. Приходилось добиваться всего, что хочу, в первых дублях. Но мне очень понравилось работать над фильмом.

— Вы придумали роли уже под Дарио Ардженто и Франсуазу Лебрун?

— Я сразу же подумал о Франсуазе, потому что обожал фильм Жана Эсташа «Мамочка и шлюха», в котором она снялась почти 40 лет назад. Это лучшая актерская игра во французском кино 1970-х. Она моя любимая французская актриса в своем поколении. Пожалуй, режиссеры не раскрыли ее потенциал полностью.

А Дарио я знаю уже 30 лет. В жизни он очень смешной, и по его видеоинтервью я видел, каким харизматичным он становится в кадре. Я сразу понял, что он идеально подойдет на эту роль. К тому же он хорошо говорит по-французски, и мне не пришлось учить его словам. Прежде чем согласиться, Франсуаза хотела знать, кто сыграет ее мужа. Она не знала фильмы Дарио, но, когда я их познакомил, они друг другу понравились. Спустя неделю мы уже начали съемки. Все случилось очень быстро. От зарождения идеи до премьеры фильма в Каннах прошло всего пять с половиной месяцев.

Дарио Ардженто, Алекс Лутц и Франсуаза Лебрун

— Как и в «Вечном свете», вы здесь снова используете средний формат кадра и делите экран на две части. Что вам дает этот прием с точки зрения сторителлинга?

— На съемках «Вечного света» был бардак. Я начал снимать на одну камеру, потом добавил вторую. Затем один из героев взялся снимать на третью. О монтаже я начал думать уже во время постпродакшена. В случае с «Вихрем» я использовал этот прием более осознанно. Два экрана дают зрителю почувствовать, что пожилые супруги отрезаны друг от друга, хотя живут под одной крышей. Мне кажется, разделение экрана отлично сработало, и зрители почувствовали одиночество персонажей. Например, в одной из сцен Дарио пытается дотронуться до Франсуазы, и мы видим, как его рука тянется из одного экрана в другой. Но рука-то, получается, разрезана пополам, то есть даже простые вещи начинают казаться неестественными.

Мне нравится разделение экрана на две части как прием, но не я его придумал. Еще в 1960-х Пол Моррисси и Энди Уорхол использовали его в своем андеграундном фильме «Девушки из Челси», а затем Моррисси уже без Уорхола снял драму под названием Forty Deuce. Этот прием хорошо сработал именно в случае с «Вихрем», но не уверен, что вернусь к нему в будущем.


Автор: Михаил Моркин

Фото: Mickan Palmqvist / Dn / Tt / Legion-Media

Смотрите также

22 февраля 202113
13 августа 20214
5 ноября 201923
29 сентября 201812

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
10 января12
10 января18
10 января4
Вчера1
11 января16
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации