«С нуля», «Комплекс бога» и «За полчаса до весны»: продолжаем смотреть сериалы «Нового сезона»

Обсудить0

В третий день фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон» посмотрели две детективные истории («С нуля» и «Комплекс бога») и одну музыкально-биографическую (речь о советском ВИА «Песняры», судьбе которого посвящен сериал «За полчаса до весны»). Вот наши дайджест-впечатления.

«С нуля»

Где смотреть: Premier — осень

Маруся Фомина

В 2008 году двоюродные сестры Лена и Наташа (Надежда Калеганова и Маруся Фомина) учились финансовой грамотности в универе и мечтали о красивой жизни. Наташа приехала в Москву «из Мухосранска», живет в семье Лены (папа — чиновник, мама — домохозяйка). Наташа красивая, и ее пускают в клубы по фейсконтролю, а Лена страшненькая, и мама втолковывает: тебе, доченька, придется в этой жизни все самой. Лене же очень хочется быть как однокурсница Даша (Виктория Клинкова) — в обтягивающих платьях, с губами, поклонниками, деньгами. Поэтому однажды она идет с Дашей на вечеринку и открывает для себя мир содержанок и наркотиков, а Наташа тем временем начинает путь по совращению Дашиного отца и приторговывает наркотиками в клубе. Спустя 12 лет расклад такой: Лена в Штатах мутит мелкий бизнес после рехаба, Даша все так же ищет новых папиков, а Наташа руководит фирмой по грузоперевозкам и постоянно ссорится с Павлом, которого она увела-таки из семьи двоюродной сестры. Все трое встречаются на похоронах последнего, чья «Ауди» красиво улетела с моста в реку прямо напротив Кремля. Из обрывочных разговоров Лена понимает: отец ее погиб не случайно — и начинает не только борьбу за наследство, но и собственное расследование.

Снявший этот ностальгический детективный триллер Василий Бархатов — оперный режиссер, чей дебют «Атомный Иван» показал, что оперы Бархатову удаются лучше. В сериале он пытается играть со временем, разворачивая действие в 2008-м и 2021-м параллельно, делая бойкие склейки и монтируя переходы героинь из клубной двери нулевых прямиком в храм двадцатых, и это утомляет после третьего раза. Эффект вертиго режиссер усиливает долгими, затянутыми сценами с танцполов, где бьются в экстазе потные тела в блестящих платьях, сыпятся конфетти, льются коктейли и камера кружит над этим всем, как в центрифуге. Для совсем ностальгирующих почти сразу же появляется персонаж а-ля знаменитый Паша Фейсконтроль. Маруся Фомина снова в роли богатой стервы, Максим Виторган снова в роли богатого скота, Екатерина Волкова снова в роли возрастной любовницы. В кадр вернули даже Сергея Чонишвили в образе порочного преподавателя — на радость олдам, которые помнят не только про Фейсконтроль, но и сериал «Петербургские тайны». Все это, как говорится, so last season: было, устарело, отработано «Содержанками». Вялый интерес вызывает разве что детективная линия, которую зритель досмотрит, если его не укачает.

«Комплекс бога»

Где смотреть: Kion — скоро

Михаил Тройник

Известный пианист Константин Зобнин (Шамиль Хаматов) празднует окончание концерта в ресторане с семьей и друзьями. Восьмилетняя дочь Соня скучает, всем мешает, поэтому Костя легкомысленно разрешает ей немного погулять на улице. Соня исчезает, ее поиски не приносят результата. Ретивый следователь Марат (Михаил Тройник) допрашивает всю семью и особенно Костю, так как знает: по статистике, если что-то случилось с ребенком, в этом виноват кто-то близкий. В это время к психиатру Алексею (Кирилл Кяро) приходит успешный бизнесмен Владимир Нестеров (Даниил Страхов) и сообщает, что его терзают чудовищные мысли. А когда Алексей обещает ему, что всегда будет на стороне пациента, спрашивает: «Даже если я убью вашего ребенка?» И пока психотерапевт пытается установить контакт со своим странным подопечным, полиция начинает находить тела других девочек.

Сценаристка Алена Званцова («Оттепель», «Частица вселенной») и режиссер Флюза Фархшатова поднимают две тяжелые и очень важные темы. Первая — беспечная невнимательность взрослых к безопасности своих детей. Вторая — преступлением являются не мысли человека, а поступки, и никого нельзя наказывать, пока вина не доказана. Тем грустнее, что подается это максимально прямолинейно и дидактично.

Диалоги и допросы звучат в форме методичек: как получилось, что ребенок оказался один без присмотра? Кто может обидеть восьмилетнего ребенка? Вы когда-нибудь обсуждали с дочерью вопросы безопасности? Все здесь подается на блюдечке, все разжевывается, все метафоры проговариваются вслух. С одной стороны, неискушенному зрителю будет полезно. С другой — такая тщательность и обилие деталей душат внимание к героям, а затянутая экспозиция и медленный ритм — желание досидеть до финала. Многое спасают мягкая, на полутонах, игра Кяро и по-звериному жуткая работа Страхова, чей герой, умеющий просчитать человека за 10 минут, долго остается для зрителя загадкой. Пока что противостояние их характеров, их странная дружба-работа — самое интересное в сериале. Но в целом «Комплекс бога» по первым двум сериям, показанным на фестивале, — зрелище некомфортное не столько из-за тем, сколько из-за своей назидательности.

«За полчаса до весны»

Где смотреть: Start и Первый канал — скоро

1971 год. Вихрастые мужики с усами-подковкой в узорчатых рубашках, клешах и с гитарами на пузах выходят на сцену. Позади висит приветствие гостям юбилея Волжской ГЭС, в зале овации. Начинают играть, и тут главный затихает, заметив, что на его ансамбль уставилась телекамера, а песню записывает магнитофон возле звукача. Он тут же бросается за кулисы со скандалом: «Я же сказал: никакой записи! Мы не готовились, с вашей техникой один скрежет». Возвращается к зрителям, рвет провода от бобинника и продолжает концерт. С первой сцены нам дают понять, что лидер легендарного ансамбля «Песняры» Владимир Мулявин (Артем Волобуев) — несговорчивый человек, бунтарь по причине стереозвука. Однако после вставки с вырезками из газет, которые клеймят недостойное поведение артистов, мы видим, как Мулявин подписывает покаянное письмо: «Песняры» просят прощения у советского народа. Советский народ в лице двух партийных бонз прощает.

Центральный конфликт в байопике, посвященном истории «Песняров», напоминает схему, по которой последние десять лет снимается спортивно-историческое кино. Есть советская знаменитость с мечтой, исполнению которой противостоят начальники в драповых костюмах. В сериале «За полчаса до весны» братья Владимир и Валерий Мулявины (Владимир Свирский), попав во время гастролей в ГДР на «Иисус Христос — суперзвезда!», загораются идеей поставить первую в СССР рок-оперу. В двух сериях, показанных на «Новом сезоне», параллельно с повествованием из цветастых 1970-х в Минске и Берлине развивается сюжет из смурных 1950-х в Свердловске. Маленькие Володя и Валерка живут в коммуналке с пьющим батей (Алексей Шевченков) и озлобленной матерью (Евгения Дмитриева). Так объясняют, откуда взялся сложный мулявинский характер (от мамы, которую бросил отец) и его помешательство на исполнительском мастерстве (чтобы мама гордилась). По всей вероятности, дальше флешбэк про 1950-е с выступлениями под портретом Сталина перерастет в 1960-е: будет оттепель и буги-вуги!

Удивительно, но шаблоны, по которым развивается сюжет в «За полчаса до весны» и прописаны герои, воспринимается органично. Авторам удалось попасть в образцовую тональность для рассказа о деятелях советского истеблишмента, сосредоточившись на дизайне — узорах на текстиле и обоях, шрифтах на плакатах, усах и прическах, наконец. Это очень арт-директорское кино: по части удачного оформления можно отнести и попадание в каст, и даже актерскую игру. Сцены из 1950-х будто списаны с картины «Опять двойка», а в 1970-е буквально проваливаешься, так же как в упоительное симфо-диско «Песняров». Разногласия у Мулявина с начальниками не идейные и не эстетические — просто он хочет играть и записывать музыку лучше «Битлов» и прочих фирмачей, а начальники не дают. Протест, который выглядел фальшиво в фильмах, прославляющих диссидентов и панков, в байопике про эстрадников смотрится достоверно, ведь это борьба лучшего против хорошего. Судя по открывающему и закрывающему титрам «По заказу Министерства культуры Беларуси», такой протест разрешен и даже санкционирован.


Авторы: Ольга Белик, Филипп Миронов

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

25 сентября4
19 сентября7
16 сентября24
14 сентября3

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
час назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации