Филипп Янковский: «Я — великолепный вампир»

Обсудить0

В этом году Филипп Янковский совершил впечатляющий камбэк: вампир, чиновник, священник, зэк; призы в Локарно и на «Золотом орле». Сейчас в онлайн-кинотеатре Start выходит второй сезон «Контейнера», впереди — роли в сериалах «Монастырь» и «Приход» и в фильме «Мы» по Евгению Замятину. Кинопоиск встретился с актером, поговорил о его новом творческом взлете и открытиях на съемках, о любимых вампирах и фамильной конкуренции.

Филипп Янковский (1968) — актер театра и кино, режиссер. Сын народного артиста СССР Олега Янковского, отец Ивана и Лизы Янковских, муж Оксаны Фандеры. В 6 лет дебютировал в «Зеркале» Тарковского, где снимался с отцом. Окончил Школу-студию МХАТ (курс Олега Табакова), позже — режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Владимира Наумова). В 1990-х снимал видеоклипы: «Леха» Алены Апиной, «Чао, бамбино» «Блестящих» и «Слезы» Децла (им Янковский гордится больше всего).

Его режиссерский дебют — фильм «В движении» (2002) — отмечен спецпризом жюри на фестивале «Окно в Европу». После как режиссер снял супергеройский боевик «Меченосец», спортивную драму «Каменная башка» с Николаем Валуевым и экранизацию Бориса Акунина «Статский советник». Снялся в «Бременских музыкантах & Co», затем были роли Феликса Юсупова в «Распутине» Жозе Дайана, Людовика XIII в новых «Трех мушкетерах» и экстрасенса Арбенина в сериале «Чудотворец». За последний год сыграл в сериалах «Контейнер» и «Карамора», а за роль в фильме «Иван Денисович» Глеба Панфилова получил приз критиков фестиваля в Локарно и премию «Золотой орел».

О карьерном ренессансе

У всех есть свой период востребованности. У кого-то он наступает рано, у кого-то — поздно, а у кого-то его нет вообще, к сожалению. Один из моих любимых артистов, Энтони Хопкинс снимается всю жизнь, а получил значимые роли и стал востребованным чуть ли не к 45 — 50 годам. Кино, телевидение — это срез общества, и, чтобы много сниматься, нужно попасть и занять определенную нишу. Мой типаж в молодости, наверное, не особенно требовался, а сейчас наоборот. Очень много интересных предложений, есть из чего выбирать.

Мне, вообще, нравится играть. Меня интересует жизнь человеческого духа, исследование разных персонажей и жизни в других образах. Я обожаю процесс перевоплощения в других людей. Я в этом плане как Билли Миллиган, у которого было 23 личности. Сыграл бы его с удовольствием, но это уже великолепно сделал Джеймс МакЭвой в «Сплите». Надо было «Оскар» ему дать!

Я потомственный артист, я подготовлен для этой работы. Я Маугли, а это джунгли, и в них я чувствую себя очень комфортно. Я из тех артистов, которые на проект приходят пустыми, то есть открытыми для всех предложений. Я очень избирателен в ролях и поэтому знаю: я прихожу работать к талантливым людям, и вот я пуст для их идей. И сразу же наполняюсь задачей, которую мне ставят, и тоже от этого кайфую.

Мне сейчас пятьдесят, но пока еще роли предлагают в амплитуде от сорока. Но я понимаю, что возраст не остановить, и тут главное — красиво постареть и сохранить актерскую способность быть разным. Вот есть Шон Коннери, который нормально работал до 75, тот же Энтони Хопкинс. Но, безусловно, в кино есть какой-то предел. Хотелось бы, конечно, быть всегда в топе, но… Мы, артисты, к этому относимся с пониманием, с какой-то внутренней иронией.

О том, кто такой Филипп Янковский

Вы знаете, как такового Филиппа Янковского в быту я вообще не знаю. Я себя не анализирую, но мне кажется, что меня не существует как просто человека. Я снимаюсь, и я другой персонаж, и мне это ужасно нравится. А в жизни я, по-моему, очень скучный человек, я просто сижу и смотрю в окно, наверное. (Смеется.) Надо спросить у Оксаны или у моих детей, но сам я не думаю, что в повседневной жизни я какой-то интересный. Мне кажется, что на экране, на сцене это, конечно же, абсолютно не я. А сам я не понимаю, какой я. Благодаря вашему вопросу подумаю об этом и через какое-то время появлюсь на обложке журнала «Психология и жизнь», где расскажу о себе на восемь разворотов. (Смеется.)

О режиссуре

Мне некогда заниматься режиссурой, потому что я очень много снимаюсь. Я развиваю себя как артист, в этом у меня больше творческого выхлопа. Более того, мне неинтересно снимать фильм, если я сам в нем не играю. Совмещать такое тяжело, вот я и не совмещаю.

Может быть, я еще сниму какой-то фильм, но, понимаете, я не Андрей Звягинцев или Вуди Аллен, у меня нет каких-то собственных идей, которые я годами вынашиваю. Я могу только экранизировать чью-то историю. Нет, конечно, у меня есть авторский почерк, какой-то режиссерский стиль чередования общего, среднего и крупного планов, но мне для самовыражения, как Весам и Обезьяне, больше подходит актерская профессия.

Нет, у меня удачные фильмы. «В движении», я считаю, очень хороший, я за него получил приз в Выборге за лучший дебют. «Статский советник» — недавно смотрел его по телевизору, великолепный просто. «Меченосец» мне тоже очень нравится. И «Каменная башка» — это был опыт такого камерного фильма, и он тоже удался, получил даже призы какие-то. Но, вообще, считаю, что я лучше как актер, чем режиссер.

Режиссерский опыт, конечно, помогает в актерстве. Вот, говорят, Даниле Валерьевичу Козловскому я нравлюсь как артист, потому что я знаю, как нужно себя вести, чтобы режиссеру понравилось, как я себя веду. Я сам был на его месте и с большим удовольствием делаю то, что режиссеру нужно.

О втором сезоне «Контейнера»

Мне как-то позвонил Леня Ярмольник со словами: «Мы вчера с Оксаной (это его жена) вечером, в 11, включили „Контейнер“, думали одну серию посмотреть. В итоге не спали всю ночь, до конца посмотрели все восемь серий, выходили только перекурить и чаю попить. Это потрясающе! Великолепно! Единственное, что я могу тебе сказать: жалко, что таких чиновников, как ты, не бывает». (Смеется.)

Ну а я что? Артист должен быть адвокатом своей роли, должен привлекать. И, может быть, если бы Вадима Юрьевича сыграл другой артист, такого успеха не было бы. Я не хочу все на себя перетянуть, потому что кино — это коллективное творчество, и у меня замечательные партнеры, и шоураннер и режиссер Алексей Ляпичев так талантливо все закрутил, что ответы на все вопросы во втором сезоне зритель тоже не получит.

У меня такой первый опыт в жизни — играть во втором сезоне. Актерски разницы никакой, главное, чтобы было что играть, чтобы персонаж развивался. А здесь перипетии сюжета такие, что не скучаешь, надевая опять чиновничий костюм Вадима Юрьевича. Не буду спойлерить, но во втором сезоне с ним начинают происходить такие события, а предлагаемые обстоятельства его существования настолько изменились, что мне стало играть его еще интереснее.

О суррогатном материнстве

У меня не было таких прецедентов в близком круге, но, готовясь к роли, я читал разные форумы. Узнал, что многим суррогатное материнство помогло, многие семьи стали счастливыми. Наверное, и дети стали счастливыми. Безусловно, у этого явления есть и отрицательная сторона, которую мы показываем в сериале. Но и положительную отрицать глупо! И задача «Контейнера» — задать вопросы на злобу дня, чтобы зрители сами приняли решение. То есть мы этим сериалом говорим об актуальных обществу вещах. Просто у нас это еще и социальная драма, и детектив, чтобы интереснее было.

О том, как играть вампира, и об открытиях на съемках «Караморы»

Мы с Данилой Валерьевичем Козловским знакомы давно, вместе играли еще в «Распутине» французском. Я от работы с ним получил огромное удовольствие, он просто прекрасный режиссер со своим авторским языком. Я легко в себе открыл все это вампирство: как он в шею впивается, разрывает жертву. Это вы так думаете, что надо от чего-то или кого-то оттолкнуться, чтобы ощутить себя вампиром. На самом деле, есть драматургия, в сценарии все написано, и надо просто это через себя пропустить. Руневский может вырвать позвоночник и при этом быть ужасно милым. Как говорил Шекспир: «Страшен злодей, что с виду незлобив». Мне это удалось передать, и Даниле Валерьевичу нравилось все, что я предлагал, за что ему большое спасибо.

Руневского я бы сыграл в любом количестве сезонов. Я обожаю эту роль, он многогранен: и добр, и зол, и романтичен, и жесток, и при этом порядочен — у него много разнообразных качеств! Я, вообще, мечтаю о какой-нибудь новогодней серии с возвращением Руневского, что-то вроде «Юсупов приглашает гостей». (Смеется.)

А еще на «Караморе» я открыл в себе, что потрясающе дерусь. Слава богу, что мой персонаж обладает неземной силой, поэтому там драки такие немножко фантастические. Но все равно это определенный балет, там надо было на мечах драться, а я в последний раз этим занимался на сценбое в Школе-студии МХАТ. У меня были великолепные педагоги и по бою, и по танцу, и мне это все пригодилось, потому что в «Караморе» есть еще и танец на балу! Я ужасно волновался, потому что ни вальс, ни мазурку уже сто лет не танцевал. Ладно, вальс хоть относительно просто. Мазурка была сложная, с синхроном, и мы с моей партнершей Дашей Балабановой переживали и очень долго все репетировали. Но, слава богу, и балетмейстеры у нас были прекрасные, очень помогли. И Даниле спасибо. Хорошо все смонтировал. (Смеется.)

О парности ролей

Слушайте, а ведь и правда, у меня сейчас пошло как бы всего по два. Судя по всему, есть какая-то параллельная вселенная для меня. (Смеется.) Вот я сыграл зэка в «Иване Денисовиче», и сейчас мой Вадим Юрьевич из «Контейнера» в СИЗО. Или вот у меня есть роль какой-то цифры в «Мы» по Замятину — С-4711. И в «Иване Денисовиче» мой Шухов на зоне носил цифру — Щ-854. Или вампир Руневский в «Караморе»: еще до выхода сериала мне пришло предложение от потрясающего режиссера Алексея Попогребского сыграть в его новом фильме «Самая большая луна». Сценарий мне не прислали, назначили встречу в кафе. Встречаюсь там с Попогребским, и он начинает как-то так рассказывать про роль, будто готовит меня к чему-то: «Вы знаете, вы играете эмера… Это как бы вот… М-м-м… такой как бы энергетический вампир». Ну, думаю, понятно все! Эти эмеры, в общем, питаются не кровью, а эмоциями других людей, собирают всю палитру. А мой герой — главный эмер, у которого есть вся эта палитра. Я уже потом Попогребскому признался, что сыграл вампира в «Караморе». «Но там, — говорю, — я как бы в прямом смысле пью кровь, а тут что надо делать?» Мне пообещали компьютерную графику из слоев, так что я буду эти эмоции как бы из ауры рукой вынимать. (Смеется.)

Еще у меня есть два разных батюшки. Один — в сериале «Монастырь» Александра Молочникова. Я играю простого человека, который столкнулся в жизни с определенными обстоятельствами, пришел к вере и стал в провинциальном монастыре сначала трудником, потом послушником и потом уже батюшкой. Церковно-приходскую школу он не оканчивал, семинарию — тоже, то есть у нас тут судьба обычного человека, пришедшего к служению, изнутри тянущегося к вере. Роль очень интересная: нужно было на протяжении всех съемок держать этот внутренний свет, не так-то это и просто.

А вот в сериале «Приход» Резо Гигинеишвили батюшка немножко в стиле «Иствикских ведьм», полная противоположность. Мой персонаж — тот, чье имя нельзя называть. (Смеется.) Пока что существует лишь пилотный эпизод, который победил на фестивале «Пилот», а я там получил приз за лучшую мужскую роль.

О пунктуальности

Я на площадку прихожу вовремя или даже немного заранее, минут на пять. Я и в театр люблю прийти заранее. Вот уже десятый сезон играю Дмитрия Карамазова в МХТ имени Чехова. С корабля на бал — мне тяжело. Я должен привыкнуть, настроиться, текстом заняться, что-то еще сделать. На «Караморе» было попросту удобно прийти пораньше: там и размяться надо было, потому что и беготни, и экшена было много. У меня эта дисциплина настолько выработана внутри моего организма актерского, что так само получается.


К тому же я терпеть не могу опаздывать, я опаздываю на минуту, и меня начинает трясти, я начинаю звонить, извиняться. Не люблю, когда меня ждут, и сам ненавижу ждать. Говорю об этом сразу, и если человек еще раз опаздывает, то приходится вычеркивать его из жизни. Да, так жестко, а что делать? Руневский не повторяет дважды.

О семье и о том, кто теперь самый главный Янковский

Я горжусь тем, что у нас получается династия. Как это может не радовать? Плохо, когда не получается, а люди настаивают, не понимают, что это не их место, и продолжают играть. Но нашей семье Бог дал, и это не мое мнение, а публики, кинематографического сообщества.

У нас семья потомственных артистов. Главное, чтобы фамилию запомнили, а дальше разберутся. Ваня с Лизой не конкуренты друг другу, потому что они мальчик и девочка. А я с ними не конкурент, потому что старше на 25 лет. Конкуренция бывает в одном возрасте, когда ты на одни роли претендуешь, а мы находимся в разных возрастных категориях.

Ваня — прекрасный артист, я смотрел все его фильмы. Мы с Оксаной очень гордимся его ролями и в «Чемпионе мира», и в «Топях». И он развивается, что здорово. Я ему еще после «Дамы пик» заявил: «Слушай, это великолепно, даже нечего сказать».

А Лиза сейчас блестяще выступила в фильме «Ника» — очень тонкая работа. Мы с Оксаной когда посмотрели, поняли: она нас всех уделала. Знаете, надо всегда хвалить за хорошее. Лиза — девочка, наша младшая, и поэтому ее особенно нужно поддерживать. Главное, действительно есть за что. В «Нике» она меня просто поразила. Я и так очень люблю ее, но в этой роли она растопила мое сердце окончательно.

Мы почему счастливы с Оксаной? Мы очень много в детей вкладывали, в становление их карьеры. И то, что они добились таких высочайших успехов, огромная для нас радость. Успех детей даже в большей степени радует, чем собственный.


Что Филипп Янковский смотрит и вам советует

Я мало что видел: перестал быть зрителем, мне нравится играть самому. Больше интересуюсь актерскими работами. Погодите, я знаю, как ответить! Только вы пометьте, что это все же шутка, чтобы читатели не подумали, будто я совсем того. (Смеется.) Просто я очень хочу, чтобы зрители это посмотрели.

Потому что это просто классный сериал, шикарный, потрясающий, я не видел ничего подобного. Там есть мой самый любимый вампир — это я. (Смеется.) Я считаю, что я великолепный вампир просто. Это самая моя тяжелая физически роль. Вы видели, как я там в карету на ходу запрыгнул?! И по потолку еще ходил. Это реально тяжело — верх ногами ходить, пусть и на тросах. Тросы у меня в таком объеме впервые в жизни были.

Мне очень нравится сериал, первый и второй сезоны. Отличный материал. Прекрасные режиссеры Максим Свешников и Алексей Ляпичев, замечательный оператор Илья Авербах. У них очень интересный киноязык! И партнеры потрясающие: Оксана Акиньшина, Маруся Фомина. Одно удовольствие было играть. Мы все очень сдружились на съемках.

Очень хороший фильм. И там мне очень нравится актер, который исполняет главную роль. (Смеется.) Я читал его интервью, он вообще потрясающий парень — так вжился в эту роль, что не умывался, отрастил ногти, грязный ходил, нары себе на даче соорудил… В общем, хорошо, что ему дали «Золотого орла» — совершенно справедливо, я считаю.

Еще один великолепный фильм.


Автор: Ольга Белик

Фото: Дарья Малышева для Кинопоиска

Редакция выражает благодарность культурному центру «Поле» за предоставленную возможность для съемки.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

19 июля 20224
6 апреля 20220
19 мая 20221
22 февраля 202112

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
49 минут назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации