Как «Хитрости» вписались в тренд «новой душевности», заложенный «Тедом Лассо»

Обсудить0

Эта производственная драмеди об американском женском стендапе — один из лучших американских сериалов года. Второй сезон «Хитростей» выдвинут на премию «Эмми» в пяти номинациях. Правда, в нем мало по-настоящему смешных панчей, возможно, поэтому сериал недооценен в России. Мы предлагаем посмотреть его не как имитацию живого стендап-шоу силами актеров и сценаристов, а как печальную, но все же обнадеживающую драму о том, как можно начать свою жизнь с нуля. Даже если ты бумер.

Татьяна Алешичева

Кинокритик, обозреватель газеты «Коммерсантъ»

Карьера Авы Дэниелс (Ханна Эйнбиндер), начинающей сценаристки из Лос-Анджелеса, с треском рушится, едва начавшись: девушка неудачно пошутила в Twitter про сенатора-гея, и разъяренная прогрессивная общественность моментально ее «отменила». Теперь Ава слоняется по Мекке шоу-бизнеса без работы. Никто не хочет с ней связываться, ведь «культура отмены» — штука опасная: достаточно просто постоять рядом с «зачумленным», и сам уже замарался. И тут агент Авы находит единственный выход: другая его клиентка, знаменитая в прошлом стендаперша Дебора Вэнс (Джин Смарт), тоже переживает карьерный застой. Когда-то она собирала полные залы, но теперь владелец казино в Лас-Вегасе, где Вэнс блистала пару десятилетий назад, тихонько задвигает ее выступления, приглашая исполнителей помоднее и поактуальнее. Если Аве удастся произвести впечатление на гаснущую звезду стендапа, то дело пойдет, и минус на минус может дать плюс: опытная комедиантка возьмет Аву на буксир, а та снабдит ее шутками посвежее вечной истории о том, как муж изменил Деборе с ее сестрой, а она в отместку подожгла дом.

Разумеется, при первой встрече Ава и Дебора тут же начинают пикировку и обнаруживают, что работают на разные аудитории. Сексистские остроты Деборы рассчитаны на консервативную публику и не чета феминистским шуткам Авы. И подход у них тоже разный: Ава считает, что сочинять панчи нужно, целясь в самую умную и продвинутую прослойку, но многоопытной Деборе такая элитарность чужда (юмор — штука демократичная, и смешно должно быть всем). Не поцапаться прямо при первой встрече ехидные юмористки просто не могут. Но слово за слово, и Дебора с Авой понимают, что нашли друг друга. Несмотря на внешние расхождения, у них одинаковое чувство юмора — беспощадный разящий сарказм, не щадящий никого, включая себя. Фирменный стиль выступлений Деборы — поддеть и уязвить всякого, кто попадет в поле зрения, и Аве он тоже близок.

Джин Смарт и Ханна Эйнбиндер

Авторы сериала Люсия Аньелло и Пол В. Даунс — супруги-сценаристы, вместе работавшие над ситкомом «Брод Сити» про двух непутевых нью-йоркских девиц, обдумывающих житье. Даунс заодно играет в «Хитростях» того самого агента Джимми, который решил свести двух юмористок. У него в сериале тоже есть комическая пара — вопиюще непрофессиональная секретарша Кайла (Мэг Штальтер), которую взяли на работу только потому, что она дочка босса. Любопытно, что сорокалетние сценаристы вместе с коллегой Джейн Статски из того же «Брод Сити» делают своей мишенью как бумерский консерватизм, так и агрессивную тягу молодости к отрицанию всего и вся. Они равно не приемлют и замшелый патриархат, с которым на протяжении всей карьеры приходилось сталкиваться Деборе, и лицемерную «культуру отмены», от которой страдает Ава. Частично история Деборы списана с биографии знаменитой комедиантки Джоан Риверз: отношения Деборы с владельцем казино Марти (Кристофер Макдональд) похожи на дружбу-вражду Риверз и телеведущего Джонни Карсона, который вначале способствовал ее карьере, а потом пытался выжить ее с телевидения.

Лицемер Марти годами «дружил» с Деборой, когда ее карьера была на пике, и продолжает делать вид, что она ему небезразлична, даже крутить с ней роман, чтобы потом хладнокровно отменить ее концерты. Дебора держится стойко: нас не надо жалеть, ведь и мы никого не жалели. Но главный нерв сериала не мужское коварство, а партнерство опытной комедиантки и незадачливой сценаристки. Как правило, в комедии все счастливые пары похожи друг на друга и тем скучны, а все несложившиеся и раздираемые противоречиями смешны по-своему. Между Авой и Деборой есть химия, та самая разница потенциалов, которая заставляет историю искрить. Даже когда они сближаются, сценаристы не дают героиням окончательно слиться в экстазе, чтобы их комический дуэт не поскучнел. К финалу первого сезона Ава, напившись, случайно продает телеканалу сценарий, основанный на пороках Деборы, и во втором сезоне Дебора еще и подаст на нее в суд.

Лорен Уидман, Кристофер Макдональд, Джин Смарт

Но, как и во многих сериалах, посвященных стендапу, сам стендап в «Хитростях» не всегда смешной. Рассказывая о том, из какого жизненного сора рождаются остроты, сценаристы вроде бы должны разжечь настоящий огонь на сцене. Но подлинный стендап, рождающийся из взаимодействия с публикой, и построенный на диалогах сериал — совершенно разные вещи. Это общая проблема шоу про юмористов: закулисную жизнь героев «Умираю со смеху» и «Удивительной миссис Мейзел» наблюдать интереснее, чем слушать их вымученные остроты, написанные тыловыми сценаристами, в действительности не обкатавшими их перед публикой. Сыгравшая Аву комедиантка Ханна Эйнбиндер — восходящая звезда стендапа, но играет она не себя и произносит в кадре не свои шутки.

Однако «Хитрости» и не пытаются конкурировать с подлинным живым шоу и смещают фокус с выступлений Деборы на нелепое и печальное копошение, которое называется жизнью. По большому счету это история про женщину, которая ради карьеры преодолела все препятствия (например, годами жертвовала общением с подрастающей дочерью, потому что все время была на гастролях) и на склоне лет обнаружила, что, кроме карьеры, у нее ничего не осталось. Шоу идеально вписывается в тренд «новых добрых сериалов», данных нам в утешение. Возглавляющий список «новых добрых» «Тед Лассо» был вовсе не про футбол, а про то, как каждый, будь он хоть зазнавшийся бомбардир, хоть стервозная бизнес-леди, на самом деле, нуждается в жалости и добром слове. «Шиттс Крик» был не про богачей в провинции, а про то, что жизнь везде одинакова и нужно просто быть проще. «Метод Комински» был не про театр, а про то, что всякому нужна толика тепла на старости лет, а «Убийства в одном здании», на самом деле, не детектив, а история о том, как жизнь свела вместе смешных одиноких стариков и незадачливую девушку. На этом поле сильнее всего играют не традиционные ситкомы, а трагикомедии, и сериал «Хитрости», взявший за первый сезон телепремию «Эмми» как лучшая комедия года, — один из лучших в этой нише.

Смотрите сериал «Хитрости» в Амедиатеке и на Кинопоиске в Плюсе Мульти с Амедиатекой.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

8 июля 20224
1 апреля 202115
10 ноября 20211
14 октября 20201

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
24 минуты назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации