«Шутить в кадре сложнее, чем страдать»: Денис Власенко — об актерской пластичности и о том, что не надо никого воспитывать

Обсудить0

Новый герой рубрики, в которой выходят монологи ключевых лиц российской киноиндустрии, — звезда «Подбросов» Твердовского, Happy End Сангаджиева, а также других многочисленных российских сериальных проектов.

Денис Власенко (1997) родился в Курске, в 2019 году окончил ВГИК (актерско-режиссерская мастерская С. А. Соловьева), в 2019–2021 годах работал в Московском театре юного зрителя. Его первым заметным появлением в кино стали «Подбросы» (премьера и две награды в Карловых Варах); сыгранный Денисом Денис, на первый взгляд, щуплый, но феноменально выносливый и не чувствующий боли. Следующие главные роли Власенко сыграл в проектах Happy End и «Пингвины моей мамы», но особенно сложно, по его собственному признанию, ему давались менее драматические роли: «И снова здравствуйте!», «Мне плевать, кто вы». Сериал «Закрыть гештальт», который выходит на Кинопоиске и Okko 11 августа 2022 года, продолжает череду персонажей, в которых Власенко — уже можно сказать, в своей фирменной манере — здорово удалось совместить задумчивую серьезность и комедийный талант.

О том, как все изменилось

В целом этой весной мне, конечно, жилось спокойно: я был на съемках. Если отключить уведомления в Telegram и не заходить в Instagram и Facebook, в принципе более-менее можно жить. Так приходилось поступать, чтобы не смотреть туда все время. 24 февраля рано утром я уехал на площадку, отключив телефон, и первое время мало что успел понять. А через пару часов, когда мы потихоньку готовились к кадру, вдруг все в один момент осознали, что происходит. Когда люди бежали в банкоматы снимать в деньги, мы были в кадре. Еще неделю все было как в тумане, невозможно было снимать комедию. Это была какая-то параллельная вселенная, все как будто немножко во сне было. Между дублями все кидались к телефонам читать, что еще произошло. Камера, мотор, отыграли дубль, почитали новости: «А ты видел это? А ты читал про это? …! …!»

Все происходящее подчеркивает, что стало важнее относиться друг к другу по-человечески. Все стали более внимательными. И простое «Как ты?» превращалось не в «Да нормально, вот только не позавтракал», а в чуть больше, чем просто бытовое ежедневное «Как ты?». Какая-то забота проявлялась в людях. Что касается работы — да, конечно, какие-то проекты отложились и заморозились. В основном это проекты, связанные с зарубежными студиями. Они мне были важны, но я очень надеюсь, что мы придем к тому, что сможем возобновить работу снова рано или поздно.

О своих актерских задачах

Когда вижу себя на экране, всегда отмечаю, что получилось, а что нет, в воображаемом блокноте. Критерий простой: удалось ли мне показать то, что я задумывал. Единственная общая задача, которая есть ко всем ролям, — органичное существование в кадре. Дальше каждая роль требует разных деталей, и я их обычно для себя стараюсь продумывать.

Последний раз, когда столкнулся с серьезным внутренним вызовом для себя на данный момент, был на съемках «Мне плевать, кто вы». Это была первая моя полноценная комедия, а шутить в кадре, на мой взгляд, сложнее, чем страдать. Там герои на экране существовали достаточно гротескно, и надо было это как-то здорово совместить с живым характером, чтобы не было похоже на киноспектакль. Хотелось, чтобы, несмотря на сатирическую составляющую, все сказали: «О, жиза!» Такое пограничное ощущение, как будто ходишь со своими шуточками по лезвию ножа. Вот это было сложновато…

Об отношениях с режиссерами

Импровизирую в создании роли я обычно настолько, насколько позволят. Это всегда зависит от того, открыт ли в режиссер к идее создавать персонажа вместе. Но, честно говоря, мне повезло, что меня утверждают не идиоты, а классные ребята, с которыми просто найти контакт. Обычно режиссеры заинтересованы в том, чтобы нам обоим было клево и интересно работать.

На съемках «Подбросов», например, я ничего в свою роль осознанно не привносил — наоборот, впитывал как губка. Ходил с открытым ртом, слушал, запоминал и пытался набраться сил. В той ситуации процессом управлял Ваня (Твердовский — Прим. ред.), и я был полностью в его распоряжении, но это было в моих же интересах, потому что мне безумно нравилось все, что он задумывал и просил. А в Happy End и в «Мне плевать, кто вы» сценарий в основном писался после утверждения актеров. Вот там уже была возможность обсуждать, привнести что-то свое.

О нашей и западной аудитории

Мне запомнилась разница в реакции на «Подбросы» в России и на европейской премьере. У нас не то чтобы картину принимали с распростертыми объятиями. Всех смущал плач ребенка в начале и в конце, и зрители говорили, что это безумно жестокое кино (хотя мне кажется, что оно совсем не такое). В Европе к нам много людей подходили и говорили: «Ребята, это вау, это круто! Иван, вы гений! Денис, спасибо, что сыграли!» Было чувство чего-то большого, мы как будто сделали что-то огромное… Ну, мне-то кажется, что так и есть. (Смеется.) А в России это кино просто достаточно холодно восприняли.

Не знаю, что именно европейцев так сильно задело. Конечно, фильм о коррупции, то есть в сценарии есть околополитическая составляющая, но не думаю, что дело исключительно в ней. Мне кажется, что западного зрителя тронула в этом сюжете какая-то человечность. Не помню, чтобы кто-то в Карловых Варах подходил и говорил: «Это правда, что в России провокаторы прыгают на машины?» Скорее, люди задавали вопросы по поводу отношений ребенка и матери. Вот эта тема всех задела.

О ценностях и собственных героях

Мне нравится, что мои персонажи немножко как супергерои, у большинства из них есть какая-то мораль. Они, мягко говоря, не стопроцентные бруталы, хотя, безусловно, я и таких когда-нибудь сыграю, но у них есть свои собственные геройские качества, которые вдохновляют, помогают жить. Есть в них какая-то воля к жизни и самостоятельность, даже если безрассудная. Они все безумно сильные внутри.

Проект «Закрыть гештальт» рассуждает о последствия добрых и злых поступков, в «Немцах» сюжет строится вокруг коррупции, Happy End — об индустрии вебкам-моделей, которая до сих пор является серой зоной в разных смыслах. «Мне плевать, кто вы» хоть и комедийное кино, но оно залезает в семейную психологию. «Стрим» — про болезненные отношения с соцсетями. Может сложиться впечатление, что я осознанно выбираю роли в проектах, которые дают возможность задуматься о каких-то важных для современности темах. Однако важнее, что это глобальная тенденция: крутое кино говорит о каких-то животрепещущих вещах.

Банально, но я считаю, что нужно говорить много про дружбу, поддержку, про мир. Меня конкретно сейчас волнует, что происходит в мире. Меня беспокоит, что люди уничтожают друг друга словами, ранят друг друга. Это, может, достаточно наивное ощущение, но я верю, что говорить о хорошем важно.

Про своего героя в сериале «Закрыть гештальт»

Это такой безумно патриархальный человек, воспитанный в советской школе. Там он приобрел все свои знания, мудрости и отношение к жизни и людям. И забавно наблюдать, как он сталкивается с какими-то новыми вопросами в сегодняшней действительности, как он пытается выстраивать диалог с новым миром, что ему сложно удается. В быту и в манерах он выступает как тиран, но при этом для него важны уважение, любовь, забота. И это его, в свою очередь, отличает от героев из современной жизни — они как раз об этих вещах порой на бегу забывают. В итоге часто оказывается, что какие-то человеческие искренние вещи моему герою больше присущи, нежели поколению, которое он прибыл перевоспитывать. Он выстраивает свои взаимоотношения с сыном на основе своей морали, учит его коммуницировать с человечеством в этих понятиях, пытается передать свои собственные ценности. Он не понимает, например, как можно не помочь человеку в беде, для него это дико. И из-за этого отец конфликтует с сыном, потому что тот порой говорит: «Да ладно, сами справятся».

Чтобы его сыграть, я вдохновлялся советскими фильмами и своим дедушкой, потому что он был такой же: достаточно патриархальный, его побаивались в семье, он мог стукнуть кулаком по столу. Но при этом его любили, и он сам был заботливым и любящим. Я думаю, да, больше мой дедушка был вдохновителем этого героя.

О воспитании

Если бы меня воспитывали так, как мой герой в «Закрыть гештальт» пытается воспитывать сына, я бы вырос роботом. А как меня самого воспитывали? Да хорошо воспитывали! У меня были молодые родители, классные, и я с ними с детства бывал на каких-то их тусовках, мы проводили много времени. И у меня не было такого, что меня держали в ежовых рукавицах. Скорее, все было как-то интуитивно.

Мне кажется, что стремление воспитывать всех вокруг — это не ок. Как можно всерьез иметь сегодня такую позицию? Хотя много кто стремится нас поучать. Я этого понять не могу. Считаю, что и своих детей стоит растить очень аккуратно, чтобы не травмировать. А кидаться учить всех окружающих жизни — это просто дичь. Людей нужно слушать, любить и уважать. Разговаривать друг с другом. Мы же умеем разговаривать, мы диалог можем строить — это ведь настоящее чудо эволюции.


Какие фильмы Денис Власенко смотрит и вам советует

«Сексуальное просвещение»

Это один из моих любимых сериалов, я его обожаю. Считаю его очень важным в современном мире. Как круто, что он появился! Как круто, что люди о сексе говорят — говорят легко, с юмором, причем на грани, с очень живым и рисковым таким юмором. Короче, обожаю «Сексуальное просвещение». Я ему ставлю 11 из 10 — вот такое у меня к нему отношение.

Happy End

Может быть, это нескромно, но я бы добавил его в список, несмотря на то что сам там играю. Мне кажется, это большой шаг для нашей киноиндустрии. Уверен, это крутой сериал, и считаю его важным, смелым, честным.

«Сцены из супружеской жизни»

Я достаточно долго отказывался смотреть этот ремейк классического сериала Бергмана из какого-то внутреннего снобизма — может, потому что сам играл старого закостенелого персонажа и еще не отошел. (Смеется.) Но я посмотрел, и это оказалось грандиозно! Я был восхищен актерской игрой Джессики Честейн и Оскара Айзека, для меня это был просто золотой учебник актерской игры.

«Руки прочь от котиков! Охота на интернет-убийцу»

Это трехсерийный документальный сериал, я его обожаю. Я, с тех пор как его посмотрел, мечтаю в художественном фильме или сериале сыграть его главного персонажа.

«Звоните ДиКаприо!»

Просто суперский русский сериал, который заслуживает, чтобы его посмотрели и сказали «вау». Классно, что там поднимается тема ВИЧ, о которой не принято говорить вслух, которой все жутко стесняются. Но одной темы недостаточно. Главное, что это просто отличный сериал: у него прекрасный сценарий, крутой сюжет, актеры невероятно органично в кадре существуют. Короче, лучший.

«Измены»

Это, я считаю, первый вообще сериал в России, с которого началось крутое русское сериальное производство. Он стоял у истоков того, что мы все делаем сегодня. На голову выше того, что его окружало в момент выхода. Я думаю, что он — без шуток — изменил рынок сериалов в России.


Интервью: Наиля Гольман

Фото: Дарья Малышева для Кинопоиска

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

Сегодня0
Сегодня5
Вчера5
Вчера1

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
59 минут назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации