«Межсезонье»: история печально известных псковских подростков, превращенная в страшную сказку

Обсудить0

В прокат вышел новый фильм Александра Ханта, автора любимого многими «Витьки Чеснока». Рассказываем, как, снимая кино по реальным событиям, случившимся в Пскове в 2016-м, режиссер балансирует между социальным репортажем и гротескной условностью.

Василий Степанов

Кинокритик, главный редактор журнала «Сеанс»

На масштабную подростковую вечеринку — с пивом, бассейном, танцами и сотней кедиков в прихожей — прибывают незваные гости, тревожные родители девочки Саши. Уже, видите ли, ночь, а Саши дома нет. Мама волнуется, отчим-опер — тоже (этот усталый крупный мужчина мог бы третий сон видеть, а вот поди ж ты, рассекает по ночному городу из-за беспечной падчерицы). Взрослые успевают как раз к кульминации детского праздника: Саша и ее бойфренд Даня уединились и пытаются потерять девственность.

Родители, кажется, подзабыли, как сами были молоды, а может, никогда не слышали Гребенщикова, который предостерегал от стояния на пути у высоких чувств. Так или иначе, домашний арест девочки запускает цепочку трагических экранных событий, вдохновленных реальной историей двух псковских подростков, в ноябре 2016 года пустившихся в бега из паскудного взрослого мира и погибших во время полицейского штурма (считается, что это было самоубийство). Трансляция осады велась онлайн и наделала много шума несколько лет назад, заставив вновь всерьез задаваться вопросом «Легко ли быть молодым?».

Название этого легендарного перестроечного фильма Юриса Подниекса приходит в голову еще до начала истории Саши и Дани. Увертюрой «Межсезонью» служат несколько документальных интервью с подростками. Трехминутный монтаж взглядов в камеру и высказываний об отношениях с родителями, о саморазрушении, конфликтах и несправедливости, неуверенности и страхах заставляет понять и принять гротескную условность стиля Александра Ханта, который не склонен играть в критический реализм. Режиссер остраняет случившееся событие тем, что избегает документального взгляда на описываемые события и укрупняет курьезы русского быта с помощью мастеров художественно-постановочного цеха. Знакомый зрителям мир писан крупными мазками: советский хрусталь все еще на полках, пышные цветы — на обоях и постельном белье, заборы из профнастила, закрашенные жилкомсервисом граффити, хна в маминых волосах, а на стенах в повзрослевшей детской — разорванный на картинки и заголовки журнал «Сеанс» (выпуск, посвященный 1968 году). Ханта интересует не социальная критика, а скорее, соответствие высоким жанровым образцам кино о загубленной юности (в диапазоне от «Пустошей» Терренса Малика до «Вам и не снилось…» Ильи Фрэза) с поправкой на комикс. Даже в том, что фильм снят на пленку (в титрах — благодарность Валерию Тодоровскому за пять с лишним тысяч метров «Кодака»), можно увидеть авторскую позицию — острое нежелание быть репортером и интерпретатором газетной заметки.

«Межсезонье» переносит псковский сюжет в Екатеринбург. Славящийся своим особым изводом русского рока, мертвыми поэтами и стрит-артом, брутальный свердловский мир оказывается идеальной локацией для проблемного высказывания о молодежи и наполняет его дополнительным содержанием. Как будто само пространство здесь запрограммировано на трагедию. Тут шаг вправо, шаг влево расцениваются как попытка к бегству с намеченной колеи и караются соответствующим образом. Родители у Ханта не звери и не палачи, просто боязливые взрослые люди, которые в своем исступленном желании навязать правильный, на их взгляд, образ мыслей способны довести мир до катастрофы. Страх и насилие связаны напрямую, а для тех, кто не понял, Хант оставляет прямолинейные подсказки — вкрапляет в пространство фильма слова, которые появляются то на заборе, то на стене, то на земле. Если их собрать, получится «Жизнь слишком прекрасна, чтобы бояться».

Женя Виноградова и Игорь Иванов

Немаловажную роль в круговороте насилия играет государство. Отчим Саши — полицейский, силовик. И его попытки решить вопрос силовым путем (наручники, ориентировки, стволы) приводят к эскалации конфликта. Он ни с кем и ни о чем не советуется, никого не слушает, даже своих союзниц — мам обоих детей — видит мелко, ведь он всегда знает, как лучше. Отметим пугающе точную работу в этой роли Константина Гацалова, чей брутальный образ идеально дополняет «Родина» Юрия Шевчука, звучащая звонком в его смартфоне.

На саундтреке этому тоскливому принятию бескрайней России как могут противостоят молодежные звуки Shortparis, «Дайте танк (!)», «Пошлой Молли» и Фэйса (признан в России иностранным агентом — прим.ред.), которые должны порадовать многочисленных микроинвесторов, поучаствовавших в краудфандинге фильма на сервисе «Планета». Самого же режиссера, кажется, куда больше интересуют не прямолинейные выводы по общественной части, а возможность проверить чернуху и бытовуху «Морфологией волшебной сказки» Проппа. Чем дольше бегут главные герои, тем больше кажется, что за царевичем Даней и царевной Сашей гонятся не усталый мент и российское государство, а Кощей Бессмертный и Змей Горыныч, помогает которым не рецидивист Дырявый, а сама Баба-яга. В общем, вечная драма наших широт.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

18 ноября4
14 ноября39
14 ноября5
13 ноября10

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
34 минуты назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации