«Зеленый слоник»: русское трансгрессивное кино, которое нельзя смотреть

Обсудить0

На прошлой неделе список запрещенных в России фильмов пополнился еще одним, и это не аниме, а снятый на VHS треш-эксперимент Светланы Басковой. Как маргинальное «параллельное кино» 1990-х стало феноменом поп-культуры, поразившим несколько поколений?


Фильм признан информацией, распространение которой в интернете на территории России запрещено.

Павел Пугачев

Кинокритик, редактор сайта журнала «Сеанс»

Двух солдат отправляют на гауптвахту. Мы не узнаем, что послужило для этого поводом, но такого вопроса у зрителя и не возникает: уже по первым минутам понятно, что эти двое уж точно должны быть изолированы от общества. Мы не узнаем и их имен, а только прозвища, которыми они нарекут друг друга, — Братишка (Владимир Епифанцев) и Поехавший (Сергей Пахомов). Мы так и не узнаем, в каком году разворачивается действие — несмотря на некоторые маркеры вроде календаря за 1986 год или упоминания эпидемии ВИЧ, это, конечно, абсолютное безвременье.

В тесной камере двухъярусная шконка, загаженный унитаз (он сыграет свою роль в сюжете) и двое психически нестабильных людей. Кровавая пьеса, которая разыграется на этой сцене, начинается с предельно откровенных рассказов Поехавшего о своей сексуальной жизни и категорического нежелания Братишки выслушивать все это. Драматургический конфликт построен на их дискоммуникации. Словесная перепалка перерастет в драку, а закончится некрофильской оргией с участием охранника (покойный ныне Александр Маслаев, сыгравший позже эпизодическую роль в «Шапито-шоу») и капитана (Анатолий Осмоловский).

Сергей Пахомов и Владимир Епифанцев

«Зеленого слоника» и правда никому не стоит смотреть, а уж тем более советовать; это штука пострашнее «Ада каннибалов» Деодато и «Свинарника» Пазолини. Тем не менее фильм, который мало кто способен осилить целиком, стал медийным феноменом, достоянием низовой интернет-культуры и источником мемов-цитат (от «сладкого хлебушка» до «одна история [удивительнее] другой просто»). А ведь долгое время он был известен лишь довольно узкому кругу людей, способных выговорить без запинки словосочетание «московский концептуализм» и с первой попытки правильно написать фамилию Олега Мавроматти — художника, выступившего продюсером и идейным вдохновителем всего этого безобразия. Но где-то во второй половине нулевых оцифрованная копия появилась в сети, сначала услаждая взор любителей «чего пожестче», а затем интернет-хохмачей, принявшихся клепать видеонарезки с наиболее эффектными моментами.

Это андеграундное кино в буквальном смысле. Съемки прошли летом 1999 года в подвале московской заброшки возле Болотной площади, где тогда находился «Прок-театр» Владимира Епифанцева и где ныне один из офисов «Роснефти». «Зеленый слоник» затевался скорее как перфоманс, чем фильм: подобный пограничный жанр вообще был очень популярен у московского арт- андеграунда 1990-х и нулевых — от мистериальных киноспектаклей Юхананова до поп-арт-перформансов левых арт-активистов, инсценировавших «Матрицу» и «Криминальное чтиво» на квартирниках или заброшенных стройках.

Именно документальность происходящего в кадре и цепляет сегодня зрителя. Оглядывающиеся на съемочную группу актеры, шатающаяся камера, которая то и дело врезается в актеров, тени осветительных приборов в кадре — все это создает эффект присутствия. Технически «Зеленый слоник» снят кошмарно, но это все-таки кино со своими художественными решениями, драматургией, образностью. Он грубо, вполне по-годаровски смонтирован — с внезапными джамп-катами посреди длиннющих дублей, с черно-белыми интерлюдиями, сумасшедшей клиповой нарезкой и прокрученным задом наперед звуком во время финальной бойни. Грязная картинка с VHS-камеры гниет и покрывается плесенью, начиная с пугающих вступительных титров, на которых запечатлены некие химические реакции, снятые под микроскопом. Это образцовое трансгрессивное кино, шокирующее на всех уровнях восприятия, в том числе физиологически (такими и даже более жуткими были предыдущие экспериментальные фильмы Светланы Басковой и компании — «Тайная эстетика марсианских шпионов» или «Кокки, бегущий доктор»). После его просмотра очень хочется помыться.

Сергей Пахомов и Владимир Епифанцев

Но это и очень смешной фильм. «Зеленый слоник» — бруталистская комедия сорокинского толка. В импровизированных диалогах, состоящих преимущественно из мата, криков и междометий, герои проверяют на прочность не только терпение зрителя, но и собственно русский язык.

Комический эффект происходит из столкновений абсурдных ситуаций с ошарашивающей физиологической конкретикой: охранник требует от Братишки чистить унитаз вилкой, Поехавший накладывает в тарелку свои фекалии и предлагает их отведать. Есть мнение, что смех — это замерший крик. Во время просмотра «Зеленого слоника» думаешь об этом постоянно. Хочется кричать и смеяться, прекратить просмотр и продолжить его, забыть фильм как страшный сон и пересказать всем друзьям (чем и занялся автор этого текста, посмотревший фильм весной 2011 года и в течение нескольких месяцев общавшийся с одноклассниками исключительно фразами из него; удивительно,  что и 10 лет спустя фильм так же популярен у школьников).

Правда, от сегодняшних зрителей ускользает одно важное обстоятельство создания фильма: «Слоник» снимался во время второй чеченской войны. Да, фильм Басковой — это и антивоенное высказывание, доводящее до предела штампы перестроечной чернухи про ужасы армейской жизни типа «Ста дней до приказа», «Делай — раз» и «Кислородного голода». Здесь рутинный армейский беспредел показан уже настолько условно и вместе с тем физиологически конкретно, что этот черный-черный анекдот превращается в притчу. Не про перегибы в армии, а про насилие вообще. Насилие здесь творится в кадре, происходит в отношении материи кино, перекидывается на зрителя. Колесо насилия разгоняется и давит все на своем пути. Его не остановить, как и вирусное распространение фильма в сети.

Сергей Пахомов

Экстраординарность этого треш-кино стала очевидна именно со временем: «Зеленый слоник» обрастает новыми смыслами вне зависимости от первоначальных авторских намерений; это признак подлинно художественного произведения. Популярна версия о том, что герой в фильме ровно один — Братишка, а его разговорчивый собеседник — подсознание, рвущееся наружу. В том же русле можно рассуждать о скрытой гомосексуальности, которая становится источником травмы для предельно маскулинного типа. Образы, созданные Басковой и ее артистами, слишком яркие и выпуклые, чтобы поместиться в одну удобную для всех трактовку, а траектория развития российской реальности делает этот кошмарный сон все более осязаемым и понятным. Сегодня он пугает куда меньше новостной ленты. У этого ужаса есть хотя бы свои законы и пределы. В конце концов, есть в «Зеленом слонике» и гуманистический посыл, упакованный в неоднократно произносимую реплику Поехавшего, актуальную в любые времена: «Да будьте же вы людьми».

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

19 октября6
16 октября21
23 июля 20189
24 сентября4

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
23 минуты назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации