«Атланта»: почему правда черной жизни может выглядеть только как сюрреалистический ситком

Обсудить0

На FX идет третий сезон абсурдистской трагикомедии Дональда Гловера (он же рэпер Childish Gambino и простачок Трой Барнс из «Сообщества»). О том, как «Атланта» встраивается в давнюю традицию черной поп- и контркультуры, рассказывает Денис Рузаев, главный российский специалист по афроамериканскому кино.

О чем это

«Атланта» начинается с выстрела во время нелепой уличной ссоры из-за разбитого автомобильного зеркала — бессмысленного, абсурдного проявления насилия black on black. Ни жертв, ни далеко идущих последствий у этого инцидента не будет. Но стрелок, корпулентный барыга Альфред Майлз (Брайан Тайри Хенри), он же рэпер Пейпер Бой, записавший одну-единственную песню, тут же обретает вирусную популярность. Его прилипчивый одноименный трек (припев уверенно заявляет: «All about that paper, boy») слушает вся Атланта. Главный герой, правда, не Майлз, а его двоюродный брат Эрн (Дональд Гловер), бывший студент Принстона, лузер без определенного места жительства. В творчестве кузена Эрн видит потенциал и набивается к нему в менеджеры. Этих двоих везде сопровождает вечно обдолбанный кореш Альфреда, Дариус (ЛаКит Стэнфилд), играющий в комическом трио роль Балбеса. Его ремарки и комментарии вносят в происходящую на экране путаницу нотки настоящего безумия, а иначе как чередой нелепых событий фабулу Атланты назвать и нельзя. Заявленный в первых сериях сюжет о тернистом пути рэпера к успеху вскоре начинает пробуксовывать, растворяясь в повседневности — чем дальше, тем более абсурдной (особенно показательна в этом смысле седьмая серия первого сезона, стилизованная под телепередачу со зловещими рекламными вставками). Герои то проводят ночь (и целую серию) в полицейском участке, то весь эпизод ищут потерянную куртку, то забредают на вечеринку в доме богатых белых апроприаторов черной культуры, а то и вовсе теряются — физически и символически — в лесу. Эрн никак не может наскрести денег на аренду жилья. Дариус никак не может протрезветь. Альфред никак не может завязать с наркоторговлей.

Дональд Гловер и ЛаКит Стэнфилд

Обдолбанный ситком

Исходно «Атланта» делалась как ситком: хайповый сюжет о драгдилере-рэпере, классическая продолжительность эпизода в 22–25 минут, разбросанные по сюжету сцены, в которых трое главных героев передают по кругу косяк, отпуская абсурдные остроты в духе Сайнфелда, многочисленные ироничные отсылки к поп-культуре — от нишевых (вроде упоминания купленного Николасом Кейджем черепа динозавра) до универсальных (вроде персонажей, списанных с Майкла Джексона и Джастина Бибера, причем Бибера играет актер-афроамериканец).

Но во втором сезоне Гловер, обозначив полижанровость сериала (элементы политической сатиры соседствуют тут с обрывками социальной драмы), начинает позволять себе и тридцати-, и сорокаминутные серии, отходит от схемы «три веселых друга», время от времени выводя кого-нибудь из протагонистов из игры на серию или даже несколько или вообще уходя в развернутое и никак не связанное с основным сюжетом отступление.

Например, во втором сезоне баланс отношений Эрна и Альфреда раскрывается через серию, которая флешбэком целиком воспроизводит эпизод из их школьного детства. В третьем сезоне есть эпизод, полностью занятый онейрическим сюжетом: одному из героев снится сон о черном ребенке, по воле соцслужбы попавшем на воспитание к паре белых хипстерш-маньячек. Комическое в «Атланте» чем дальше, тем больше уходит в спектр чернейшего абсурда на грани жути и хоррора. В реалистическую картину жизни Атланты то и дело вводятся сюрреалистические детали: по улицам города может пронестись и даже сбить пару зевак невидимый спорткар; посреди черного штата Джорджия вдруг может возникнуть фестиваль баварской культуры с гостями в жутковатых, ослепительно-белых масках. Тут может ожить популярный в новостных заголовках штамп Florida man (представьте себе сюжет коллективного фигуранта новостей вроде «Омич покусал полицейского» или «Омич напал на зверей в контактном зоопарке»).

Дональд Гловер как будто все время стремится оборвать приступ зрительского смеха, помещая Атланту в самый центр «зловещей долины», и его главное средство тут — ритм. Как положено в ситкоме, каждая сцена-гэг здесь обособлена от соседних, отделена от них кадром-затемнением, вот только этот черный занавес всегда падает слишком рано, как бы оставляя анекдот без финала, подвешивая зрителя в эмоциональной неопределенности. Сходный эффект производят неожиданные паузы в диалогах и слишком длинные, как бы забегающие за границы экранного события кадры. Такой подход хорошо сочетается и с любовью Гловера к теме снов («Атланта» их и экранизирует, и пересказывает), и в целом намекает на то, что черная жизнь в Америке — это материализовавшееся сновидение.

Дональд Гловер

Атланта как сон

Многие англоязычные рецензии на «Атланту» настаивают на предельной правдивости того, как она показывает черный опыт. Но как эта правдивость сочетается с невидимыми автомобилями и клоном Майкла Джексона, с логикой снов, кошмарных или смешных? Парадокс в том, что реалистическими средствами передать нутряную правду черной жизни невозможно, и только элементы фантастического, сновидческого помогают отразить нереальность положения афроамериканца в Америке (и шире черного человека в постколониальном мире).

Почему так? Во-первых, строгий реалистический подход почти всегда оборачивается эксплуатацией травм рабства, нищеты и насилия. Помните, как «12 лет рабства» (и первая серия «Подземной железной дороги») мучили зрителя натурализмом пыток и избиений? Большая часть афроамериканской аудитории увидела в этом лишь чистую манипуляцию, выставку черной боли, а не ее осмысление. Не говоря уже о том, что от регулярной, превращенной в жанровую конвенцию демонстрации чрезмерного насилия на экране всего шаг до нормализации насилия в реальной жизни.

Во-вторых, бытие черного человека является изначально ненормальным, ведь само понятие нормы задано белыми. Оно неправдоподобно, невозможно даже с точки зрения элементарного гуманизма. А значит, и черное искусство не может создаваться конвенциональными, «нормальными» методами. Автор «Манифеста афросюрреализма» Д. Скотт Миллер писал: «Афросюрреализм позволяет нам иметь дело с абсурдом нашей жизни напрямую. Иногда ситуации настолько абсурдны, что единственный способ описать их — это абсурд». Абсурд черной жизни — в десятках полицейских пуль, пронзающих тело безоружного подростка, в растерянности рэпера, который чувствует себя среди белых топ-менеджеров рекорд-лейбла в точности, как его предок на аукционе работорговца; тот же абсурд — в сердцевине сюжета «Человека-невидимки» Ральфа Эллисона (где социальная невидимость афроамериканца постепенно буквально разматериализовывала его, превращала социальный сюжет в мрачную герберт-уэллсовскую фантастику), в парадоксальных рифмах молодого Лил Уэйна («Real G’s move in silence like Lasagna»), в мрачном театре теней на картинах художницы Кары Уокер.

Брайан Тайри Хенри

Черный Вигвам

«„Твин Пикс“, но с рэперами» — так характеризовал «Атланту» сам Гловер. Рэп нужен «Атланте» не как основа сюжета и даже не как его второстепенный механизм, но как ключ. К чему? Конечно же, к бессознательному Америки, уставившейся в телевизор и не заметившей вылезшего оттуда зла. Убийство Лоры Палмер и следствие по этому делу становились у Линча своеобразным проявителем, под действием которого на чистенькой ткани американской идиллии с вишневым пирогом на завтрак и сериалом на ужин проявлялись отталкивающие пятна. Рэп выполняет в «Атланте» ту же функцию, подсвечивая нездоровую одержимость селебрити-культурой и экзистенциальное отчаяние частной жизни, классовое неравенство и насилие (уже во второй серии полицейские в участке избивают несчастного безумца в больничной сорочке), культ успеха и бескультурье капитализма, буллинг и троллинг.

Но чаще всего «Атланта» наводит фокус на тему расизма. Атланта не только столица стрип-клубов и генератор трэп-звезд, «черная Мекка Юга» (это не Балтимор из «Прослушки», где 60% чернокожего населения живут преимущественно на нижней ступени социальной лестницы; в Атланте черный человек вполне может и процветать, и быть собой). Атланта — это еще и столица рабовладельческой Джорджии, место ключевых сражений Гражданской войны между Севером и Югом (помните знаменитую сцену пожара города в «Унесенных ветром»?). Юг, впрочем, остается Югом, и действие «Атланты» происходит на невидимой вроде бы границе между черной и белой Америками, которая, как показывает сериал, может размываться, но продолжает оставаться фронтом.

Гловер из серии в серию диагностирует у современной Америки тотальное расовое помешательство: в действие врываются то объявивший себя «трансрасовой персоной» фрик, то срисованный с Майкла Джексона и ставший почти хоррор-монстром король поп-музыки, то помешанный на музыке Гуччи Мэйна белый полицейский, то woke-лондонцы, которые травят позволившую себе неосторожное расово окрашенное высказывание азиатку. Подлинной потусторонней жути нагоняет кадр с чернокожим ребенком, который пришел в школу, выкрасив лицо белилами — Гловер дает белому зрителю почувствовать тот ужас, который у черного человека вызывает столкновение с блэкфейсом. Америка (да и западный мир вообще) показана тут живущей в состоянии постоянной культурной войны на расовой почве, и «Атланта» черпает как смешное, так и страшное в том странном факте, что стороны этого конфликта не определены: можно быть и черным трампистом, и белым woke, но опять же с дедом-плантатором в родословной. А куда приписать белокожих афроамериканцев, которые в результате racial passing пытаются жить как белые, что включает и неприязнь к тем черным, что остались «за чертой» (см. «Имитацию жизни» Дугласа Сирка или комический кейс трансрасовой персоны из «Атланты»)?

Зази Битц и Дональд Гловер

Чем дальше, тем более экспрессивно и настойчиво сериал демонстрирует эту странную, парадоксальную флюидность расовой идентичности. Третий сезон «Атланты» открывается диалогом двух рыбаков, черного и белого, и именно белый пускается в пространный диалог о проклятье whiteness: «Проблема в том, что быть белым… Это тебя ослепляет. Тебе легко видеть черного человека как проклятого, потому что ты отделил себя от него. Но ты не знаешь, что ты в том же рабстве, что и он. В рабстве своего цвета кожи. Холодного белого. До гипотермии. Ты теряешь логику. Ты видишь кровь. И думаешь, что ею истекает кто-то другой».

Через десяток секунд рыбаков утащат на дно души утопленников. Обоих, не различая цвета кожи. Америка проклята целиком.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

24 октября 202050
20 января 202116
16 сентября12
23 января 20219

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
57 минут назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации