«У Чехова много общего с Мураками»: Рюсукэ Хамагути о фильме «Сядь за руль моей машины»

Обсудить0

В ночь с 27 на 28 марта состоится 94-я церемония вручения «Оскара». Впервые за историю премии в главной категории представлен японский фильм, его снял любимец международных фестивалей Рюсукэ Хамагути. «Сядь за руль моей машины» — трехчасовая драма по мотивам одноименного рассказа Харуки Мураками. Главный герой — театральный режиссер Юсукэ Кафуку (Хидэтоси Нисидзима) — спустя два года после смерти жены собирается ставить современную интерпретацию чеховского «Дяди Вани» и знакомится с молчаливой водительницей Мисаки Ватари (Токо Миура), которая также пережила трагедию.

Перед «Оскаром» и премьерой в России (фильм должен появиться в кинотеатрах уже 31 марта) мы поговорили с самим режиссером.


— В прошлом году «Сядь за руль моей машины» стал одним из фаворитов американских критиков, а затем вы получили сразу четыре оскаровские номинации. Почему именно за этот фильм?

— «Сядь за руль моей машины» основан на рассказе Харуки Мураками, который популярен во всем мире. Думаю, что это привлекло определенное внимание. А еще многих наверняка затронула основная тема фильма, которая выходит за границы конкретных слов: это обретение людьми надежды. Возможно, фильм вышел в нужное время.

— Международная аудитория стала больше ценить азиатское кино?

— Думаю, да. «Паразиты» показали мировому зрителю, что азиатские фильмы могут быть не менее интересными, чем голливудские. И сейчас японский фильм впервые за всю историю «Оскара» был номинирован в категории «Лучший фильм». Это не значит, что все азиатское кино такое же захватывающее, как «Паразиты», но это все равно повлияло на международную аудиторию.

Хидэтоси Нисидзима и Токо Миура

— Один из самых интересных моментов вашего фильма — постановка «Дяди Вани» с актерами, которые разговаривают на разных языках (включая жестовый язык). Не хотелось ли вам снять фильм, построенный на таком же художественном приеме?

— Конечно, такое желание у меня есть. Но в кино подобное реализовать гораздо труднее, чем в театре. Там зрители сидят перед сценой и понимают, что наблюдают за вымыслом. Между актерами и аудиторией есть негласное сотрудничество. А в фильме за рамками кадра зрителя нет, поэтому работать с таким приемом невозможно, необходима какая-то другая стратегия. Но у меня все равно есть желание это попробовать.

— Чехов у вас появляется не впервые. Например, пьесу «Три сестры» обсуждали в фильме «Асако 1 и 2». Насколько он популярен в Японии?

— Можно сказать, что очень популярен. Каждый год в театрах выходят новые постановки, а артисты изучают Чехова во время обучения. Сам я познакомился с Чеховым сравнительно недавно, примерно шесть лет назад. Внутренний мир его героев очень созвучен с моим. По-моему, у Чехова много общего с Мураками: оба писали про людей, чья внутренняя сила превышает ее внешние проявления.

— Рассказ Мураками занимает 40 страниц, а вы сняли трехчасовой фильм. Как так вышло?

— Хронометраж фильма можно измерить минутами, но длину истории, которую скрывал оригинальный рассказ, так оценить нельзя. Может быть, у меня просто не хватило таланта экранизировать его покороче. Но все-таки я считаю, что рассказ — это некий сосуд, в котором помещена история. Когда мы его открыли, то оказалось, что там скрывается гораздо больше.

 — Кажется, что длинные фильмы сейчас удобнее смотреть не в кинотеатрах, а на стриминговых сервисах. Вы готовы снимать для них?

— Пока что мне трудно такое представить. Моя манера рассказывать истории требует высокой зрительской концентрации. Нужно, чтобы человек умел слушать и внимательно смотрел. Только тогда он сможет получить удовольствие. А независимые продолжительные фильмы останутся и в кинотеатрах. Пока их кто-то смотрит, никакого повода для беспокойства я не вижу.

Токо Миура и Хидэтоси Нисидзима

— Действие фильма и съемки должны были проходить в Пусане, но из-за пандемии и закрытых границ вы перенесли все в Хиросиму. Что это изменило?

— На сценарий это никак не повлияло, все необходимые локации для съемок мы без труда нашли. Хиросиму я выбрал, потому что нужно было найти город в Японии, где теоретически мог бы проходить международный театральный фестиваль, который фигурирует в фильме.

Когда мы приехали в Хиросиму, я почувствовал особый психологизм местной атмосферы. Как вы знаете, после атомной бомбардировки город был практически стерт с лица земли, но затем начался процесс возрождения. В этом городе чувствуется надежда и трагическое прошлое, а это ключевые темы моего фильма. Так что можно сказать, что Хиросима была выбрана почти случайно, но в итоге получилось неслучайно.


Автор: Марат Шабаев

Фото: Laurent KOFFEL / Gamma-Rapho via Getty Images

Сможет ли новый тренер вывести «Акул Политеха» на вершину? Продолжение главного хоккейного сериала
В главных ролях:Влад Канопка, Владимир Зайцев, Николай Добрынин, Игорь Огурцов, Иван Мулин, Иван Жвакин, Егор Кирячок
Режиссер:Андрей Головков, Андрей Силкин
Уже в подписке

Смотрите также

22 марта 20220
1 марта 2022
14 марта 2022
11 марта 2022

Главное сегодня

Вчера3
Вчера3
Вчера1
Сегодня1
Вчера1
Сегодня0
Вчера0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации