«Обитель зла»: как Пол У. С. Андерсон сделал эталонную экранизацию видеоигры

Двадцать лет назад в прокат вышел фантастический хоррор-боевик, в котором Милла Йовович сражалась с ордами зомби. О том, как режиссеру Полу У. С. Андерсону удалось снять мегахит, положивший начало успешной франшизе, и демонстративно проигнорировать все негласные правила уважительных экранизаций, рассказывает Марат Шабаев.

Эффектная девушка с русыми волосами (Милла Йовович) просыпается в ванной комнате, обернутая в одну лишь душевую занавеску. Она не помнит ничего из предыдущей жизни, даже своего имени. А вот она надевает красное вечернее платье и вместе с отрядом спецназовцев устремляется в самое сердце тьмы — таинственную подземную лабораторию. Именно там вырвался на свободу Т-вирус, который инфицирует людей и превращает их в агрессивных зомби. К Элис (именно так зовут девушку) постепенно возвращается память, а также умение стрелять и драться в эффектном слоу-мо под грузные гитарные риффы. В финале она, вооруженная помповым ружьем, выбирается из подземной лаборатории на улицы города, охваченного зомби-апокалипсисом.

Этот динамичный сюжет и эффектные мизансцены фильма Пола У. С. Андерсона имеют мало общего с игрой «Resident Evil» (она же «Biohazard»), которая вышла в 1996 году и стала эталоном жанра survival horror. В ней действие происходит в готическом особняке, где отряд спецназа (играбельные персонажи — Крис Редфилд и Джилл Валентайн) противостоит ожившим мертвецам, судорожно пересчитывая оставшиеся патроны и собирая аптечки из подручных материалов. В двух последующих сиквелах (1998-й и 1999-й) зомби-вирус вырывается за пределы особняка и перекидывается на близлежащий Раккун-Сити, а к героям из первой части добавляются другие важные персонажи долгоиграющей франшизы: коп-новобранец Леон Кеннеди, студентка Клэр Редфилд, шпионка Ада Вонг и другие.

Игра «Resident Evil» 1996-го года

«Resident Evil» стала настоящим бестселлером. Популярные видеоигры в это время начали миграцию в кинотеатры (см. «Супербратья Марио» или «Уличный боец»), так что разработка экранизации началась уже в конце 1990-х. Первый драфт сценария написал Алан Б. МакЭлрой («Хеллоуин 4», «Спаун»), но затем проект перекочевал в руки самому Джорджу Ромеро. Отец кинематографических зомби казался продюсерам самым подходящим кандидатом (его «Ночь живых мертвецов» — самый настоящий survival horror, который сильно повлиял не только на жанровое кино, но и на видеоигровую индустрию). К тому же Ромеро уже снимал рекламный ролик для японского телевидения, посвященный выходу «Resident Evil 2». Режиссер внимательно изучил материал (сам не играл, но посмотрел прохождение) и написал черновой сценарий, довольно близкий фабуле оригинальной игры. Но японская компания Capcom, владеющая франшизой, объявила сценарий «плохим» и уволила Ромеро. По слухам, ключевую роль в принятии решения сыграл продюсер Бернд Айхингер. Сам режиссер в интервью пожаловался, что на самом деле заказчикам был нужен не хоррор (мол, Айхингер даже понятия не имел, что это за игра), а что-то вроде боевика.

Боевик в итоге и получился. После периода производственных неурядиц за проект взялся британец Пол У. С. Андерсон, большой поклонник видеоигр. Его экранизация популярного файтинга «Смертельная битва» стала большим хитом (сборы в 122 млн долларов при бюджете в 20 миллионов); режиссер вычистил всю запутанную мифологию оригинала (остался собственно сам турнир, на котором сражаются воины из разных миров) и сделал ставку на отличную боевую хореографию. Логика простая: поклонники в любом случае пойдут в кинотеатры, а вот рядовому зрителю нужен не фан-сервис, а зрелищные драки. С «Обителью зла» он поступил еще радикальнее: в версии Андерсона нет никого из важных персонажей первой игры и даже изменено место действия (вместо готического особняка узкие коридоры подземной лаборатории). Но фильм от всех этих перемен только выиграл.

Милла Йовович

Жанр зомби-хоррора к началу XXI века был в глубоком кризисе: ромеровская революционность свой запал уже потеряла, уступив место глумливым комедиям (пародийная франшиза «Возвращение живых мертвецов») и невыразительному трешу. Андерсон одним из первых догадался, что еле передвигающиеся трупы никого больше не пугают, и ускорил своих. «Обитель зла» стала в авангарде жанрового обновления: через несколько месяцев выйдет «28 дней спустя» Дэнни Бойла, после Зак Снайдер создаст ремейк ромеровского «Рассвета мертвецов», а дальше к тренду подтянутся уже все — от «Войны миров Z» до «Поезда в Пусан».

С ускоренными зомби в прятки поиграть уже не получится, поэтому жанр оригинальной игры — survival horror — также уступил место адреналиновому боевику, в котором важен не саспенс, а эффектные шоу-стопперы (собственно, так снимают голливудские блокбастеры). И в «Обители зла» их полно. Например, сцена, в которой спецназовцев разрезает лазерная сетка; ее снимали, комбинируя компьютерные спецэффекты и манекены (правда, саму идею Андерсон внаглую украл из «Куба»). Или сражение героини Йовович с зомби-доберманом (кстати, один из немногочисленных приветов оригиналу). А злоупотребление рапидами — прямое влияние «Матрицы» (а следовательно, и гонконгских боевиков), яркая примета аттракционного кино 2000-х. Есть и модный по тем временам поп-символизм (тоже взятый из «Матрицы», которая была полна аллюзий на книги Льюиса Кэрролла): главную героиню зовут Элис, она спускается в подземную лабораторию, видит белого кролика и сталкивается с ИИ по кличке Красная Королева. Украшает все это безобразие громогласный саундтрек, написанный Марко Белтрами и Мэрилином Мэнсоном.

«Куб»
«Обитель зла»

Но главный шоу-стоппер «Обители зла» не лазерная сетка и не зомби-доберманы, а Милла Йовович, ставшая гиковским секс-символом после выхода «Пятого элемента». Андерсон снимает ее глазами влюбленного поклонника (их роман завязался прямо на съемках), в ход идут крупные планы широко раскрытых голубых глаз актрисы и откровенные сцены, где тело Йовович едва прикрыто парой тряпок. Но Элис не просто красивая женщина в красном вечернем платье, а настоящая боевая машина. Сама Йовович видела в этой роли шанс стать новой иконой фантастического фем-боевика вроде Сигурни Уивер.

Высоколобые критики, естественно, «Обитель зла» невзлюбили и ругали диалоги, плоскую актерскую игру и путанный сюжет. Миролюбивый Роджер Эберт даже включил ее в список самых ненавистных фильмов за всю свою карьеру. Мнения фанатов разделились, и споры идут до сих пор; «Обитель зла» регулярно попадает то в списки лучших, то в списки худших экранизаций видеоигр. Но на будущее франшизы это никак не повлияло. Андерсон спродюсировал пять (!) сиквелов, большую часть из которых снял сам, а общие сборы перевалили за 1,2 млрд долларов. И даже косвенно повлиял на первоисточник: видеоигра «Resident Evil 4», вышедшая спустя три года после его экранизации, внезапно сменила жанр на боевик и до сих пор считается одной из лучших в серии.

Милла Йовович и Пол У. С. Андерсон на съемках фильма «Обитель зла»

Так в чем же секрет успеха Андерсона? В том, чтобы не обращать внимания на фанатов: они — и в этом уверен сам режиссер — всегда останутся недовольны (рецензии критиков он и вовсе принципиально не читает), поэтому ориентироваться на них не стоит, а стоит думать о законах кино, ведь любая калька всегда обречена на заведомо проигрышное сравнение с первоисточником. Тут уместно было бы напомнить о кейсе фильма «Обитель зла: Раккун-Сити» — новой экранизации «Resident Evil», сделанной в 2021-м уже без Андерсона и Йовович. Все атрибуты успешного фильма для фанатов там на месте: максимально бережное воспроизведение сюжета сразу двух игр, любимые персонажи и знакомые локации. Но в прокате кино с треском провалилось, и геймеры тоже остались недовольны — актерским составом, слишком большим количеством событий и назойливым фан-сервисом. И его, скорее всего, забудут.

А вот непочтительная и панковская версия Андерсона точно останется. Хотя бы потому, что это Андерсон радикально усовершенствовал рецепт Годара, который говорил, что для хорошего фильма нужны лишь девушка и пистолет. Но забыл про зомби.


Автор: Марат Шабаев

Фото: Kpa Publicity Stills / «Легион-Медиа»

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

30 апреля1
22 июня 20238
24 марта 202311
22 июля 202213

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
22 минуты назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Кинопоиск не хочет становиться площадкой для противостояний, поэтому комментарии к некоторым материалам остаются закрытыми. Просим вас отнестись к этому с пониманием.