«Самый пьяный округ в мире» снова в прокате. Чем кино обязано Нику Кейву — музыканту, актеру и автору сценария этого фильма?

Обсудить0

В ограниченный прокат возвращается криминальная драма Джона Хиллкоута о братьях-самогонщиках Бондурант с Томом Харди, Гаем Пирсом и Шайа ЛаБафом, над сценарием которой работал Ник Кейв. Кинопоиск вспоминает, в каких качествах он еще выступал в самых разных фильмах — от классики арт-хауса и вестернов до документалок и мультфильмов.

Когда в 1996 году Ник Кейв выпустил свой девятый альбом «Murder Ballads», многие задавались вопросом: почему все предыдущие его студийные работы не носили такое же название? Икона мрачного рока из Австралии вместе со своей группой Bad Seeds к середине 1990-х достигла небывалых высот в воспевании зверств и злодейств. Его песни густо населены каннибалами, серийными убийцами, богохульниками и другими отпетыми «мазафаками» (в песне «Stagger Lee» с того же альбома это слово повторяется аж восемь раз). В других композициях головы взрываются как спелые фрукты, кишки разматываются по хлюпающему полу, а кровь течет багровыми реками. Убийца, переступая через трупы, находит время, чтобы поймать свое отражение в зеркале и поправить прическу.

Насилие в текстах Кейва часто происходило и по отношению к женщинам, в чем певцу помогали Кайли Миноуг, Пи Джей Харви и Анита Лейн. У него были бурные отношения с девушками, выступавшими музами раздираемого внутренними противоречиями творца — тогда это почти не вызывало вопросов и даже считалось крутым. Убийственные баллады Кейва с размашистыми сюжетами и живыми образами настолько драматичны, в его сценической подаче столько театральности, а в биографии — столько ярких моментов, что интерес Кейва к кино кажется естественным. И возник он довольно рано: в 1983 году он снялся и написал музыку для авангардной кинозарисовки Die Stadt, посвященной анархическому духу Западного Берлина. С тех пор в числе работ Кейва — саундтреки ко многим фильмам (написанные вместе с другими членами Bad Seeds), сыгранные роли, появления в образе самого себя, участие в работе над сценариями, а также продюсирование и озвучивание мультика «Кошачье фортепьяно» (2009). Планов по экранизации его первого и самого знаменитого литературного произведения — романа «И узре ослица Ангела Божия» (1989) — пока нет, но характерно, что и тот возник на основе нереализованного сценария.

Автор песен

«Острые козырьки»

Многие знаменитые композиции Кейва намертво приросли к визуальным образам — попробуйте представить сериал «Острые козырьки» без «Red Right Hand» на вступительных титрах. Эта песня звучит в фильмах чаще всего: мы слышали ее в «Секретных материалах», «Хеллбое», трех частях франшизы «Крик» и даже в комедии «Тупой и еще тупее». То вкрадчивая, то рычащая, «Red Right Hand» на пятерку справляется с задачей быстро и доходчиво обозначить для зрителя атмосферу зла, насилия, страха, убийства и угрозы. Это поняла и Рената Литвинова, включив песню в саундтрек фильма «Богиня: Как я полюбила» (2004).

Музыка Кейва со временем стала смягчаться, а международное признание — расти, и с песнями вестника апокалипсиса ознакомилась широкая аудитория. Дети слышали его голос во втором «Шреке» (2004) от имени капитана Крюка, поющего «People Ain’t No Good!», и видели, как Гарри Поттер и Гермиона Грейнджер кружатся в танце под «O Children» в первых «Дарах смерти» (2010). А в недавней «Лиге справедливости Зака Снайдера» (2021) звучат аж две его композиции; они, одновременно строгие и эмоциональные, легко увязывают супергеройскую фантастику с мрачной реальностью.

Несмотря на то, что стихи у Кейва сложные и многофигурные, режиссеры умудряются рифмовать их с происходящим на экране. Один из самых удачных случаев пришелся на французский документальный хит «Птицы» (2001). «Сегодня я буду рядом с тобой, но завтра я улечу», — пропевает хриплый голос текст песни «To Be By Your Side» под кадры, на которых птицы объединяются в стаи, чтобы лететь вдаль.

Актер

«Небо над Берлином»

«Я терпеть не могу свои появления на экране в качестве актера. Я делал это трижды, и с каждым разом моя игра и фильмы становились лишь хуже. Я просто не могу играть. И все понимают, что я занят не своим делом», — признавался Кейв через прессу в середине нулевых. Так было не всегда: после своего появления у Вима Вендерса в монохромной притче «Небо над Берлином» (1987) он стал своего рода талисманом для немецкого режиссера вместе с Лу Ридом, Боно, Дэвидом Бирном и другими культовыми музыкантами, с которым тот постоянно сотрудничает. В частности, Вендерс поручил Кейву написать и исполнить заглавную песню фильма «Когда наступит конец света» (1991). В «Небе над Берлином» фактически именно Кейв становится той силой, что помогла случиться роману артистки цирка Марион и падшего ангела Дамиэля. По мнению Вендерса, австралийский артист, в 1982 году обосновавшийся в Берлине, стал олицетворением еще разделенного стеной города и его настоящим героем. «Для меня было немыслимо снять фильм о Берлине, не показав один из его концертов», — сказал режиссер.

Впрочем, его слава легко преодолевала железный занавес, и Кейв оказался упомянут в фильме Сергея Соловьева «АССА», снятом в том же 1987 году (при этом действие разворачивается в начале 1980-х). Портрет Ника Кейва вместе с ликом Юрия Гагарина украшает стену в каморке «мальчика Бананана», потому что, как рекомендует его герой Сергея Бугаева, это «певец мой любимейший».

На своих концертах Кейв метался по сцене, вопя и завывая. Но эта шаманщина плохо переносится в кино, если речь идет не о фильмах-концертах (например, God Is in the House). В игровых фильмах Кейв предпочитал ограничиваться второстепенными ролями, не требовавшими дара перевоплощения. Он валял дурака с гитарой и пистолетом в экспериментальном фильме «Денди» (1988), играл рок-звезду в комедии «Джонни-замша» (1991) с Брэдом Питтом и появлялся в образе владельца ночного клуба в фильме «Охота на носорога» (1997). После перерыва в десять лет Кейв был замечен в роли певца в салуне в вестерне Эндрю Доминика «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007). А в прошлом году певец сыграл Герберта Уэллса в байопике «Кошачьи миры Луиса Уэйна» (2021) — главным образом потому, что является давним поклонником таланта эксцентричного художника и обладателем нескольких его картин.

Соратник и друг Джона Хиллкоута

«Предложение»

Одно из первых и самых эффектных появлений Кейва в кино случилось в режиссерском дебюте «Призраки гражданской смерти» (1990) его земляка и друга Джона Хиллкоута, с которым они были знакомы на тот момент почти 20 лет. Кейв в этой свирепой тюремной драме сыграл зэка-психопата и реплики для своего персонажа написал сам; в основном они заключались в серии ругани и оскорблений, порой довольно смешных. Его сотрудничество с Хиллкоутом оказалось крайне плодотворным: помимо актерства, Кейв писал для него сценарии и саундтреки, а режиссер снимал ему видеоклипы.

Артист был, однако, недоволен тем, как его статус селебрити используется для промо и маркетинга «Призраков». Но сотрудничество продолжилось, и Кейв внес более серьезный вклад в ревизионистский вестерн «Предложение» (2005) — один из самых вознесенных критиками австралийских фильмов нулевых. Сценарий он написал за три недели, его текст отличался сдержанными диалогами и скупым сюжетом, да и фильм получился соответствующим драматическим и литературным качествам песен «Tupelo» о мертворожденном брате-близнеце Элвиса или «The Mercy Seat» о приговоренном к казни, который сам не знает, виновен он или нет. Гай Пирс, исполнивший роль беглого преступника, перед которым поставили непростой выбор (его свобода или жизнь брата), тоже это отметил: «В „Предложении“ я будто оказался в песне Кейва. Сценарий поразил меня своей красотой: такая простая история — и так богата на нюансы». Кейв соглашался, что «Предложение» очень похоже по духу на его музыкальные работы: «Есть моменты напряженного насилия, а есть и периоды длительной, лирической, тихой грусти». Саундтрек Кейв написал вместе с коллегой из The Bad Seeds, скрипачом Уорреном Эллисом. Впоследствии они поставят озвучивание фильмов на поток и напишут атмосферные инструменталы к схожим по настроению фильмам — вышеупомянутому вестерну «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) и постапокалиптической драме «Дорога» (2009) Хиллкоута.

Костюмная гангстерская драма «Самый пьяный округ в мире» (2012), еще одна работа Кейва в тандеме с Хиллкоутом — экранизация одноименного романа Мэтта Бондуранта, исследовавшего криминальное прошлое собственного деда и его братьев. Кейв, предпочитавший сочинять свои истории, согласился адаптировать чужую — настолько жесткость и нуарный дух прозы Бондуранта соответствовали его представлениям о прекрасном. Для саундтрека Кейв тоже решил не сочинять ничего нового. Вместо этого он собрал группу The Bootleggers (в ее состав, помимо прочих, вошли певцы Марк Ланеган, Эммилу Харрис и верный Уоррен Эллис) и исполнил с ними каверы на Джона Ли Хукера, Velvet Underground и Капитана Бифхарта в стиле блюграсс. История братьев-бутлегеров в горах штата Вирджиния наполнена моральными конфликтами, мучительным самоанализом, библейскими мотивами, резкими перепадами между безмятежностью и жестокостью, то есть всем тем, что в достатке встречается в творчестве самого Кейва.

Он рассказывал, как в исходном варианте сценария одна из первых сцен заканчивалась тем, что свинье перерезали горло. «Кровавая, шокирующая сцена, которая как будто сигнализирует о том, что нас ждет дальше. Но во время съемок выяснилось, что нельзя оттянуть свинье рыло назад так, чтобы она не сошла с ума. Такие вещи узнаешь, занимаясь кинематографом», — говорил он The Guardian. В итоге этот эпизод выкинули.

В роли самого себя

«20 000 дней на Земле»

Неудивительно, что артист такого творческого масштаба привлекает к себе внимание документалистов. Одно из первых памятных появлений такого рода — фильм The Road To God Knows Where (1990), запечатлевший американские гастроли певца. Из списка в 51 видеоролик, телепередачу, документальный и художественный фильмы под графой «актер: играет самого себя» на Кинопоиске несколько картин выделяются своей уникальностью и необычным подходом. Фильм «20 000 дней на Земле» (2014) на протяжении суток непрерывно следует за героем во время записи альбома и похода к психотерапевту. «Еще раз с чувством» (2016), снятый на 3D-камеру и вышедший в кинотеатрах IMAX, посвящен личной трагедии Кейва: его 15-летний сын погиб, сорвавшись со скалы. Интересен B-Movie (2015), в котором Кейв вместе с коллегой по Bad Seeds Бликсой Баргельдом и другими появляется в хронике 30-летней давности и вспоминает дикую берлинскую юность. В этом году выйдет документалка This Much I Know To Be True, в которой Кейв и Уоррен Эллис рассказывают о своем творческом тандеме режиссеру Эндрю Доминику, он же автор «Еще раз с чувством».

Документальные картины, не требующие от Кейва вхождения в образ, все равно подчеркивают неудобство, которое, по его собственным признаниям, артист испытывает перед объективом. Возможно, из-за того, что режиссеры просят его высказаться на темы, о которых ему сложно говорить. А может, подобно персонажам своих песен и фильмов, Кейв инстинктивно чурается камеры — просто потому, что многое в его творчестве носит отпечаток тяжкого преступления.


Фото: Eileen Polk / Getty Images, Lindsay Brice / Getty Images

Автор: Илья Миллер

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

9 сентября 20229
12 августа 20220
31 июля 20205
10 февраля 20170

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации