Сергей Соловьев: хроникер туманных времен

13 декабря на 77-м году жизни скончался режиссер «Ассы», «Ста дней после детства» и других фильмов, в которых несколько поколений зрителей узнавали себя, свою жизнь и жизнь своей страны.

Василий Корецкий

Кинокритик, старший редактор Кинопоиска

Из всей слякотной серой весны 1988 года я помню только «Ассу»: мы с одноклассниками смотрели ее в тесно набитом зале московского «Космоса», разогретые бесконечным количеством газетных и журнальных публикаций с грандиозной мартовской премьеры фильма в ДК МЭЛ. По школе ходили рассказы о грандиозном движе: под премьеру был организован целый рок-фестиваль. Апрельский туман с улицы словно проник на киноэкран: Ялта под снегом, сырые интерьеры Михайловского замка, где грустил бедный император Павел, мельтешение абстрактных пятен — удивительный волшебный сон о какой-то иной жизни, где нет школьной формы, сменки, скуки. Мы тоже хотели перемен, а не уроков, и, выйдя из зала, решили, что жизнь у нас теперь точно пойдет новая — веселая и интересная. В понедельник мы пришли в школу уже без красных галстуков.

С тех пор я не пропускал ни одного фильма Соловьева, и каждый раз ощущение от них было словно от боя курантов, отмечающих точное время. Безумный ералаш «Черной розы»: все орут и сидят на шкафах, разодетые в дедовское барахло — так это же один в один наш досуг (через несколько лет к нему прибавятся даже безумные соседи по коммуналкам)! Макабр «Дома под звездным небом» — я посмотрел его чуть позже, уже после ликвидации СССР, и фильм казался жутким пророчеством апокалипсиса, при этом полным дьявольского очарования и плохо считываемого тогда сарказма по поводу громких слов, светлых идей и больших надежд.

Да, в отличие от многих великих режиссеров позднесоветской эпохи, существовавших в каком-то болотном, цвета просроченной пленки «Свема», безвременье, которое часто принимали за вечность, Соловьев умел очень точно поймать момент. Речь не о конъюнктуре. Когда он, денди в хороших ботинках, стоял в 1980-х на московском холоде в толпе неформалов в ожидании концерта какого-то Цоя, не очень понимая, кто такой этот Цой и что он вообще тут делает сам, расчета да и логики в этом никаких не было. Соловьев просто умел оказаться в правильном месте среди нужных людей и с хорошей идеей.

«Сто дней после детства»
«Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви»

При этом время, которое он так хорошо мог поймать и почувствовать, было всегда одним и тем же — временем молодости, бурных движений души, хаотичного бурления, экспрессивных жестов и странных поступков. Именно эту энергию — но и трагедию — юности он видел и в тихо разлагающемся застойном СССР (см. «трилогию взросления»), и посреди стремительного распада империи в конце 1980-х («постсоветская трилогия», в которой трагический распад старого мира был обставлен как нескончаемая вечеринка с цветомузыкой, переодеваниями и фокусами). И 1990-е в его кино тоже были временем юности — именно Соловьев написал лучший портрет российского поколения Х — «Нежный возраст».

В его натуре парадоксальным образом сочетались зрелость (мемуары Соловьева полны самоиронии, в них он говорит о себе не как о гении или художнике с большой буквы, а как о сибарите, веселом мещанине, знающем толк не только в киноискусстве, но и в антиквариате) и юношеская открытость всему новому — формам жизни, искусству, новым поколениям.

«Спасатель»
«Асса»

Этот дуализм присутствует и в его фильмах. Рядом с молодым героем в них всегда есть фигура взрослого — иногда мудрого наставника (вожатый Сережа в «Ста днях после детства»), иногда потерпевшего поражение, утратившего авторитет, оступившегося учителя (зловещий педагог Лариков из «Спасателя»), иногда — опасного соперника, не лишенного дьявольского обаяния (Крымов из «Ассы»).

Но конфликт старого и нового никогда не развивался у Соловьева по простым правилам шашечной игры; он никогда не видел мир в черно-белых тонах. Да и сами категории нового и старого, отжившего и живого не были подчинены формальной хронологии. Бестолковый романтик Бананан был прямым наследником проказника Пушкина, а мрачный советский школьник Лопухин — инкарнацией Лермонтова с его подростковым байронизмом. Бурные годы перестройки выглядят в его кино перезагрузкой 1920-х. А странные, замершие 2010-е вызвали к жизни вневременную драму Толстого, и эта сдержанная, минималистичная экранизация «Анны Карениной» стала одним из самых радикальных фильмов десятилетия!

Соловьев снимал не только точно, но и красиво. Пикториализм, внимание к чисто формальным свойствами кадра, цвету, стилю, воздуху поражают не только в его работах советского периода — воздушных, словно сотканных из солнечных лучей, — но и в фарсах конца 1980-х (даже в социальных памфлетах он не забывал о колористике). Пересматривая сейчас эти фильмы, включая те, к которым он сам не относился серьезно, поражаешься их аристократизму — отказу от модной плакатной истерической артикуляции, легкому размытию не только кадра, но и самого нарратива, проработанным текстурам, неявному, но постоянному обращению к высокой культуре прошлого. Пионерский лагерь по воле Соловьева превращался из дисциплинарно-санитарной институции с бараками в натуральную усадьбу, профессорская дача — в хутор близ Диканьки, пыльная Ялта — в чудесный край, где Уорхол встречается с Натаном Эйдельманом. В стране, где происходит действие его главных фильмов, цвета всегда приглушены, а музыка — наоборот; старость так же нелепа, как и юность, а любовь обычно несчастна. Жизнь в ней всегда как будто с чужого плеча: то мала, то слишком велика для героев. Но лучше страны не найдешь.


Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

13 декабря 20217
30 августа 202111
13 мая 202112

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Кинопоиск не хочет становиться площадкой для противостояний, поэтому комментарии к некоторым материалам остаются закрытыми. Просим вас отнестись к этому с пониманием.