«Если люди расскажут свои истории, у нас будет другая картина Кавказа»: Кира Коваленко о честном и политическом в кино

Обсудить0

В рубрике, где мы публикуем монологи ключевых лиц российской киноиндустрии, — новый голос. Фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки» — пронзительная история о взрослении детей в осетинской семье — станет поводом поговорить о географических и смысловых границах молодого российского кино.

Кира Коваленко (1989) родилась в Нальчике, окончила Кабардино-Балкарский государственный университет по курсу режиссуры, став выпускницей теперь уже легендарной мастерской Сокурова, одной из выпуска режиссеров, которых знают и ценят на мировых фестивалях (из той же мастерской вышли Кантемир Балагов и Владимир Битоков). Первый полный метр — «Софичка» по книге Фазиля Искандера — Коваленко показала в 2016 году. За свою вторую полнометражную работу, «Разжимая кулаки», она получила Гран-при каннского конкурса «Особый взгляд». В октябре 2021 года фильм выдвинули на соискание премии «Оскар» от России.

О том, как появился фильм

В 2016 году я закончила работу над первой картиной, и мне нужно было просто уйти от всех и от всего. Я сняла квартиру в маленьком городе в ущелье в Кабардино-Балкарии — очень похоже на место действия «Разжимая кулаки». Прожила там какое-то время, и сразу после этого мы вместе со сценаристом Антоном Ярушем написали историю про трех братьев и отца. Этот сценарий я очень долго не могла реализовать: меня никто не знал, на мои письма не отвечали. В какой-то момент я напрямую обратилась к Александру Ефимовичу Роднянскому, и он мне вдруг просто ответил: «Да, давайте сделаем». Это было так неожиданно, что от самого ответа во мне поселилось ощущение, что я эту историю уже сняла. Я ему сказала, что хочу попробовать кое-что изменить, и в итоге сценарий был переписан почти с нуля при участии Любы Мульменко, а дальше дописан совместно с Ярушем. Вместо братьев в семье появились два брата и сестра, которая стала центральной героиней. Для меня задача создать мужской образ оказалась сложнее, и я решила, что попробую с девочкой.

Сценарий я писала на русском — в Осетии все говорят и на русском, и на осетинском. А потом появились конкретные актеры, которых я хотела утвердить; я их спросила, на каком языке они говорят дома, и все ответили, что это осетинский. Так стало понятно, что надо снимать на этом языке. Они в нем раскрываются, они так привыкли.

О гендере, зрителе и политике

Я читала книги про отцов и детей во время подготовки, и большая часть была именно про отцов и сыновей. Например, очень болезненная история Кафки. Но когда появилась героиня-девочка, в сценарии возникло множество моментов из моих отношений с отцом. Также я нашла дагестанский проект «Отцы и дочки», где девочки писали письма отцам, то, что они не могут им сказать. По разным причинам — либо их родителей уже нет в живых, либо они просто не готовы говорить со своими отцами напрямую и открыто.

У меня пока не было много возможностей обсудить «Разжимая кулаки» со зрителями, но из тех вопросов, которые задают, я понимаю, как по-разному мы можем воспринять один сюжет. Сталкиваюсь с тем, что для кого-то непривычна тактильность героев: она воспринимается как что-то более сексуальное, чем просто необходимость тепла. Некоторые видят в фильме политику, но этого я не закладывала. Не буду навязывать свою точку зрения, интерпретация может быть любой и всегда зависит от опыта человека. И да, в фильме есть отголоски коллективных травм и непростой жизни на Кавказе.

О стереотипах, уважении и чуткости

Сложно в одном фильме что-то глобально сказать про Кавказ. Общее представление всегда рождается из множества историй. Стереотипы о жестких отношениях между людьми, о кодексе поведения справедливы лишь отчасти, но от них сложно отвернуться. Это не значит, что на Кавказе невозможны чуткость и нежность, и мне хотелось показать именно такие отношения. В моей истории проблема не в иерархии; характеры и поведение героев обусловлены их прошлым — тем, что они пережили.

Я сама носительница кавказской ментальности. Например, уважение — очень важное для меня понятие, но в чем оно заключается? Для меня — в возможности прислушаться, в попытке понимания, в отсутствии агрессии. Человек хрупок, его легко ранить. Я это понимаю и на площадке стараюсь выстраивать доверительные отношения. Во-первых, я говорю все и пытаюсь прислушаться к актерам, мы всегда обсуждаем то, что делаем. Во-вторых, никогда себе не позволю кого-либо оскорбить, не позволю агрессию к другому. Когда случаются сложные ситуации, конечно, я себя виню в этом ужасно. Например, если понимаю, что кто-то из группы нетрезв и приходится с ним попрощаться. Или если кто-то говорит мне, что сделать то, что я прошу, невозможно, а я знаю, что возможно, и приходится настаивать, решать проблему самой.

О том, как снимать на Кавказе

Я отсматривала актеров по фотографиям и видео. Пробы были длительные. Милана (Агузарова, исполнительница роли главной героини, Ады. — Прим. ред.) сперва пробовалась на подругу Ады, но на повторных пробах шла уже на главную героиню. Я пыталась понять, насколько она пластична, насколько способна понять героиню. При этом до самого утверждения на роль сценарий она не читала. Думаю, для нее это тоже было мучительно: ей казалось, что ничего не получается, и она все повторяла, что она не тот человек, который нужен. Однако все получилось.

С парнями было иначе: их я гораздо лучше понимала, просто посмотрев на фотографии. После одних проб на роль младшего брата Ады я плакала. Ко мне пришли пробоваться люди со своей судьбой, которые ничего не знают о кино, да им это и не надо. И вот мы разговариваем, я объясняю, а человек подключается, хочет стать моим соучастником. В поисках актеров на Кавказе я встретила много талантливых ребят, которые просто не знают, что они могут играть. И их родители об этом не знают. Они сильно удивлялись, когда я им говорила, какие у них талантливые дети. И понятно было, что с ними очень мало разговаривают дома.

О Роднянском и Сокурове

Со стороны Роднянского чувствуется уважение к автору, которое дает абсолютную свободу. Александр Николаевич (СокуровПрим. ред.) нас предупреждал, как будет сложно работать с продюсерами, но это исключительный случай. Александр Ефимович хорошо понимает авторов, потому что знает, что такое снимать кино. Он всегда ведет открытый и честный разговор: когда мы смотрим варианты монтажа или я показываю ему актеров, он говорит все что думает. А потом добавляет: «Но ты делай, как считаешь нужным». Кроме мелких деталей, у нас в процессе не возникло ни одного серьезного спора.

Сокуров — огромное звено всей этой истории. Его личность, его слова — все очень сильно на нас повлияло. Я не знала, что такое режиссура и куда иду, когда поступала к нему на курс, сделала это абсолютно интуитивно. Мне никто не рассказывал о том, сколько существует творческих профессий. И у меня есть мечта сделать какой-то образовательный центр на Кавказе, где школьникам будут рассказывать, что вообще бывают креативные профессии и куда можно двигаться. И чтобы это было доступно для всех ребят, даже в селах. Если бы выросло больше людей, которые могут рассказать свои истории, была бы совсем другая картина Кавказа. Мы о себе тоже мало знаем, мало в чем признаемся, а это Кавказу очень нужно. Сокуров начал эту миссию.

Все актеры, кроме Миланы, посмотрят фильм на премьере в Москве, и мне хотелось бы также устроить показ в Осетии и Нальчике. Мне кажется странным, что мы не можем наше кино потом туда легко привезти и показать. Я так мечтаю, чтобы у нас в парке стоял летний кинотеатр, куда можно было прийти посмотреть фильмы, которые идут сейчас на фестивалях.

О сравнениях с Балаговым

То, что «Кулаки» сравнивают с «Теснотой» Кантемира Балагова, — для меня неожиданность. Может быть, люди путают родство и сходство. Может быть, для некоторых достаточно, что это кино снято на Кавказе, а главная героиня, как у Кантемира, — девочка. Я не знаю, как к этому относиться. Возможно, это также следствие экзотизации, отсутствия у зрителя широкого контекста. Ведь еще нет многообразия в кавказском молодом кино, ему только предстоит вырасти. При этом мне не нравится слово «экзотическое»: если рассуждать в таких категориях, для меня большая часть мира тоже будет экзотикой. Но это не так, мне интересно, как живут люди, и мне интересно кино вне зависимости от того, снял его именитый режиссер или нет.


Что смотрит Кира Коваленко и вам советует

«Оазис»

Сложно даже сформулировать конкретные причины, по которым я люблю этот фильм Ли Чхан-дона. Это просто шедевр. Здесь особенно важно, что режиссер не побоялся взять и сделать таких героев. Когда я посмотрела «Оазис», то подумала, что испугалась бы так поступить, у меня бы такой героини не было. А он не побоялся. И вот это бесстрашие — это чудо какое-то.

«Тайная жизнь»

Мало было большого и по-настоящему впечатлившего кино за последний год в моей жизни. Но после этого фильма выходишь, как будто ты послушал чью-то молитву.

«Лица»

Я посмотрела этот фильм месяц назад, но он до сих живет во мне и будет жить долго. Никогда я не видела такой работы с характерами, такого точного пронзительного внутреннего состояния.

«Где дом моего друга?»

Приблизиться бы к такой простоте, как у Киаростами. Совершенный замысел. Никогда я так не сопереживала. Столько нежности и любви к героям, столько сочувствия и понимания, столько уважения к жизни в этой истории.

«Познавая белый свет»

Не могу найти слов, чтобы рассказать об этом фильме. Все кажутся пустыми и поверхностными. Просто это кино для души.


Автор: Наиля Гольман

Фото: Дарья Малышева для КиноПоиска

Редакция выражает благодарность Кинотеатру «Пионер» за предоставленную возможность для съемки.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

17 июля 202142
16 июля 20211
24 мая 20174
22 января 202139

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
15 минут назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации