«На последнем дыхании» в СССР: как первый фильм Годара стал культовым в Ленинграде 80-х

Обсудить0

В прокат выходит восстановленная версия одной из главных картин французской новой волны. И не только ее. Удивительным образом спустя почти 25 лет после создания это кино дало импульс другой волне — ленинградскому перестроечному киноандерграунду. О том, как ленинградская молодежь 1980-х косплеила парижских революционных студентов 1960-х, а также героев Бельмондо и Жан-Пьера Лео, вспоминает непосредственный участник событий Михаил Трофименков.

Михаил Трофименков

Киновед, автор фундаментальных трудов по истории кино и политики («Красный нуар Голливуда», «Кинотеатр военных действий»), кинокритик газеты «Коммерсантъ»

В том, что кинокритик Сергей Добротворский сделает свое кино, никто не сомневался. На рубеже 1980—1990-х кино не делал только ленивый — от шизофреников из кружков кинолюбителей до ленфильмовских дворников. Благодаря дикости кооперативного капитализма именно тогда родились беззаконные и странные шедевры, как правило, надолго обреченные на статус фильмов-невидимок: от «Сломанного света» Веры Глаголевой до «За день до…» Борецкого и Негребы. Фильм Добротворского «Никотин» (1993) в том же ряду.

«Никотин» был не столько ремейком «На последнем дыхании», сколько сном о шедевре Годара. Он (Игорь Черневич), питерский Мишель Пуакар, носил кожаную куртку, из стихов знал только «Стихи о советском паспорте» Маяковского, отплясывал под «Шизгару» на колоннаде Казанского собора и убегал от сонма разнокалиберных преследователей — двух гомосексуальных и сентиментальных киллеров в черном, парочки байкеров и даже эсэсовцев численностью до взвода. Она (Наталья Фиссон), питерская Патриция, носила клоунские колготки, сюсюкала с домашним питоном Барсиком и спрашивала поддельного Годара на пресс-конференции в Доме кино, что он думает о женщинах.

Никаких сомнений в том, что Добротворский всерьез дебютирует в кино именно фантазией по мотивам «На последнем дыхании», тоже не было. Перефразируя строки Яна Сатуновского («На губах романтиков-чекистов: Тихонов, Сельвинский, Пастернак»), в Ленинграде 1980-х на губах романтиков-морфинистов был Годар, Годар, Годар, Годар.

«На последнем дыхании»
«Никотин»

Помню, как в подпольном (реально беззаконном) театре «На подоконнике», созданном Добротворским в кажущемся ретроспективно глухим, но в действительности ярчайшем 1984 году (оттуда вышли фигуранты «Никотина» — Пежемский, театровед Леня Попов, я сам), читала свой реферат о НПД трепетная, православная и психоделическая девушка Марина Бусыгина, известная в легендарном кафе «Сайгон» под кличкой Княжна. Вот, говорила она, заламывая руки, Мишель Пуакар совершает несколько бессмысленных и зверских убийств, вызывая в памяти героев Достоевского. Фильм она, ясное дело, не видела, но говорить хотела о нем и только о нем, причудливо приплетая к теме еще и Бердяева.

Почему?

Официально в СССР Годар числился, по выражению партийного интеллектуала Владимира Евтихиановича Баскакова, «безумным автоматчиком». Мелкобуржуазным анархистом, палящим от пуза очередями по правым и виноватым. Нельзя не признать за Баскаковым определенной правоты — достаточно перечитать взаимоисключающие суждения Годара обо всем на свете или припомнить его метания от «правого анархизма» (изящный псевдоним, обозначавший в 1930-е французскую версию фашизма) до маоизма.

«Безумный автоматчик» — это не так уж страшно, что с психа возьмешь. Но вот Сергей Иосифович Юткевич, еще больший интеллектуал, высказался о Годаре решительнее. В настольной книге нашего поколения «Модели политического кино» Юткевич озаглавил главу о «Китаянке» так: «Черный экран антисоветизма». Это уж прямо какой-то Солженицын от кинематографа получался со всеми вытекающими. И вся-то буча из-за такой малости, как закадровое покушение героев «Китаянки» на «советского министра культуры Шолохова».

«Китаянка»

Я в конце 1980-х как раз писал диссертацию о Годаре и немало потешил Добротворского обнаруженной в «Кайе дю синема» 1960 года стенограммой обсуждения НПД с участием Юткевича. Тот через губу фыркал на Годара: «И это вы мне — мне, старому парижанину — будете что-то говорить о Париже?!» Сдается, что ненависть Юткевича к Годару носила личный характер: он ведь и нахамить старику тогда мог.

Следует ли из этого, что Годар был в СССР абсолютно табуирован и мы тянулись к нему как к запретному плоду?

Не такому уж, честно говоря, и запретному. СССР вообще был очень сложно структурированным организмом. И в любой, самой официальной структуре находились люди, которым было глубоко наплевать на мнение Баскакова или Юткевича. В Ленинграде таким человеком был Яков Борисович Иоскевич — учитель Добротворского в Институте театра, музыки и кинематографа и позже мой научный руководитель. Велико искушение искать в обстоятельствах его собственной жизни корни его пренебрежения не столько идеологией, сколько ее сиюминутными пируэтами. Чего мог бояться в этой жизни человек, которому — а было призывнику Иоскевичу тогда всего лишь 18 лет — дезертирская пуля прошила летом 1945-го навылет обе щеки, чудом не изувечив. А четырьмя годами раньше он таким же чудом выбрался, избежав братской могилы, из Ростова-на-Дону, взятого немцами.

Короче, Яков Борисович не только читал страстные лекции о Годаре, но и притаскивал откуда-то 16-миллиметровые копии его ранних фильмов и проводил своих студентов и аспирантов на показы во французском консульстве. То есть кое-что те, кому это было надо, видели.

И опять-таки почему именно Годар?

«Уик-энд»

Годар воплощал для нас новую левую идею, а мы все были именно левыми. То есть советскую власть мы не любили, поскольку она казалась нам правой, буржуазной, закосневшей в бюрократизме, консервативной. Не любили без истерики, спокойно. Тот же Добротворский брезгливо шарахался от диссидентской интеллигенции. И на баррикады на Исаакиевской площади в августе 1991 года, в отличие от таких идиотов, как я, не пошел, мгновенно и мудро прозрев очередную манипуляцию. Что не помешало ему при вести о создании ГКЧП столь же мгновенно сымпровизировать гипотетический газетный заголовок — «Кошмар: на улице Язов».

Короче говоря, в раскладе середины 1980-х годов Брежнев, Андропов, Суслов и т. д. были не наши. Но Годар, как и Маяковский, Брехт, Че Гевара, «Черные пантеры», — безусловно наши. Система распознавания «свой — чужой» исходила из любви-нелюбви к рок-н-роллу, который мы почему-то считали музыкой революции. Заходя на репетиции в наш театр, знаменитый тогда рок-сингер Фрэнк, прозванный дедушкой русского рока Володей Рекшаном «бандитским обозом рок-н-ролла», горланил «Венсеремос» и переделывал «Бандьера росса» в «Бригаде росса». Что не мешало нам без всякого когнитивного диссонанса передавать друг другу фотокопии «Архипелага ГУЛАГ». Я сам читал его прямо в метро, пусть и в последнем, пусть и в пустом вагоне. Мы ничего и никого не боялись.

На роль самого Годара в «Никотине» Добротворский случайно нашел его реального двойника — Владимира Баранова, заведовавшего, если не ошибаюсь, кружками кинолюбителей в Ленинградском областном совете профсоюзов. Оставалось только научить его курить сигары и шевелить руками на манер своего прототипа. Слова «косплей» мы тогда еще не знали, но, конечно, дух косплея витал над всей тогдашней прогрессивной общественностью. Всем нам хотелось тогда быть кем-то другим. Сам Добротворский очень хотел бы быть Дэвидом Боуи или Марком Боланом, но обе культурные ниши прочно занимал Борис Гребенщиков. Да и внешность у Сергея Николаевича была иная — скорее уж, Джеймс Дин. Зато его жена и соавтор Карина Добротворская (в девичестве — Закс) идеально косила под звезду немого кино Луизу Брукс.

А потом внезапно мы оказались самими собой — в мире, возникшем на руинах того, который волей или неволей разрушали или, во всяком случае, оставались глухи к его стонам. И воздвигли на этих руинах некоторое количество «печальных вех», как пелось в обожаемой Добротворским песне из «Последнего дюйма». «Никотин» — одна из таких вех.

Журналисты пробиваются в Белый дом в разгар гражданской войны. Грандиозная антиутопия Алекса Гарленда
В главных ролях:Кирстен Данст, Вагнер Моура, Кейли Спейни, Стивен Маккинли Хендерсон, Соноя Мидзуно, Ник Офферман, Джефферсон Уайт
Режиссер:Алекс Гарленд
Смотрите по подписке

Смотрите также

23 июня 202116
4 декабря 201917
17 августа 201920
30 июня 201922

Главное сегодня

Сегодня13
Сегодня1
Сегодня6
Сегодня2
Сегодня2
Сегодня1
Сегодня3
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации