«Титан»: Хоррор, который победил в Каннах

Обсудить0

«Золотую пальмовую ветвь» на 74-м Каннском кинофестивале получила картина Жюлии Дюкурно. Вот что Инна Денисова писала сразу после премьеры про этот яростный фильм о беспричинном насилии и безусловной любви.

Хоррормейкер Жюлия Дюкурно (возможно, вы видели ее каннибальское «Сырое») взбодрила заскучавший конкурс. На общем вялом фоне ее «Титан» разорвался «коктейлем Молотова», в котором смешались и стробоскопический ритм в духе Гаспара Ноэ, и крипово-эротическая эстетика Ханса Руди Гигера, и характерный для французского трансгрессивного кино нулевых шок-контент.

Сюжетная коллизия «Титана» задана истерическим прологом, практически копирующим начало «Сырого». Отец (камео Бертрана Бонелло) и дочь в автомобиле: девочка мычит, папа бесится, девочка мычит громче, папа включает радио, девочка стучит, папа вертится, машина влетает в отбойник. Вскрытый череп, мозги наружу… Хирургия, скальпель, лысая девочка в железном венце с шипами, напоминающем терновый (к христианскому символизму Дюкурно еще вернется). Проницательный зритель сразу разглядит тут кроненберговскую поэзию «Автокатастрофы».

Теперь на голове у девочки пожизненная метка — шрам от титановой пластины, вставленной в череп. Пятнадцать лет спустя Алекса (Агата Руссель) — танцовщица в стрип-клубе, девушка-катастрофа, с которой поминутно случается боди-хоррор: то она запутается волосами в пирсинге коллеги и чуть не вырвет ее сосок, то пырнет назойливого поклонника спицей в ухо.

Алекса вообще людей как-то не очень жалует, ее единственная любовь — техника. Любовь буквально: в фильме имеется натурально сцена секса героини с автомобилем. Девушка ерзает на заднем сидении, пристегнутая красными ремнями безопасности, оператор подсматривает в зеркало заднего вида — поначалу кажется, что это просто продолжение номера автомобильного шоу, но тест вскоре показывает две полоски! Гормонально-бензиновый взрыв в теле Алексы спровоцирует волну беспричинной агрессии. В ход тут, как в корейских боевиках, пойдет все, что попадется ей под руку — от спиц до табуреток.

Через несколько часов фоторобот Алексы уже красуется на городских билбордах, а сама она прячется в туалете городского вокзала, где радикально меняет внешность (это один из мощнейших аттракционов фильма). Грудь и растущий на глазах живот утягиваются скотчем, нос ломается об угол раковины. Девочка превращается в мальчика, и вот уже пожилой пожарный (Венсан Линдон) «узнает» в Алексе своего пропавшего сына Адриана и забирает ее/его в новую жизнь. «Я — ваш Бог, а это — Иисус», — говорит он своей бригаде.

Венсан Линдон

Работа над фильмом заняла у Дюкурно 5 лет — первые наброски сценария она начала делать еще во время постпродакшена «Сырого». Это в каком-то смысле ее манифест, в нем в ненавязчивой манере проговаривается важная для нее тема семейных отношений, которая пунктиром шла и в «Сыром», а тут становится центральной. Важная формальная особенность «Титана» — его тактильность. В буквальном смысле кино не только бьет зрителя по голове, но и опирается на телесный, невербальный язык. Во время репетиций Линдон и Руссель не произносили никаких реплик из сценария (а их там и немного), но общались монологами из других фильмов, чтобы перед камерой отбросить все слова и освободить тела (актеры очень много и тяжело тренировались для сцен драк и экшена).

«Титан» вызвал в Каннах большой резонанс из-за чрезмерной жестокости и агрессивной образности: слишком показное насилие, слишком фантастическая история техносекса и беременности, слишком много мазута, заменяющего кровь и прочие жидкости организма. Но весь этот экстрим нужен Дюкурно для того, чтобы продемонстрировать экстремальность самого феномена любви, безусловного принятия другого человека, который может оказаться и исчадием ада. Отеческая любовь героя Венсана Линдона — это божественная милость, искупающая все грехи. Безумный градус экстрима нужен режиссерке и для того, чтобы уничтожить гендерные стереотипы, заданные в самом начале — утрированный мужской мир пожарной станции и эротическое автомобильное шоу, в котором танцовщицы уравниваются с тюнингованными тачками, превращаются в объекты престижного потребления. Насилие и экшен расплавляет эти неестественные, как нам показывают, идентичности, даруя персонажам полную запредельную свободу.

Смотрите также

14 июля 202117
13 июля 202112
13 июля 202112
10 июля 20215

Главное сегодня

Вчера3
Вчера3
Вчера4
21 декабря2
20 декабря15
21 декабря3
21 декабря1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации