«Аннетт»: Пугающая рок-опера с Адамом Драйвером и музыкой Sparks

Обсудить0

В прокат выходит один из каннских призеров,  остросюжетный мюзикл Леоса Каракса, награжденный за лучшую режиссуру и музыку.  Вот что мы писали об этом масштабном и сбивающем с ног фильме во время фестиваля.

Режиссер Леос Каракс прямо в кадре подзывает свою дочь Настю и показывает ей студию, где распеваются музыканты группы Sparks и их бэк-вокалистки в зеленых платьях. Пролог с ходу сообщает нам две вещи: первая — это будет музыкальный фильм; вторая — это кино для Насти.

Дальше — опера. Да, сидящие в кинозале смотрят и слушают чуть ли не первую со времен «Призрака оперы» или «Иисус Христос — Суперзвезда» рок-оперу, перенесенную на киноэкран. Братья Рон и Рассел Мэлы из группы Sparks сочинили самодостаточное и выдающееся музыкальное произведение «Аннетт», которое они резонно считают музыкальным альбомом; ария «We love each other so much» еще возглавит музыкальные чарты.

«Аннетт» стартует с увертюры: Марион Котийяр, Адам Драйвер и присоединяющийся к ним чуть позже Саймон Хелберг («Теория большого взрыва») маршируют по улице с оркестром, распевая бравурный музыкальный номер «So may we start?»; трио постепенно обрастает толпой — бэк-вокалистками и невесть откуда взявшимися детьми; киноэкран превращается в подмостки.

В первом оперном акте стендапер с комическим именем Генри МакГенри (Драйвер) выступает перед совершенно помешанной на нем публикой в тапках, трусах и махровом халате. Толпа вопрошает: «Зачем вы стали комедиантом?» «Ради денег?» — «Нет, они утекают». «Ради славы?» — «Нет, она еще быстротечнее». «Ради желания говорить в лицо гадости» — вот предположение, близкое к правде. МакГенри — скандалист, провокатор и хулиган, прямо как сам Каракс. «Ради женщин?» — «Нет, я скоро женюсь».

Тут начинается драматическая завязка: невесту МакГенри зовут Энн (Марион Котийяр), она оперная дива, их дуэт — союз ангела с дьяволом. « Что ты сделал со своей публикой?» — спрашивает Энн. «Я их убил, — отвечает Генри. — А что ты сделала со своей публикой?» — «Я их воскресила». Новости шоу-бизнеса (из них мы узнаем все о звездной паре) скоро покажут живот беременной Энн. Но родится у них не настоящий ребенок, а марионетка с руками на шарнирах, что, впрочем, не смутит никого из героев. Совсем скоро Энн перестанет петь и погибнет при странных обстоятельствах (кажется, причина ее смерти — сам Генри), а крошка Аннетт начнет не только петь, но и обличать убийцу матери.

Адам Драйвер

«Аннетт» — возвращение Леоса Каракса в кино после девятилетнего перерыва. Прежде в его карьере тоже были паузы: после «Полы Х», где снялась его тогдашняя жена — актриса Катя Голубева, красавица ангельской внешности, — он замолчал на 10 лет и вернулся с «Токио!» только в 2008 году. В 2011-м 45-летнюю Голубеву нашли мертвой то ли под парижским мостом, то ли на станции метро — дело темное (точно неизвестна даже дата смерти Екатерины), выдвигались версии о самоубийстве.

Кажется, Каракс молчал не просто так, а собирался с силами, чтобы поговорить о личном, и вывернул на суд публики (и собственной дочери) не душу, но буквально кишки, сочинив страшную (и саморазоблачающую?) историю в бурлескных декорациях, по эмоциональному накалу похожих на сцены из его собственной супружеской жизни. Например, попавший даже на постер фильма эпизод, в котором пьяный МакГенри заставляет испуганную жену танцевать на палубе яхты во время шторма.

Экранизация рок-оперы — сверхсложная эквилибристика, с которой Каракс справился как виртуоз. Камера кружит над поющими актерами в темпе аллегро. Видеоряд равнозначен музыке по драматическому накалу — выдерживается высокий стиль. Каждый эпизод здесь, так сказать, визуальная ария в багрово-зеленых тонах, будь то секс Энн и Генри или роды. Но не обошлось и без заземляющего влияния современного театра: Драйвер поет, делая куннилингус; Котийяр поет, сидя на унитазе.

Марион Котийяр

Жуткое марионеточное дитятко Аннетт (с него начинается макабр, сгущающийся к финалу) — дань условной оперной стилистике фильма. А самый главный источник страшного в фильме — сходство вымышленных персонажей с реальными людьми, включая героя Хелберга — дирижера, претендующего на любовь Энн (уж не Шарунас ли это Бартас, первый муж Голубевой?). Но самый отвратительный герой — Генри МакГенри, адский клоун-убийца. Вне всякого сомнения, это автопортрет Каракса, и страшно представить, какие страсти на самом деле скрывались за тихим депрессивным фасадом их с Катей брака (именно таким он кажется по документальному фильму об актрисе, снятому Наталией Ю). Теперь, кстати, резонно предположить, что и раньше в фильмах режиссера присутствовало его альтер эго — лютые и бешеные, срывающиеся в безумную пляску герои Дени Лавана, эволюционировавшего на экране (вместе с Караксом?) от харизматичного юного мотоциклиста в «Дурной крови» до месье Дерьмо из «Святых моторов», кривого и немытого пожирателя прекрасных букетов.

Впервые этот текст был опубликован 7 июля.

Смотрите также

7 июля 20215
5 июля 202111
20 мая3
17 мая13

Главное сегодня

Вчера3
Вчера4
Вчера5
21 декабря2
20 декабря18
21 декабря4
21 декабря1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации