«Малхолланд Драйв» — 20 лет. Разбираем, как Дэвид Линч снял одну из самых жутких сцен в истории кино

Обсудить0

20 лет назад на Каннском фестивале состоялась премьера «Малхолланд Драйв», главного фильма Дэвида Линча. В честь юбилея вспоминаем эпизод в придорожной закусочной — возможно, самую пугающую сцену в современном кино.

Что происходит в сцене

Кафе Winkies на бульваре Сансет, где к завтраку подают яичницу с беконом и кофе. За столиком двое мужчин (Патрик Фишлер и Майкл Кук). Один из них пересказывает другому повторяющийся ночной кошмар, в котором он находится в этом же кафе и с тем же спутником, но только в сумерках. Им обоим страшно, потому что за стеной закусочной находится человек с ужасным лицом (Бонни Ааронс). Выслушав, друг предлагает испуганному рассказчику отправиться на задний двор кафе и убедиться, что там никого нет. Они идут через залитую солнцем площадку, мучительно медленно приближаются к мусорным бакам, и, разумеется, монстр оказывается на месте. На секунду показывается лицо черного человека — косматого и в лохмотьях. Второй мужчина, очевидно, его не замечает, но тот, чей сон оказался вещим, падает без чувств — или уже замертво.

Что она значит

И без того загадочный сюжет «Малхолланд Драйв» внешне никак не связан с этим эпизодом. Несчастный сновидец и загадочный человек из его сна лишь еще раз появятся на экране. Первый только мельком, второй окажется владельцем магической синей коробки, заключающей в себе не то реальность, не то галлюцинацию основных персонажей фильма. По крайней мере, такова одна из интерпретаций истории.

Дэвид Линч в своем духе не давал никаких комментариев по этому поводу. Ничего не узнала и актриса, сыгравшая жуткого бомжа (Bum — в титрах). Бонни Ааронс встретилась с Линчем на вечеринке по случаю выхода «Шоссе в никуда», и тот был поражен характерным лицом актрисы. К слову, внешность Ааронс фактически закрыла для нее карьеру в тогдашнем Голливуде, но Линч, разумеется, следовал лишь своим правилам и своей эстетике.

Как ее снимали

Бонни Ааронс и Дэвид Линч

На съемках Линч не давал Ааронс особых указаний. Ей наложили минимум грима — только измазали дочерна лицо, чтобы сохранить его фактуру — и выдали рваную хламиду. На вопрос о том, что обозначает ее персонаж, режиссер сухо отвечал: «Всё». При этом он раз за разом отвергал любые попытки актрисы играть. Нужное выражение лица появлялось, лишь когда Ааронс смотрела в лицо Линчу — как годы спустя вспомнит сама актриса, «влюбленными глазами». То есть «ужасный взор» бомжа на самом деле полон любви. Эффект Кулешова в чистом виде: зритель проецирует на актера то, что подсказывает с помощью монтажа режиссер.

Почему она так пугает

Для Линча актеры скорее элементы композиции, чем соавторы произведения. Он предпочитает так выстроить мизансцену, чтобы все сработало само по себе, а актерам дает чисто технические указания. Неважно, что играла исполнительница роли чудища из сна — настроение сцены родилось благодаря одному простому приему.

Нас пугает всего-навсего джампскейр, который встречается в каждом втором хорроре. После затянувшейся паузы на зрителя внезапно выпрыгивает жуткое существо с криком или под резкий музыкальный звук (у Линча здесь рыкает тромбон). После этого вздрогнувшему зрителю обычно хочется захохотать, чтобы сбросить напряжение. Но не в случае «Малхолланд Драйв». Для Линча кинематографический штамп становится магической функцией. Он заклинает зрителя: «Замри в ужасе!» — и тот должен замереть.

Чем вдохновлялся Линч

Эдвард Хоппер. «Полуночники», 1942 год

Нужно было нагнать жути на человека не во мраке ночи, а средь бела дня. Для такого страха есть и термин — «полуденный ужас». Герой фильма ожидал, что уничтожит наваждение при ярком свете, но под солнцем пространство все равно кажется нереальным. Этот ужас любили живописцы прошлого века: Джорджо де Кирико, Эндрю Уайет, Эдвард Хоппер. И он явно чувствуется в фильме их современницы Майи Дерен «Полуденные сети», который отчетливо повлиял на творчество Линча.

С одной из работ Эдварда Хоппера «Малхолланд Драйв» роднит не время, но место действия. Речь о «Полуночниках» — картине, которая завораживает многих зрителей чувством безотчетной тревоги. На ней мы видим людей в кафе, стоя снаружи. Свет и композиция придают такому типовому пространству, как придорожная забегаловка, сюрреальную ауру. Подобный прием эксплуатирует и Линч. Кафе Winkies — тревожное место, где расходится прореха между мирами.

Ужас действует сильнее в заурядных декорациях. Вещий сон открывает невыносимую истину, скрытую за фасадом привычного мира. Хотя уподобление кинофильма сну стало общим местом, стоит признать, что Линч и сегодня остается непревзойденным мастером в имитации логики кошмара.


Автор: Андрей Гореликов

Фото: Ian Dagnall / Alamy / «Легион-Медиа» 

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

20 января 202116
18 июня3
16 июля 20203
12 мая 20204

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
час назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации