Фильм недели: «Девятаев». Тимур Бекмамбетов устраивает авиашоу на экранах страны

Обсудить0

Павел Пугачев посмотрел самый головокружительный патриотический экшен последних лет и остался в восторге.

1957 год, Казань. По главной улице с оркестром в гуще первомайской демонстрации шагает Михаил Девятаев (Павел Прилучный) с женой и маленьким сыном. Цвет воздуха — красный, вечность пахнет кинопленкой: «Девятаев» начинается изящно стилизованными под хронику кадрами. Но, хоть на вступительных титрах и играет песня «Любимый город» из «Истребителей» 1939 года, сходство с советским кино заканчивается на первых минутах. Визуально и драматургически новый проект Тимура Бекмамбетова обязан всем не оборонному кино конца 1930-х, а видеоиграм. Недаром при разработке батальных сцен создатели прибегли к помощи профессиональных геймеров, а во время съемок актеры смотрели не на зеленый экран, а на мониторы с заранее записанными воздушными боями на авиасимуляторах.

При этом Девятаев — абсолютно реальная фигура, а не патриотический симулякр. Вкратце его история звучит так: летчик-ас Михаил Петрович Девятаев (родился в 1917-м) прошел всю войну, но в 1944-м был подбит в районе Львова, попал в плен на остров Узедом, а после сбежал из концлагеря на угнанном у нацистов самолете вместе с несколькими заключенными, передал советским военным координаты базы запуска баллистических ракет дальнего действия «Фау-2» (нацисты собирались направить их на Лондон и Москву) и их чертежи, а в 1957 году получил звание Героя Советского Союза. Между этими датами сотрудники советских силовых ведомств пристально интересовались беглецом и даже на некоторое время отправили его обратно на остров Узедом — бывший концлагерь стал пересыльным лагерем НКВД. Есть и более безумные подробности. В частности, до попадания в Заксенхаузен он провел некоторое время на тренировочной базе люфтваффе, где нацисты якобы хотели переманить летчика на свою сторону. Есть легенда, что попал он туда вовсе не случайно, а чуть ли не по наводке спецслужб. В любом случае история не без белых пятен, но как минимум увлекательная.

Хотя создатели консультировались с родными Михаила Петровича (также в титрах фигурирует Российское военно-историческое общество), буквальное воспроизведение биографии прототипа главного героя явно не было их целью. Девятаеву придумали боевого товарища — летчика Николая (Павел Чинарев), который тоже оказался в плену, но выбрал другой путь. Отношения эти очень двусмысленны и навевают на самые разные мысли не только о проблеме коллаборационизма. Последний совместный полет товарищей вызывает в памяти самые пылкие сцены расставаний мирового кино. А чего стоит интимный разговор полушепотом о важности жизненного выбора!

Впрочем, любоваться такими моментами зрителю тут некогда. «Девятаев» оглушает, шарахает и не дает передохнуть ни на минуту. Батальные эпизоды в начале и финале оформляют нечто среднее между тюремным боевиком и фильмом-ограблением: миссия за миссией, локация за локацией; герой собирает союзников и подбирается к заветной цели — немецкому истребителю, стоящему в ангаре. Для этого надо несколько раз выйти на разведку, достать оружие, разобраться с охраной, выиграть время и наконец угнать летательный аппарат. Не хватает только джойстика. Образцовый киноаттракцион. Без мозгов, но с сердцем.

Образная система предельно прямолинейна. Девятаев не может жить без неба, поэтому во всех интерьерах окна будут под самый потолок. Девятаев находится на распутье — кадр заливает кроваво-красным светом от нацистских знамен, развешанных вместо штор. Из-за контрастного освещения и обилия ракурсной съемки фильм напоминает комикс. Замкнутость пространства лагеря подчеркивается крупными и сверхкрупными планами. Экшен-сцены Бекмамбетов, его сорежиссер  Сергей Трофимов (сам по основной профессии оператор) и оператор Елена Иванова предпочитают снимать на длинном фокусе и активно используют зумирование. Но привычного для современного боевика визуального хаоса тут нет, напротив, по монтажу это на редкость выверенная работа.

«Девятаев» ровно встает на полочку нынешнего казенного российского военно-патриотического кино, от которого он отличается только тем, что снят намного лучше. Идеологически же фильм едва отличим от танково-окопного экшена последних лет. Патриотизм как объективная ценность, женщина как служебный инструмент (единственная героиня здесь — произносящая пару реплик в прологе и эпилоге супруга Девятаева, сыгранная Дарьей Златопольской), война как способ закалки характера, механическая зачистка уровней как единственный путь к победе.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

8 апреля 202113
9 января 202274
19 сентября7
13 сентября4

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации