20 лет «Братству кольца»: Как устроена самая зрелищная сцена фильма

Обсудить0

В этом году фэнтези Питера Джексона «Властелин колец» празднует 20-летний юбилей: в начале 2001-го на экраны вышла первая часть саги, «Братство кольца». В связи с годовщиной отреставрированную трилогию выпускают в 4K по всему миру, а КиноПоиск разбирает сцену погони назгулов за эльфийкой Арвен и хоббитом Фродо — один из самых зрелищных эпизодов фильма.

Что происходит в сцене

Арвен (Лив Тайлер) — дочь Элронда, главного эльфа всея Средиземья — приходит на помощь Арагорну (Вигго Мортенсен) и хоббитам, которые только-только пережили нападение черных назгулов. Раненый Фродо (Элайджа Вуд) умирает, вокруг лишь темный лес и враги. Где-то на заднем плане маячат каменные тролли (привет истории Бильбо из «Хоббита»). Арагорн пытается отыскать лекарство в лесу, но время уходит. Тогда Арвен на коне Асфалоте, прикрывая собой Фродо, сквозь леса и поля мчит от гонящихся за ней призраков в Ривенделл, где их должна укрыть магия ее народа. Черные всадники подбираются все ближе. Добравшись до реки Бруинен, Арвен шепчет на эльфийском — поднимаются волны и уносят черную толпу. Фродо спасен, а кольцо доставлено в убежище эльфов, хотя ему еще предстоит совершить главное путешествие.

Как сцена построена

Арвен в ней появляется словно дважды. Сначала мы видим лишь клинок, который касается подбородка Арагорна, и слышим слова: «Следопыт застигнут врасплох?» На секунду кажется, что герои попали в новую передрягу. Авторы сцены играют со зрителем, выдавая лукавый саспенс и обещая развитие отношений Арвен и Арагорна. В этой сцене мы впервые видим их вместе и понимаем, что их что-то связывает.

Затем мы видим Арвен глазами Фродо, словно галлюцинацию: неожиданный яркий свет посреди темноты леса, белое развевающееся платье, прекрасное эльфийское лицо. Свет гаснет, и вот она склонилась над теряющим сознание хоббитом. Арагорн пытается изготовить снадобье для его раны, разжевав лекарственную траву. Получается, он умеет не только воевать, то есть убивать, но и исцелять — это важный штрих к его образу.

В книге Толкина Фродо спасают целых три персонажа. Эльф Глорфиндел нашел хоббитов в лесу и дал своего коня Фродо, на котором тот ускакал в Ривенделл в одиночестве. Элронд вызвал потоп на реке, а коней из волн помог создать ему Гэндальф. В мультфильме Ральфа Бакши, джексоновского предшественника, Глорфиндела заменил Леголас. В фильме Арвен появляется в качестве спасительницы неслучайно — не только потому, что режиссеру нужно было уделить героине больше экранного времени. Толкина нередко упрекают в отсутствии среди персонажей сильных женщин. В его книге роль Арвен действительно пунктирна и, скорее, декоративна. Тем не менее она несомненная наследница боевой эльфийки Лютиэн из толкиновского «Сильмариллиона», которая также пожертвовала своим бессмертием, чтобы разделить жизнь и множество опасных приключений со смертным Береном. Героизм и готовность Арвен едва ли можно назвать искажением толкиновского канона.

Визуальные образы

Погоня начинается с лихого пролета камеры: маленькая фигурка скачет по новозеландскому раздолью. Похожим образом камера пролетит над Арагорном, Леголасом и Гимли, когда в начале следующего фильма они пустятся на поиски похищенных хоббитов. Это широкое операторское движение, проносящееся через всю трилогию, помогает ощутить настоящее Средиземье, его воздух, простор и безграничность. Затем зрителя возвращают с небес, и подключается звенящий ритм, который монтажно отбивают мелькающие сквозь деревья противники — черные преследователи, издающие жуткие звуки, и Арвен. Они мчатся в клубах пыли, вздымающихся, как волны.

Визуальная кульминация противостояния — разделяющая два мира река, которую пытаются форсировать назгулы. Возникающая из воды белая конница, приподнятые копыта и изогнутый меч Арвен образуют противовес смятой в черное пятно толпе напротив.

Почему сцена важна

В этом эпизоде видно, как работает джексоновская магия. Его волшебство не беззаботное и бесплотное, а трезвое и увязанное с логикой физического мира; такой подход помогает почувствовать все напряжение и пережить трагичность квеста с кольцом.

Речные кони показывают, как магия Питера Джексона возникает не из воздуха, а буквально из воды. Да и вообще, может, это не магия, а наваждение полубессознательного Фродо; может, назгулов затоптали реальные лошади, может, смели могучие волны, похожие на разбушевавшихся коней. Когда Арвен стоит напротив них и, подняв меч, объявляет: «Он вам нужен, так идите и возьмите», — она готова к смертельной битве. В следующей склейке она растеряна, и ее шепот, призывающий на помощь силу воды, начинается как молитва. Только потом он звучит громогласно, как приказ.

Хотя Арвен принадлежит роду бессмертных, почти всесильных эльфов, в сцене погони она выглядит испуганной девушкой, вынужденной бежать от могущественных врагов. Точно так же и Фродо с Сэмом — беззащитные полурослики — вскоре отправятся к горе, выступив против безликого сокрушительного Ока. Рождается неочевидная, но убедительная метафора всей истории «Властелина колец»: хрупкая светлая Арвен в одиночку противостоит банде назгулов, безусловно, куда более сильных, чем она. И все-таки Арвен побеждает эту черную безликую орду.


Автор: Анна Закревская

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

19 февраля 202128
20 ноября7
19 ноября2
18 ноября4

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации