Фильм недели: «Конек-горбунок». Цифровой, а как живой!

Обсудить0

18 февраля в прокат выходит экранизация классической сказки Петра Ершова, суперпроект Сергея Сельянова. О том, как едкая социальная сатира текста не потерялась среди масштабных спецэффектов, рассказывает Михаил Моркин.

На «Коньке-горбунке» лежит большая ответственность: масштабный фильм, производством которого занимались кинокомпания «СТВ» и госмедиахолдинг ВГТРК, призван не только реанимировать кинопрокат, который пока еще не вышел из коронавирусной комы, но и окончательно легитимизировать нашу особую национальную форму фэнтези — экранизацию русской сказки. В анимации она благодаря сельяновским богатырям давно уже почти магистральный тренд, а в игровом кино сработала лишь дилогия «Последний богатырь».

«Конек» — любимая сказка Сергея Сельянова, его «Аватар», давняя мечта, реализация которой все откладывалась по причинам несовершенства средств. Еще в начале нулевых он хотел адаптировать ершовский сюжет с режиссером «Сказа про Федота-стрельца» Сергеем Овчаровым (который прежде уже подступался к этой сказке в 2001-м, но безуспешно), однако не смог тогда найти подходящие технологии спецэффектов. Да и бюджет.

«Конек» обошелся в 760 млн рублей — это в два раза больше, чем потратили на первого «Последнего богатыря», и на 110 миллионов больше, чем на второго. На съемках использовалась технология дополненной реальности ViewGa, которую придумала едва ли не главная российская студия по спецэффектам CGF. Надо сказать, картинкой «Конек-горбунок» действительно впечатляет, ведь живые актеры соседствуют в кадре с компьютерными персонажами. Конек-горбунок скачет, летает и разговаривает «как настоящий», а в его мимике легко угадывается Деревянко; глазастая Жар-птица, срисованная с птицы-секретаря, танцует под «Цыпленка жареного» и глотает орехи; скованный цепями живой остров — Чудо-юдо рыба-кит чихает, выпуская через ноздри целый флот, а стилизованные под лубок цифровые декорации царства и ледяного дворца Царь-девицы кажутся рукотворными, словно в сказках Терри Гиллиама или Маттео Гарроне. Это действительно этапное кино. Хай-тек в нем изящно соединяется с ручной работой художников — отдельно стоит отметить костюмы Надежды Васильевой (фильмы Балабанова, «Мастер и Маргарита», «Скиф»). Правда, герои плохо соединяются в живой ансамбль, и даже между Иваном и Горбунком нет той химии, что превращала бы фильм в веселое бадди-муви. Это все-таки маски, которые нельзя полностью оживить волшебством CGI.

Несмотря на избыток компьютерной анимации, «Конек» больше похож на недавнего «Пиноккио» уже упомянутого Гарроне, а не на, скажем, «Шрэка». Такая же деликатная работа со спецэффектами — сложнейшими, но не бьющими по глазам, такое же бережное отношение к оригинальному тексту. Тут нет попыток осовременить классический сюжет (хотя царю снятся анимационные кошмары под песню «Skibidi» группы Little Big) шутками про сегодняшнюю жизнь. В нем вообще мало смешного (гэги, конечно, есть, но наивные, детские), кроме сатиры, скрытой в самом сюжете. Но эта сатира всегда современна, особенно в России: «Конек» становился жертвой цензуры и в 1830-х, и в 1930-х!

Паулина Андреева

Так что можно смотреть на «Конька» как на сказку о том, как добросердечный простак Иван (его играет Антон Шагин) обзаводится волшебным помощником, становится царским конюхом, начинает исполнять разные государевы веления и, наконец, отправляется на поиски невесты (Паулина Андреева) для престарелого самодержца. А можно и как историю про то, как Иван-дурак не бежит за моря, «пока не поздно», а возвращается на родину, где царские воеводы предлагают его «за что-нибудь казнить без суда и следствия». Мстительный царь, вероятно, запомнится как последний бенефис Михаила Ефремова, который легко переигрывает в кадре коллег, изображая порочного и недальновидного автократа, пытающегося обмануть саму смерть.

Любопытно, что «Конек-горбунок» — уже вторая за зиму крупнобюджетная сказка ВГТРК с рейтингом 6+, которая проводит параллели с сегодняшним днем (создатели в обоих случаях настойчиво утверждают, что любые совпадения случайны). Первой были «Серебряные коньки», где персонажи рассуждали об использовании новейших резиновых дубинок для разгона антимонархических демонстраций, о женской эмансипации и отсутствии выборов. Особенно забавно, что в финале обоих фильмов главных героев от смерти спасают коньки.

Сможет ли новый тренер вывести «Акул Политеха» на вершину? Продолжение главного хоккейного сериала
В главных ролях:Влад Канопка, Владимир Зайцев, Николай Добрынин, Игорь Огурцов, Иван Мулин, Иван Жвакин, Егор Кирячок
Режиссер:Андрей Головков, Андрей Силкин
Уже в подписке

Смотрите также

15 июля 201865
16 февраля 202115
12 февраля 202131
15 февраля 202136

Главное сегодня

Вчера25
Вчера2
Вчера7
Вчера4
Вчера2
Вчера0
11 ноября3
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации