«Курьер»: грустная комедия о переходном возрасте страны

Обсудить0

Лидер советского проката 1986—1987 годов снова в кино. Рассказываем, как безобидная повесть Карена Шахназарова превратилась в один из главных фильмов первого года перестройки, как молодой грубиян Федор Дунаевский учил Инну Чурикову разговорному русскому и почему столкновения курьера Ивана со взрослыми больше чем стандартный конфликт отцов и детей.

На всякий случай напомним сюжет этой истории лишнего человека — курьера Ивана Мирошникова. Родители десятиклассника Ивана (Федор Дунаевский) развелись, отец (Андрей Вертоградов) ушел к молодой, сам Иван остался с матерью (Инна Чурикова), окончил школу, а экзамены в институт провалил. Чтобы не болтаться без дела, он устраивается курьером в журнал «Вопросы познания». Редакция посылает его с рукописью к профессору Кузнецову (Олег Басилашвили). Иван знакомится с профессорской дочкой Катей (Анастасия Немоляева), рафинированной мажоркой из МГУ. Иван и Катя начинают тусоваться вместе — бесцельно слоняются по улицам, московским задворкам и вообще валяют дурака. Профессора же он постоянно подкалывает, и заканчивается все это семейной сценой и скандалом. После разрыва с Катей Иван бредет пешком из центра на свою окраину. Детство кончилось, впереди осенний призыв — возможно, в Афган.

Повесть о настоящем

Федор Дунаевский

Вообще-то все могло быть совсем по-другому: снимать «Курьера» собирался Андрей Эшпай. Повесть Шахназарова была опубликована в журнале «Юность» в апреле 1982-го. Еще был жив Брежнев, и ощущение слома эпох, надежды на что-то большое и новое, которое и составляет главное очарование фильма 1986-го, вовсе не чувствовалось в воздухе. Начало 1980-х было маленьким 1937-м, временем закручивания гаек и жестких точечных репрессий. Будущего словно и не было — не случайно сам Карен Шахназаров свои первые картины делал в ретростилистике («Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх»).

Эшпай попросил у Шахназарова разрешение на экранизацию, и тот согласился при условии, что сценарий напишет Бородянский, его постоянный соавтор (впоследствии они полностью перепишут первый драфт сценария). В январе 1985-го Эшпай подал заявку на студию им. Горького. Но фильм завернули.

Бородянский рассказал Шахназарову про неудачу Эшпая и предложил сделать фильм самому на «Мосфильме» — может, пропустят, раз снимать решил автор повести. Тут генсеком был избран Горбачев, началась перестройка, и проекту дали зеленый свет. Самого автора вызвали в партком, где разнесли сценарий в пух и прах: это же клевета на советскую молодежь! «Я чуть ли не Солженицын уже получался», — смеется Шахназаров. Но он знал: мнение парткома больше не имеет никакого значения. «Заседание вел Владимир Досталь, и у него на лице было написано, что он говорит все это на всякий случай, для протокола». Поэтому Шахназаров молча покивал и принялся за работу.

Ужасные дети

Анастасия Немоляева и Федор Дунаевский

Исполнителей главных ролей — дочь оператора Николая Немоляева Настю и ее одноклассника Федора Дунаевского — выбрали неожиданно для всех. Дунаевский на пробах сразу нахамил Шахназарову, и казалось, что больше его на площадке не будет. Но именно эта дерзость и стала ключом к роли. «Непрофессиональный актер не может выполнить поставленную задачу. Он может сыграть самого себя. Тогда может получиться лучше, чем у профессионала», — поясняет Шахназаров. К тому же оказалось, что между Федором и Немоляевой есть та самая химия. Анастасию пробовали в паре с разными профессиональными актерами, и все было не то. В результате даже сложнейшие сцены, включая момент, где Иван и Катя играют на фортепиано, удалось снять с первого дубля. Шахназаров говорит, что никогда прежде не видел такой актерской органичности.

Но у худсовета студии было другое мнение: кандидатуру Дунаевского он отказался утверждать категорически. Особенно противился заместитель Георгия Данелии Константин Воинов, чувствовавший в Дунаевском антисоветчину. «Я тоже долго колебался, — вспоминает Шахназаров. — Мы с Сашкой (Бородянским) и так и эдак прикидывали, искали другой вариант, но герой диктовал нам свои правила. Бывают картины, где герой не принципиально важен. Например, если в „Сталкере“ поменять всех актеров на других, ничего не изменится. А вот „Андрей Рублев“ был построен на герое. И „Курьер“ от героя зависел. Потом мы сняли первый кадр фильма — он, кстати, в итоге туда не вошел, — и у меня с этого момента сомнений в Дунаевском не было».

Инна Чурикова и Федор Дунаевский

Дунаевский на площадке вел себя почти как в кадре: спорил, критиковал сценарий. Многие реплики ему казались плохими, искусственными — так не говорят! Шахназаров относился к этому иронично. Иногда что-то подправлял, а иногда прикрикивал: нет, старик, правда, неправда, а ты делай то, что тебе сказали. «Но проблем с ним не было, — вспоминает Шахназаров. — Он нормально работал. Это потом, спустя 30 лет, он стал высказываться так, словно чуть ли не сам снял этот фильм. А тогда ничего подобного я от него не слышал». Волновалась только Инна Чурикова, игравшая мать Ивана: Дунаевский ее постоянно одергивал. В итоге она постоянно спрашивала: «Веришь?» А он отвечал: «Не верю, это неправда, так не говорят и так себя не ведут». «Время такое было, — смеется Шахназаров. — В начале перестройки по телевизору стали показывать каких-то панков, „12-й этаж“, вышел фильм „Легко ли быть молодым?“. У молодежи появилось ощущение, что они хозяева нового мира. Но и у взрослых тоже было ощущение, что вот они, эти ребята, несущие истину. У меня-то этих иллюзий не было. К моменту съемок я Федора уже достаточно хорошо знал. А у Инны Михайловны, видимо, был какой-то внутренний комплекс. В общем, в какой-то момент я Федора отвел в сторону и сказал: „Слушай, заткнись ты! Играйте как играете, у вас все отлично получается!“»

Получалось действительно отлично: иногда прямо в процессе съемок рождались импровизации. Одна из лучших сцен фильма, в которой Дунаевский и Чурикова поют «Землю в иллюминаторе», появилась именно так. Шахназаров искал какой-то образ, а потом увидел, как Дунаевский наигрывает на гитаре. Спросил, какие тот песни знает. Дунаевский назвал несколько. Выбрали шлягер «Землян». Шахназаров посадил актеров рядом. Дунаевский пел, а Чурикова, которая не знала слов, подхватывала. Звук писали прямо в павильоне.

Несколько сцен в финальный монтаж не вошло. Например, та, в которой мать Ивана, решив, что сын не в себе, приглашает домой экстрасенса. Была еще смешная сцена, где Иван мечтает, как стал нобелевским лауреатом. Весь этот материал не сохранился, его смыли (то есть удалили слой эмульсии, а ацетатную основу снова пустили на производство кинопленки). Обычное дело по тем бедным временам.

Последний романтик СССР

В 1986–1987 годах (фильм вышел в прокат в конце декабря) «Курьера» посмотрело более 50 миллионов зрителей. Немоляева стала суперзвездой, под ее окнами собирались толпы поклонников, так что актрисе приходилось прятаться. Со всего Союза ей везли подарки — от цветов до дынь. Позже Немоляева окончила ГИТИС, играла в кино и театре, но с начала 2000-го практически ушла из профессии.

Дунаевский сыграл еще одну роль подростка-нигилиста — в «Дорогой Елене Сергеевне» Рязанова. Он учился во ВГИКе на режиссерском, в мастерской у Сергея Соловьева. Но, хотя с самого начала был нацелен на кинокарьеру, быстро ушел в тень, в малозначимые сериалы.

Федор Дунаевский и Владимир Смирнов

Владимир Смирнов, сыгравший Базина, бестолкового приятеля курьера, которому он в финале дарит свой плащ с заветом «носи и мечтай о чем-нибудь великом», стал одной из жертв нового времени — погиб в бандитской разборке.

А Шахназаров в итоге сам возглавил «Мосфильм». Правда, повторить феноменальный успех «Курьера» ему так и не удалось. Впрочем, это вообще почти невозможная режиссерская задача — дважды уловить пульс современности и сработать с ним в унисон. Кажется, из наших это смог сделать только Балабанов («Брат», «Груз 200»).

В истории Ивана Мирошникова, безразлично скользящего на грани двух миров, советского и постсоветского, сошлись совершенно оттепельная наивность прозы Шахназарова, его талант к фантасмагории, который позже в полной мере раскроется в «Городе Зеро», нигилизм Дунаевского, который перевел реплики своего героя на нормальный живой язык, очаровательный непрофессионализм юной Немоляевой, которая не играет, а просто живет в кадре. А после того, как Иван со своим вечным покерфейсом произносил: «Я мечтаю, чтобы коммунизм победил на всей земле», всем советским зрителям становилось ясно, что коммунизму кирдык. Но не мечте — она умрет только в 1990-м.

Олег Басилашвили

Весь этот надлом смутного времени окутывал универсальную фабулу конфликта отцов и детей, вполне стандартного для советского кино, но впервые получившего характеристику войны миров. Великий раскол между военным и послевоенным поколениями, между шестидесятниками и обывателями позднего застоя — все это не идет ни в какое сравнение с той пропастью, что лежит между героем Басилашвили и героем Дунаевского. В финале повести Шахназарова герой наблюдал в окно инопланетянку — в фильме инопланетянином казался он сам.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

3 октября 202027
14 ноября 202064
21 марта8
21 января 2018114

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
10 минут назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации