Джадд Апатоу: «Я знаю, как снимать мрачняк, но не готов тратить несколько лет жизни на это»

Обсудить0

22 октября в российский прокат выходит комедия Апатоу «Король Стейтен-Айленда», в которой он работает с новой звездой стендапа Питом Дэвидсоном. КиноПоиск поговорил с режиссером о его постепенном повороте к драме, границах смешного, комическом потенциале ковидного локдауна и, разумеется, о Стейтен-Айленде.

С  «Королем Стейтен-Айленда» американский комедиограф возвращается в режиссуру игрового кино после пятилетнего перерыва. Пит Дэвидсон, звезда Saturday Night Live, играет 24-летнего раздолбая Скотта Карлина, который днями напролет тусит с друзьями и пытается пережить детскую травму — смерть отца-пожарного. Когда мать Скотта заводит новый роман (снова с пожарным!) и выгоняет сына из дома, ему приходится переосмыслить свою жизнь. Дэвидсон, ставший соавтором сценария, играет, по сути, самого себя: комик до сих пор живет с матерью на Стейтен-Айленде и борется с депрессией. А его собственный отец погиб во время тушения башен-близнецов 11 сентября.

— Вы не раз говорили, что юмор можно найти в любой ситуации. Над чем смеяться во время пандемии?

— Ну, вот меня дома, например, подходящая для комедии ситуация. Моим дочерям 22 года (речь о звезде «Эйфории» и «Голливуда» Мод Апатоу. — Прим. ред.) и 17 лет — тот возраст, когда не хочется каждый день торчать дома с родителями. Увы, мы застряли вместе на четыре месяца, и смешно даже просто наблюдать, как мы то ругаемся, то миримся. Если установить в стенах скрытые камеры, получится отличное телешоу.

— А про ковид скоро снимут комедию?

— Думаю, да. Знаю, что многие уже пишут сценарии про то, как люди пытаются жить, ладить с близкими и заводить отношения в новой реальности. С одной стороны, ситуация, разумеется, трагичная. С другой — в ней есть зерно комедии о попытках все это выдержать.

— С годами ваши фильмы становятся все драматичнее и драматичнее. «Король Стейтен-Айленда» не исключение.

— За последние пять лет я снял несколько документалок. Одну об атлетах, у которых были проблемы с наркотиками, одну — о группе The Avett Brothers, одну — о комике Гарри Шендлинге. В процессе работы над ними я перестал стремиться рассмешить зрителей, мне стало интересно запечатлеть героев такими, какие они есть. Правда жизни стала главным приоритетом. Конечно, я надеюсь, что мои фильмы по-прежнему развлекают и смешат, но они точно стали глубже.

— В фильме про Гарри Шендлинга очевидно, что на его комедийный стиль повлияла смерть брата. Эми Шумер и Пит Дэвидсон тоже находят вдохновение в собственных биографиях. Комедии получаются лучше, если основаны на реальных переживаниях?

— Лично мне интересно исследовать жизнь — в ней можно найти много смешного и трогательного. Я сделал несколько стендап-спешелов (концерты, которые специально снимаются для телетрансляции. — Прим. ред.), в том числе Гари Галмана и Криса Гезерда. Парни рассказывают удивительные личные истории боли и страданий, про свои страхи, депрессию и суицидальные мысли и о том, как они со всем этим справляются. Они по-настоящему вдохновили меня открыться зрителям. А когда ты открываешься, люди могут тебе сопереживать, и это помогает им самим справляться с трудностями. Пит Дэвидсон, например, рассказывал, как Кид Кади помог ему преодолеть свои психологические проблемы в старшей школе. Слушая эту музыку, он понимал, что не один испытывает боль. И вот Пит захотел сам помочь людям с проблемами, похожими на его, и сделал «Короля Стейтен-Айленда».

Но скажу вам честно: нет ничего сложнее, чем сделать по-настоящему смешную комедию, в которой убойные шутки звучали бы каждые 15—20 секунд. Поэтому их и существует не так уж много. К тому же это неблагодарная работа: такие фильмы получают меньше всего признания. «Аэроплан», блин, должен был взять «Оскар» за лучший фильм!

— А для вас «Король Стейтен-Айленда» — это тоже личный проект?

Пит Дэвидсон и Билл Бёрр

— Ну, это же мне захотелось его сделать! Так что да. Много лет я думал снять кино о жертвенности. Сам не знаю почему, но это слово вновь и вновь возникало у меня в голове. Пару раз я пробовал написать что-нибудь по теме, но все как-то не то было. Когда Пит поделился со мной своей идеей, я подумал: «Вот оно! Вот к чему я мысленно готовился все это время!» На протяжении всего фильма молодой парень пытается понять, почему его отец был готов рискнуть и отдать свою жизнь, чтобы спасти других людей. Все мы рано или поздно задумываемся, какова ценность нашей жизни и что нам делать, чтобы помогать другим.

Кстати, мои родители тоже в какой-то момент развелись, начали встречаться с другими людьми, потом у каждого появилась новая семья. А потом и третья! (Смеется.) Мне всегда казалось забавным, как новым ухажерам приходится выслуживаться перед детьми своих пассий, чтобы заслужить их одобрение. Уверен, что у меня загонов не меньше, чем у Пита, просто я не готов это признать.

— Зато герои всех ваших фильмов в конце концов так или иначе признают свое нездоровое поведение. Вы видите такой терапевтический эффект своей задачей?

— Фильмы могут утверждать, что мир — беспросветное, жестокое и беспощадное место. Либо говорить, что мы все ищем поддержки и сами стараемся быть добрее к другим. Как зритель, я очень люблю мрачное кино, которое заканчивается каким-нибудь ужасом. Безусловно, в таких фильмах есть смысл. Я вообще самый главный фанат «Старикам тут не место» Коэнов! И я точно знаю, как снимать мрачняк, но не готов тратить несколько лет жизни на это. Так что я пишу совсем другие вещи, смысл которых — вдохновлять и приободрять. Возможно, это потому, что мне просто необходимо верить, что со временем все образуется. Уверен, что у того факта, что я фильм за фильмом рассказываю одну и ту же историю, есть какая-то глубокая психологическая подоплека.

— А какие фильмы лично вам помогли в жизни?

«Будучи там»

— «Язык нежности», который становится только лучше с каждым годом. Да и вообще все фильмы Джеймса Л. Брукса, например «Теленовости». «Гарольд и Мод» или «Последний наряд» Хэла Эшби. Его «Будучи там» — мой самый любимый фильм. Сейчас, когда нашим президентом стала демоническая версия садовника Чэнса (главный герой этого фильма, сыгранный Питером Селлерсом. — Прим. ред.), это кино стало еще актуальнее. В общем, мне всегда нравились фильмы о людях, которые думают, как относиться лучше друг к другу.

— В прошлом году Тодд Филлипс заявил, что современная воук-культура (woke culture) убила комедию. А вы что думаете?

— Говорить по-прежнему можно на любые темы! Просто нужно быть внимательным к другим. Зрители должны чувствовать, что вы никому не желаете зла. Есть, конечно, поджанры комедии, которые играют по другим, жестким правилам, и многие спорят, как к ним относиться. Некоторые люди все еще любят по-настоящему жесткие шутки и шокирующий юмор. Есть те, кто любит смеяться над ужасными событиями, потому что это помогает им снять напряжение. Все зависит от вкуса конкретного человека и того, какую функцию юмор выполняет в его жизни. В общем, как и во всех остальных вопросах, каждый должен сам решать. Если не любишь хеви-метал, слушай кантри. Мы все сами решаем, что нам потреблять, и не стоит уничтожать стили, которые нам не нравятся.

— Не думаете, что некоторые типы комедии исчезнут с экранов?

— Грубого юмора в культуре, вероятно, станет меньше. Люди сейчас сразу замечают, если в кино им навязывают мнение или навешивают ярлыки.

— Ваши коллеги-комедиографы стали уходить в новые жанры. Адам МакКей снял «Власть» и «Игру на понижение», Тодд Филлипс — «Джокера», Дэвид Гордон Грин — «Хэллоуин». Вы себя не видите в хоррорах или супергеройском кино?

«Король Стейтен-Айленда»

— Думаю, я еще поработаю в другом жанре, но меня в первую очередь привлекает хорошая история. Когда делаешь фильм, приходится думать о нем годами. Я всегда задаюсь вопросом: будет ли проект интересен мне так долго? Мне не хочется фокусироваться на фильмах определенных жанров на долгие пять лет, хотя мне интересно их смотреть. И я часто думаю, что кто-нибудь другой снимет такую историю лучше меня. Зачем тогда мне в это лезть? Зато другие люди не так часто снимают истории, которые делаю я. Трагикомедий сейчас не так уж много, все стараются снимать большие зрелищные фильмы. Но кому-то же нужно остаться у станка!

— Вы раскрыли немало комедийных талантов за свою карьеру. Чем, по-вашему, Пит Дэвидсон отличается от Адама Сэндлера или Сета Рогена?

— В нем больше боли, чем в людях, с которыми я раньше работал. Хорошо видно, что он пытается разобраться с последствиями ужасной потери. Но он очень милый, щедрый и добрый человек.

— В вашей книге «Sick in the Head» Бен Стиллер говорит, что боль и смех идут рука об руку, они неразделимы. Как это понимать?

— Юмор — это один из способов справиться с болью. Иногда в жизни случается что-то ужасное, вещи, в которые нельзя поверить. В такой момент ты можешь пошутить и этим снять напряжение. Это механизм преодоления. Со временем я стал выбирать все более болезненные темы. (Смеется.) Моя мать умерла от рака, перед тем как я снял «Приколистов», и в какой-то мере я там исследовал свои собственные чувства. После «Короля Стейтен-Айленда» я смог еще лучше понять, как большая травма влияет на всю твою жизнь. Как друг и коллега Пита, я надеюсь, что работа над фильмом принесла ему некий катарсис. Ему пришлось придумать персонажей, основываясь на характерах своей матери, сестры и подружек. Такое глубокое погружение в собственные чувства — сложная работа.

— С возрастом и успехом боль не уходит?

— Не думаю, что успех что-то меняет. Но классно, когда у художника есть возможность прорабатывать проблемы в творчестве, а не только на кушетке у психолога. А возраст только прибавляет проблем! Я стараюсь жить в текущем моменте, насколько это возможно. Гнать от себя мрачные мысли, легче ко всему относиться и не забывать про сострадание — так мне становится легче.

— Во время съемок вы снимаете разные дубли: в одних больше комедии, в других — драмы. Потом выстраиваете интонацию на монтаже. Как это работает?

Пит Дэвидсон и Джадд Апатоу во время съемок

— У меня простая система. Я пишу черновой вариант сценария, максимально быстро подбираю актеров и дорабатываю его, уже отталкиваясь от них. Мне очень помогает, когда актеры читают сценарий даже на пробах. За четыре-пять месяцев до съемок, когда у меня уже есть актерский состав, я начинаю ранние репетиции и читки, где все импровизируют. К началу съемок все знают сценарий вдоль и поперек, у нас уже есть не только текст, но и дополнительные идеи. На площадке я снимаю по сценарию, но остаюсь открытым, мы свободно следуем нашим инстинктам. Правда, потом, на стадии монтажа, часто думаешь: «Что вообще мы наснимали?» Мы отсматриваем материал и, по сути, переписываем сценарий с нуля. Постепенно, пока фильм складывается, мы определяемся с тональностью. Из «Короля» могла получиться жестокая и дикая комедия, но мы решили сделать упор на драме. Уже почти в самом конце монтажа, когда структура точно работала и эмоции шли где надо, мы слегка усилили комедийную составляющую. В общем, на монтаж уходит где-то полгода.

— Ну, и последний вопрос: что нужно знать о Стейтен-Айленде?

— В Нью-Йорке пять боро, включая Манхэттен. Прямо перед ним — маленький остров. Это и есть Стейтен-Айленд. Там нет никаких туристических достопримечательностей или развлечений. Ни театров, ни музеев, ни клубов, ничего. Туда все ездят только к друзьям или знакомым. Получается, люди там живут в своем пузыре. Многие из них не особо выезжают, из-за чего создается ощущение, что вся жизнь идет в большом Нью-Йорке, но не там. Там много синих воротничков, многие из них думают, что на Стейтен-Айленде у них нет перспектив, но переехать на Манхэттен и начать другую жизнь тоже нереально. Ну и все, пожалуй. Нам понравилось там снимать, и люди там классные.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

15 июня 202010
19 сентября 201916
29 октября 201847
10 октября 20204

Главное сегодня

Сегодня6
Сегодня4
Сегодня8
Вчера5
Сегодня4
Сегодня4
Сегодня1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации