Фильм о якутской знахарке победил на «Кинотавре». Чем же он поразил жюри и зрителей?

Обсудить0

Рассказываем, почему якутское кино произвело такое сильное впечатление на фестивальное жюри, что ему отдали и приз за женскую роль, и главный приз «Кинотавра».

Несмотря на то, что якутский кинематограф успел прославиться яркостью и самобытностью, в конкурсе «Кинотавра» картина из Якутии появилась впервые. И именно она оказалась сильнейшей. Для тех, кто знаком с якутским кино, это неудивительно: его бум наблюдается уже больше 10 лет, многие картины участвуют в международных фестивалях (Берлин, Пусан), а криминальная драма «Мой убийца» Костаса Марсана даже выдвигалась на «Золотой глобус» в категории «Лучший иностранный фильм». Московский международный кинофестиваль в этом плане опередил «Кинотавр»: в 2018 году главный приз ММКФ получил якутский фильм «Царь-птица» режиссера Эдуарда Новикова, а год спустя там наградили двумя призами ленту «Надо мною солнце не садится» режиссера-дебютантки Любови Борисовой (приз жюри NETPAC за лучший азиатский фильм и приз зрительских симпатий).

«Царь-птица»

Картины Республики Саха, снятые зачастую энтузиастами за небольшие бюджеты и с непрофессиональными актерами, собирают внушительную кассу в местном прокате. Главные хиты — мистика или хорроры. Документалки о национальных праздниках с песнями, танцами и единоборствами; притча о священном орле, залетевшем в дом к старикам как замена мертвому сыну; древние сказания и шаманские молитвы — эти истории опираются на национальную культуру и рассказывают о ней и о местных проблемах понятным языком.

В якутском кино есть признанные звезды и самородки. Например, учитель начальных классов Дмитрий Давыдов, который 17 лет снимает короткометражки с учениками, а собственные полные метры — с 2014-го. В 2016 году он выпустил драму «Костер на ветру» — историю вражды и мести отцов, чьи сыновья погибли. Год назад вышла еще одна драма — «Нет бога, кроме меня» о сыне, который пытается спасти страдающую Альцгеймером старенькую мать. Обе картины суровые, красивые и уверенные, не выдающие в их режиссере дебютанта. А доехавшее до «Кинотавра» «Пугало», которое сам Давыдов считает в чем-то повтором уже снятых фильмов, продемонстрировало жюри и зрителям все мастерство и силу режиссера. За 72 минуты Давыдов раскрывает человеческую драму настолько образно и при этом пронзительно и компактно, что режиссер Владимир Хотиненко признавался фильму в любви минут десять и клялся «тыкать в него своих студентов, как кутят».

Валентина Романова-Чыскыырай

Пугало — знахарка из якутской деревушки (блестяще сыгранная певицей Валентиной Романовой-Чыскыырай). Она пьяница и изгой, местные презирают ее и бьют, но если что-то случилось, то бегут за помощью. Пугало забирает болезнь тех, кого лечит. А потом извергает ее из себя вместе с частичкой жизненной силы. У знахарки есть причины жить именно так: грехи прошлого, которые она пытается искупить сначала целительством, а потом и своей жизнью.

Давыдов говорит, что идея фильма пришла к нему еще 8 лет назад. Тогда он хотел снять более зрительскую криминальную историю, в которой героиня сотрудничала с полицией и помогала искать пропавших людей. Но спустя годы замысел трансформировался. Он захотел поговорить о человеке, который живет среди других людей в полном одиночестве. Все актеры в картине — односельчане режиссера, которые с удовольствием снимаются в его фильмах и обижаются, если он не приглашает кого-то на роль. А вот образ Пугала Давыдов все-таки доверил профессиональной певице. Но он предоставил Валентине Романовой-Чыскыырай полную свободу действий и импровизаций, и она сыграла свое Пугало нутром, практически без слов, превратив ее в микс призрака из японских «Звонков» и трагических героинь чеховских драм.

Бюджет «Пугала» — 1,5 млн рублей, и Хотиненко еще и поэтому восторгался режиссером и ставил в пример ученикам: если есть о чем снимать кино, если знаешь, как рассказать свою историю — сделаешь это в любом случае. Цветовое решение «Пугала» — блеклая, почти лишенная цвета картинка — на самом деле результат того, что в Республике Саха есть только один мастер цветокоррекции, загруженный работой на месяцы вперед, и Давыдову пришлось придумывать художественный ход, чтобы не испортить картину. В результате получилась сильнейшая метафора лишенной красок жизни знахарки, постепенное ее угасание и унылая безжизненность бытия вокруг. Историю женщины, которая жертвует собой, потому что не может себя простить, режиссер рассказывает намеками, парой деталей, и именно это производит сильнейшее впечатление: зритель сам догадывается, что произошло.

Президент жюри 31-го «Кинотавра» Борис Хлебников признается, что до «Пугала» видел не только другие якутские фильмы, но и предыдущую картину Давыдова и даже вручил ей приз на одном из якутских фестивалей. Но, тем не менее, он был абсолютно ошеломлен именно «Пугалом»: «Здесь есть абсолютно выдающийся образ женщины: хоть она и очень пугает, при этом Пугало невероятно женственная. За всей этой старой рваной одеждой ты видишь очень любопытную женщину с большим чувством юмора. И я просто не понимаю, как сделан этот фильм и по каким законам он работает. Он очень разный — местами смешной, местами страшный, но очень точный. Мы проголосовали за него единогласно, это был однозначный фаворит».

Смотрите «Аритмию», «Про любовь» и других победителей «Кинотавра» прошлых лет на КиноПоиск HD

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

18 сентября 20204
18 сентября 20203
16 сентября 20203
11 сентября 20202

Главное сегодня

Сегодня2
Сегодня2
Вчера3
Сегодня0
Сегодня0
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации