Венеция-2020: Корейский криминал, гуманитарный триллер из Боснии и Стэйси Мартин в душе

Обсудить0

Об убойной внеконкурсной «Ночи в раю», а также о конкурсных фильмах Ясмилы Жбанич и Николь Гарсии рассказывает Инна Денисова.

«Ночь в раю»

Криминальный триллер — мощный, как античная трагедия

Тхэ-гу (Ом Тхэ-гу) — гангстер, работающий на крестного отца по имени мистер Ян. В день, когда конкуренты безуспешно пытаются хедхантить Тхэ-гу, в подстроенной автомобильной аварии гибнут его сестра с племянницей (такая вот месть за отказ предать своего крестного отца). Герой наносит ответный удар, приглашая хедхантера в сауну: на запотевшее стекло брызнет кровь, а мистер Янг в награду за лояльность поможет Тхэ-гу сбежать на остров Чеджу. Где у Тхэ-гу и случится та самая, вынесенная в название ночь в компании торговца оружием Куто и Чэ-ён, его смертельно больной племянницы (такая вот рифма). С острова путь Тхэ-гу лежит во Владивосток, но дотуда он не доедет — рай ближе.

Пак Хун-джон — сценарист («Я видел дьявола»), режиссер и продюсер, чья фильмография состоит сплошь из гангстерских криминальных драм. Большой опыт в жанре заметен в каждом кадре «Ночи»: хореография рукопашных тут отточена, схватки буквально выглядят как танцы строгих мужчин в черных костюмах и с арматурой в руках, и исполнены они с той экстремальной жесткостью, которая вообще отличает корейское гангстерское кино.

Однако с приездом героя на остров тональность непредсказуемо меняется на лирическую: бескрайний пляж, горизонт, океан, двое влюбленных, которым все это не пригодится. «История преследования и жестокой мести разворачивается в мизансценах с океанскими видами и синим небом. Надеюсь, аудитория считает иронию», — усмехается режиссер. Герои жалят друг друга колкостями: «Ты в порядке?» — «Ненавижу людей, задающих идиотские вопросы. Я похожа на человека, который в порядке?» Чувства невыразимы, спрятаны под броней, невозможность их выразить меняет жанр, превращая «Ночь в раю» в трагедию античной мощи.

«Куда ты идешь, Аида?»

Гуманистический триллер про побег из Сребреницы

В 2006 году фильм Ясмилы Жбанич «Грбавица» получил в Берлине «Золотого медведя». Его тема (главная героиня, боснячка, изнасилованная сербами-четниками во время югославской войны, не может рассказать о случившемся дочери) была очень актуальной: на Балканах вовсю шли поиски военных преступников, ни Ратко Младич, ни Радован Караджич еще не были арестованы, хотя в Гааге уже судили боснийского полевого командира Насера Орича (к возмущения сербов, он был оправдан почти по всем пунктам обвинения). Но, кажется, травма гражданской войны в Боснии еще не изжита, и вот Жбанич снова берется за скальпель, вскрывая нарывы. В этот раз она рассказывает о массовых расправах армии Ратко Младича над мусульманами, отступавшими из захваченной сербами Сребреницы и попавшими в засаду.

Жбанич показывает события глазами Аиды (Ясна Джуричич), школьной учительницы из Сребреницы, аккредитованной переводчицей при в голландском контингенте миротворческих войск ООН. Правильный бейдж правильной конторы может здорово пригодиться в жизни и даже спасти ее. Следом за военным командиром храбрая Аида будет бегать за проволоку и обратно мимо осаждающих базу толп гражданских. Ее цель — протащить внутрь робкого мужа и еще более робких сыновей.

Все метафоры здесь лобовые. И оригинальное название — Quo vadis — апокрифический вопрос апостола Петра, бегущего из Рима, где по приказу Нерона были перебиты христиане, встреченному на пути Христу, который как раз направлялся в Рим. И структура триллера — бег с препятствиями по коридорам базы. И актерская работа: в роли матери, спасающей семью, Джуричич включает рубильник и дает высокое напряжение. «Это фильм о женщине, которую заставили играть в войну, в мужскую игру, — говорит Жбанич. — Он о храбрости, любви и стойкости и еще о том, что происходит, если не обращать внимания на предупреждающие сигналы». Сигнал «Аиды» звучит до неприличия громко и резко (а для кого-то, возможно, и фальшиво: в боснийской войне все стороны пролили достаточно крови, и у сербов тоже имеется свой мартиролог), однако действует как надо: зритель плачет, сопереживая Аиде и всему ее народу.

«Любовники»

Французская мелодрама из штампов изящной огранки

Лиза (Стэйси Мартин) влюблена в Симона (Пьер Нинэ). Но парень ее мечты торгует наркотиками; нечаянно доводя друга до передоза, он сбегает в горизонт. Лиза долго звонит на выключенный телефон и предается отчаянию: ее выгоняют из университета, она устраивается гардеробщицей в раздевалку клуба, где один из номерков оказывается счастливым. Хозяин пальто, обеспеченный господин (Бенуа Мажимель) неопределенных занятий (то ли страховщик, то ли арт-дилер, то ли торговец оружием), вскоре становится ее мужем. Брак решает материальные, но не личные проблемы: богатый муж оказывается контрол-фриком и абьюзером. Отправившись в семейный отпуск на тропический остров, Лиза встречает старую любовь. Симон теперь водитель, он возит богатых туристов, и между героями даже не дистанция, а социальная пропасть. Лиза бросается в нее с головой, но тайное вскоре становится явным.

Режиссер «Любовников» Николь Гарсия — важная фигура французского киноистеблишмента, актриса, снимавшаяся у Бертрана Тавернье, Бертрана Блие, Жака Риветта, Алена Рене, Клода Лелуша и Филиппа Гарреля. В 1986 году она стала сама снимать кино (ее дебютная короткометражка сразу же попала в Канны), и это уже девятый ее фильм. Его попадание в венецианский конкурс можно объяснить либо непотизмом, либо золотым актерским составом (все же именно французские звезды самые популярные в Европе). Собственно, актеры — это главный капитал фильма, названного самой Грасией «мрачной басней», но едва ли содержащего какую-то мораль, кроме «страсть хоть и опасна, но украшает жизнь». Тема вывернутых до предела страстей — единственное, что занимает постановщицу, которая процарапывает любовный треугольник до крови, на телах своих актеров. Страдают все: немолодой опасный Мажимель (он один тут действительно играет, а не позирует), красавец беспредельщик Нинэ, богоподобная Стэйси Мартин. Сцена, в которой она принимает душ в лакшери-отеле, кажется единственным, ради чего было снято это простое, хотя и неглупое глянцевое кино.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

4 сентября 20203
2 сентября 20208
20 февраля 202325
31 декабря 202214

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
час назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации