Шеннон Мерфи — о фильме «Молочные зубы» и том, почему это не просто драма

Обсудить0

Режиссер инди-драмы рассказала КиноПоиску, почему решила взяться за проект о тяжелобольном подростке, как ей удалось уговорить Бена Мендельсона на роль и о том, что ей дало участие в Венецианском кинофестивале.

Камерная и очень обаятельная австралийская картина выходит в российский прокат 13 августа. Впервые «Молочные зубы» показали на Венецианском фестивале год назад (мы рассказывали о ленте вот здесь). Несмотря на то, что Шеннон Мерфи — дебютантка, ее фильм сразу же попал в основной конкурс смотра и принес Тоби Уоллесу, сыгравшему одну из главных ролей, премию Марчелло Мастроянни как лучшему молодому актеру. Главная героиня Мила (Элайза Сканлен, «Острые предметы», «Маленькие женщины») — подросток, чья жизнь омрачена тяжелой болезнью. Ее родители Генри и Анна (Бен Мендельсон, «Чужак», и Эсси Дэвис, «Кредо убийцы»), психиатр и учительница музыки, каждый по-своему пытаются справиться с недугом дочери и душат ее заботой. Мила же встречает раздолбая и аутсайдера Мозеса (Тоби Уоллес, «Скины»), влюбляется и пытается избавиться от надоедливой опеки взрослых. Чуткий и изящно построенный фильм говорит о взрослении, смирении, борьбе с зависимостью и о том, как сложно отпускать любимых людей.

Шеннон Мерфи. Фото: Stephane Cardinale / Corbis via Getty Images

Шеннон Мерфи, снявшая эту картину, начала свою режиссерскую карьеру в театре: занималась постановкой спектаклей в «Театральной компании Сиднея», Сеймур-центре и театре «Шаубюне» в Берлине. Ее дебютный короткометражный фильм «Харизма» был показан на Каннском кинофестивале, а среди ее последних режиссерских работ — сериалы «Убивая Еву», «Сестры» и «На канатах».

— Про людей, страдающих от тяжелых болезней, снято уже столько фильмов, равно как и о том, как справляются их семьи. Что вас привлекло конкретно в этой истории и почему вы не смогли от нее отказаться?

— Когда я прочитала сценарий, то подумала примерно то же самое: все это я уже в принципе видела раньше. Но, что удивительно, от самой истории не возникало ощущения вторичности. У нее оригинальный тон и очень внимательный реалистичный подход к подростковому опыту. Сценарий получился не слишком сентиментальным по отношению к персонажам и их реакциям. Мне нравится, что здесь каждый герой справляется по-своему с кризисом и зависимостью. При этом фильм не занимается морализаторством, и мы прощаем героям их пороки, так как прекрасно понимаем, почему они делают то, что делают. Мне это очень импонировало. Я хотела попробовать сделать этакое смешение комедии и драмы в каждом кадре, мне нравился этот вызов.

Бен Мендельсон

— Болезнь главной героини может послужить своеобразной метафорой взросления, когда родители понимают, что им нужно отпустить своего ребенка в жизнь, но это очень тяжело сделать.

Перед съемками мы изучали этот вопрос и обнаружили такую тенденцию: когда в семье есть ребенок с какой-то серьезной болезнью, родители автоматически продолжают относиться к нему так же, когда впервые узнали про болезнь. То есть это своеобразный рецидив: вне зависимости от возраста, для родителей дети остаются такими же. Их окружают заботой и относятся к ним, как к маленьким, что ужасно расстраивает подростков, поэтому их естественная реакция оттолкнуть родителей. Подростки и так это делают, но в данном случае болезнь усиливает чувство несправедливости. Также дети понимают, что, возможно, у них осталось мало времени, и поэтому стараются оторваться по полной. Для родителей это очень сложный период.

— Между актерскими парами в фильме просто невероятная химия. Как у вас получилось добиться такой интимности? Вы сами учились актерскому мастерству, помог ли вам этот опыт эффективнее выстраивать отношения с исполнителями на съемочной площадке?

— Помню, что ненавидела учиться на актрису, потому что хотела стать режиссером, но в моем университете просто не было такого курса. Я ненавидела находиться перед камерой, мне не нравилось запоминать строчки диалогов, но этот опыт мне очень помог, поэтому сейчас я стараюсь создать для актеров максимально спокойную обстановку. Надеюсь, что могу общаться с ними на их языке. В итоге из меня вышел режиссер, ориентированный на актеров.

Элайза Сканлен и Тоби Уоллес

Что касается наших актеров, до «Молочных зубов» они никогда не встречались и не работали вместе. Может, только Элайза и Тоби один раз случайно пересеклись на вечеринке, и все. То же самое с Эсси и Беном: они знали друг о друге, но никогда не снимались вместе. Поэтому мы полагались на удачу, при этом я была уверена в них они все невероятные профессионалы. Забавно, но я не верю в магию на экране, в то, что химия просто возникает каким-то волшебным образом. Я верю в то, что моя работа как режиссера — сделать все для того, чтобы это случилось. Знаю истории о том, как между актерами, которые ненавидят друг друга в реальной жизни, возникает химия на экране, так что хорошие отношения ничего не гарантируют. Конечно, у нас на площадке все было отлично, все сыгрались друг с другом, но я всегда говорила им: «Вам нужно провести какое-то время вместе вне площадки, куда-то сходить, посмотреть фильм». И они действительно встречались несколько раз, читали сценарий, пытались найти связь друг с другом. Я старалась создавать приятную атмосферу на съемках, потому что хочу, чтобы люди чувствовали мою поддержку.

— Это первый проект Бена Мендельсона в родной Австралии почти за 10 лет. Как вам удалось его заполучить?

— Я и продюсеры картины хорошо знаем его агента, и ей очень понравился сценарий. Ей показалось, что это идеальный проект для камбэка. Плюс еще я написала Бену письмо с очень личным воспоминанием. Как-то я пошла на концерт Сиа в Австралии. Она делает оригинальные видео для своих шоу, и в каждом из них снимается какая-то знаменитость. Одним из них оказался Бен. В ролике у него была марионетка с гигантскими руками, которыми она постоянно себя била. Это была ужасно грустно. Помню, что стояла, смотрела на это и плакала. И подумала, что эта марионетка похожа на Генри, на те эмоции, которые он испытывает в фильме. Так что когда я писала письмо Бену, то говорила не о его ролях, а об этом видео и его танце. Думаю, что на его решение повлияли и слова агента, и мое письмо. Когда мы впервые говорили по телефону, он сказал: «Пожалуйста, не пытайся меня убедить, я уже принял решение взяться за эту роль. Давай лучше обсудим моего персонажа». Для меня это было настоящим облегчением.

— Элайза — тоже настоящая находка. Практически весь фильм держится на ней.

Найти актрису на главную роль было невероятно сложной задачей. Я не могла представить себе, кто из молодых актрис мог бы справиться, потому что героиня постоянно меняется. В начале фильма всего на несколько минут мы видим, какой Мила была до того, как повстречала Мозеса, и за это короткое время нам нужно понять и осмыслить, кем она была, всю ее историю. Элайза прошла несколько проб, но я по-прежнему не могла принять решение. Мой кастинг-директор убедила меня еще раз посмотреть Элайзу и оказалась права. Просто Элайза была такой разной на всех пробах, что я никак не могла понять, кто она такая. Она такой хамелеон! Ей удалось создать персонажа всего за четыре недели. Она абсолютно бесстрашная: для съемок ей нужно было побрить голову, и Элайза даже не дрогнула.

— Это ваш дебютный фильм. Было страшно браться? Все-таки когда ты новичок, никто тебя не знает, и ты сам не знаешь, на что ты способен. Или вы были уверены в своих силах?

— Я получила этот проект потому, что на самом деле занималась режиссурой очень долго. В 17 лет поняла, что хочу стать режиссером, и полностью сфокусировалась на этом. Конечно, постоянно было страшно. В театре перед каждой премьерой мне было так плохо! Я каждый раз думала, что меня стошнит. Просто это ужасно волнительный момент — когда зрители видят твою работу в первый раз. То же самое произошло в Венеции: там мы впервые показали свой фильм, и это было ужасно. Прекрасно, когда тебя принимают, но ты же не знаешь заранее, как люди будут реагировать. Главное, быть уверенным в том, что тебе нравится твоя собственная работа. Будут несогласные, это грустно, но, в конце концов, ты знаешь, что сделала все, что в твоих силах. Вложила в дело свои индивидуальность, любовь и внимание.

Я думаю, что уже не боюсь так сильно. Я уверена в себе, потому что наконец-то поняла, в чем заключается мой стиль и какие истории меня привлекают. При этом все остальные критики, журналисты определяют мой стиль за меня, говорят мне о моей работе, на что она похожа, и это на самом деле очень помогает. Постепенно приходишь к осознанию того, что делаешь и как, полагаясь на мысли и замечания других людей. Для меня это интересный обмен опытом.

 — Я заметила, что когда театральные режиссеры снимают кино, то зачастую привносят в фильм много театрального. Но в «Молочных зубах» это не чувствуется. Как вам удалось отделить кино от театра?

— Это очень интересный вопрос, мне его еще никто не задавал. Честно говоря, сейчас мне лично гораздо интереснее работать в кино, чем в театре. Все-таки в театре ты ограничен пространством, поэтому зачастую приходится делать акцент именно на игре актеров. Нужно постараться, чтобы все выглядело по-настоящему, как в кино, и на театральной сцене это очень сложно. Но мне нравится этот вызов. Хотя кино предлагает гораздо больше возможностей сделать что-то реалистичное, приземленное, чему можно посочувствовать, так что когда у меня появилась такая возможность, то я старалась максимально подчеркнуть этот натурализм. Во многом мне хотелось сделать персонажей настолько реалистичными, чтобы у вас возникало ощущение документального фильма. Рита Калнеяс, сценаристка «Молочных зубов», тоже работала в театре, поэтому мы обе очень не хотели, чтобы наше кино было похоже на пьесу. Когда Рита писала сценарий, то очень внимательно за этим следила и предлагала: «Может, от этого стоит отказаться? Звучит слишком театрально». Конечно, в фильме могут быть какие-то немного театральные сцены, чтобы подчеркнуть важность момента. Но я старалась добавлять их без потери реалистичности.

— А еще театр — это постоянное повторение. Не все могут с этим справиться.

Да, это точно. Когда я ходила на собственные спектакли пару раз в неделю, то просто не могла их смотреть. Мне приходилось говорить актерам: «Пожалуйста, придумайте сегодня что-нибудь, потому что я приду на спектакль, и я не хочу опять смотреть то же самое». И они всегда удивляли меня. Я хотела, чтобы мои представления были не повторяющимися, а органичными, сложными, потому что, как только это превращается в рутину, спектакль черствеет.

— И все-таки в фильме есть ощущение той самой театральной ограниченности пространства, о которой вы упоминали. Все герои как бы заперты в одном доме друг с другом и не могут оттуда сбежать. Наверное, сегодня зрители лучше смогут понять это чувство, чем год назад.

— Да, интересно получилось. Когда я узнала, что мы будем выпускать фильм не в кинотеатрах, а онлайн из-за коронавируса (в некоторых странах, в том числе в США, фильм выпустят на VOD. — Прим. ред.), я поняла, что какие-то темы стали нам даже понятнее и ближе. Как вы и сказали, мы все застряли друг с другом, мы справляемся с этой изоляцией каждый день и, может, задаемся вопросом, чему можно научиться в этой ситуации. Так что в какой-то степени некая театральность стала нашей реальностью.

Эсси Дэвис

— В России фильм все-таки выйдет в кинотеатральный прокат. Как вы относитесь к открытию кинотеатров во время пандемии?

У нас в Австралии кинотеатры уже открылись, я даже ходила в кино два раза, а еще была на премьерах «Молочных зубов» в Сиднее и Брисбене. Конечно, мы смогли пустить на показы только половину зрителей, потому что во всех кинотеатрах соблюдается социальное дистанцирование, но это все равно неповторимое чувство — сидеть вместе в одном зале, смеяться, дышать. Это прекрасный опыт. Правда нам нельзя было остаться после показа и все обсудить, всем пришлось быстро идти по домам — вот это было необычно. Сейчас все коммуникации перешли в онлайн, мы не можем обсудить фильм в баре, например. Скорее, в Twitter или по Skype, как мы с вами сейчас, но это неважно. Самое важное сегодня забота друг о друге.

«Молочные зубы» можно будет посмотреть по подписке на КиноПоиск HD с 14 сентября.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

7 сентября 20197
5 августа 20206
10 июля 202013
18 января 202023

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации